Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области ''Городская клиническая больница N 6'' (далее - Заказчик): ***** (по доверенности);
Комитет государственного заказа Тверской области (далее - Уполномоченный орган) ******(по доверенности)
ООО "АПгрейт" (далее - Заявитель, Исполнитель, Общество**** (по доверенности);
рассмотрев посредством системы видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 06.07.2023 поступила жалоба Заявителя на действия/бездействие Заказчика при проведении электронного конкурса на поставку медицинских изделий (Эндоскопическая система) (извещение от 29.06.2023 N 0136500001123003975) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее -Аукцион).
По мнению Заявителя, действия Заказчика и Уполномоченного органа нарушают положения Закона о контрактной системе, а именно:
1. По совокупности параметров, под Описание объекта закупки на поставку медицинского изделия:, (Эндоскопическая система) составленное Заказчиком, подходит модель видеоэндоскопические системы только одного производителя: "ОЛИМПАС МЕДИКАЛ СИСТЕМС КОРП.", страна происхождения - Япония).
2. Заказчиком, в нарушение норм статьи 33 Закона о контрактной системе, а также в нарушение пункта 5, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), использованы нестандартные и не использующиеся показатели, требования, условные обозначения и терминология, без применения обоснования необходимости использования.
3. Заказчиком в нарушение Приказа министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" установлены избыточные условия пункты контракта 3.14 и 4.4 , допускающие двоякое толкование, а также позволяющие заказчику отказать Исполнителю по контракту в приемке товара без объективных причин.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводом жалобы не согласились, представили письменные пояснения.
В результате изучения представленных документов и пояснений, рассмотрения доводов жалобы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, составленным при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 29.06.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 294 200,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок -07.07.2023, по окончании срока подачи заявок подано 2 (две) заявки на участие в закупке.
4) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 11.07.2023, 2 заявки признаны соответствующими требованиям Аукциона в электронной форме, определен победитель.
1) В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемых к поставке товаров ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к товару соответствует товар единственного производителя, а именно видеоэндоскопические системы "ОЛИМПАС МЕДИКАЛ СИСТЕМС КОРП.", страна происхождения - Япония).
Комиссией установлено, что описанием объекта закупки определены требования к характеристикам необходимых Заказчику, в том числе указаны следующие требования к системе видеоэндоскопической:
11аимеповаиие характеристики (показателя) Значение характеристики (показателя)**
Видеопроцессор:
Автоматическая настройка баланса белого при идентификации эндоскопа наличие
Колпачок для настройки баланса белого наличие
Источник света эндоскопический встроенный наличие
Видеогастроскоп:
Глубина резкости в диапазоне: - нижнее значение диапазона -верхнее значение диапазона Не более 2 Не менее 100
Диаметр рабочей части Не более 9,2 мм
Заказчиком представлена сравнительная таблица с информацией о наличии 2 производителей.
Вместе с тем у модели CV -170 баланс белого настраивается с помощью колпачка баланса белого, который входит в комплект поставки, в то время как у модели EPK-i7010 в комплект поставки входит регулятор баланса белого, так же у модели EPK-i7010 нет автоматической настройки баланса белого при идентификации эндоскопа. На странице 74 инструкции размещенной на сайте Росздравнадзора указаны все операции, которые отображаются при идентификации эндоскопа, операция по настройке баланса белого отсутствует.
Кроме того в представленных Заказчиком коммерческих предложениях представлена модель Система Olympus CV-170 производитель "ОЛИМПАС МЕДИКАЛ СИСТЕМС КОРП."
Комиссия отмечает, что, если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
Каких-либо иных документов, сведений и информации, подтверждающих соответствие требованиям описания объекта закупки товаров нескольких производителей на заседании Комиссии не представлено.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей Заказчика и доводов Заявителя, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании извещения, таким образом, что в рамках одной закупочной процедуры закупается товар единственного производителя, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 145) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, определенных пунктом 5 Правил.
Учитывая изложенное, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию КТРУ (указанный вывод согласуется с правовой позицией Минфина России, изложенной в письме от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"):
- заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги).
Согласно пояснениям Заказчика и Уполномоченного органа, довод заявителя о том, что описание объекта закупки противоречит ГОСТ Р 55719-2013 "Изделия медицинские электрические. Требования к содержанию и оформлению технических заданий для конкурсной документации при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования" и не соответствует ГОСТ Р 56278-2014 "Изделия медицинские электрические, Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок" также считаем необоснованным и не правомерным.
Закупаемая система эндоскопической визуализации относится к узкоспектральной эндоскопии и требования ГОСТ Р 56278-2014 "Изделия медицинские электрические, Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок" на данную систему не распространяются, соответственно, требования национального стандарта при описании объекта закупки заказчиком не применялись.
Согласно пункту 4.3 ГОСТ Р 55719-2013 "Изделия медицинские электрические. Требования к содержанию и оформлению технических заданий для конкурсной документации при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования" при составлении технического задания заказчик должен определить характер потребности в том или ином виде высокотехнологического медицинского оборудования, его качественные и функциональные характеристики.
При составлении технического задания следует руководствоваться следующими основными принципами:
- принципом определенности;
- принципом разумности детализации требований.
Заказчиком в описании объекта закупки определены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики медицинского изделия исходя из потребностей в закупаемом медицинском изделии в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Избыточная детализация требований отсутствует.
Пунктом 4.3 ГОСТ Р 55719-2013, на нарушение которого заявитель ссылается в жалобе, не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать установленные характеристики медицинского изделия.
Вышеуказанные доводы не могут быть приняты Комиссией по следующим основаниям.
Проанализировав ТЗ спорной закупки, Комиссией установлено, что при описании объекта закупки Заказчик руководствовался положениями ГОСТ Р 56278 - 2014:
Описание объекта закупки
(техническое задание)
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики (показатели) товара |
Единица измерения товара |
Кол-во товара |
||
Наименование характеристики (показателя) |
Значение характеристики (показателя)** |
Единица измерения характеристики (показателя) |
||||
1 |
Система эндоскопической визуализации* |
1.1 Видеопроцессор: |
наличие |
|
К шт |
1 |
Поддержка стандарта HDTV для вывода изображения на монитор с возможностью подключения HD-эндоскопов |
наличие |
|
||||
Система выделения структуры капилляров и других изменений слизистой оболочки |
наличие |
|
||||
Функция усиления контраста |
наличие |
|
||||
Функция заморозки изображения |
наличие |
|
||||
Функция записи "стоп-кадра" |
наличие |
|
||||
Передача видеоинформации |
наличие |
|
||||
Режимы регулировки освещенности автоматический и/или по пиковому (среднему) значению |
наличие |
|
||||
Память для ввода информации о пациентах (код, имя пациента, пол и возраст, дата и время исследования) |
наличие |
|
||||
Отображаемая на экране информация: код пациента, имя, пол и возраст, дата и время исследования |
наличие |
|
||||
Источник света эндоскопический встроенный |
наличие |
|
||||
Принудительная вентиляция для охлаждения |
наличие |
|
||||
Встроенная помпа для подачи воздуха и воды |
наличие |
|
||||
Автоматическая и ручная регулировка яркости |
наличие |
|
||||
Тип лампы |
светодиодная или ксеноновая |
|
||||
Управление функциями с кнопочной клавиатуры |
наличие |
|
||||
Количество уровней интенсивности подачи воздуха |
Не менее 3 |
штук |
||||
Индикатор уровня яркости на лицевой панели |
наличие |
|
||||
Встроенный оптический фильтр для формирования светового потока узкого спектра для улучшенной визуализации сосудистой и тканевой архитектуры |
наличие |
|
||||
Функция усиления структурных элементов и контуров изображения |
наличие |
|
||||
Функция электронного увеличения изображения |
наличие |
|
||||
Возможность выбора времени буферизации "стоп-кадра" |
наличие |
|
||||
Дистанционное управление помпой для подачи воды |
наличие |
|
||||
Возможность программирования кнопок на рукоятке эндоскопа |
наличие |
|
||||
Функция идентификации эндоскопа |
наличие |
|
||||
Автоматическая настройка баланса белого при идентификации эндоскопа |
наличие |
|
||||
Возможность сохранять изображения во внутреннюю память |
наличие |
|
||||
Возможность сохранять изображения на внешние носители |
наличие |
|
||||
Возможность сохранять данные о пациенте на внешние носители |
наличие |
|
||||
USB-порт на лицевой панели для подключения USB-носителей |
наличие |
|
||||
Пользовательское меню на русском языке |
наличие |
|
||||
Клавиатура |
наличие |
|
||||
Колпачок для настройки баланса белого |
наличие |
|
||||
Запоминающее USB-устройство |
наличие |
|
||||
Контейнер для воды автоклавируемый |
наличие |
|
Выдержка из ГОСТ Р 56278 - 2014
Видеопроцессор |
Количество |
Типы видеовыходов (HD/SD SDI, RGBs, DVI, Y/C, BNC) | |
Наличие: Электронный блок для подключения видеоэндоскопов: диагностические для взрослых, для детей; терапевтические; широко-канальные; двух-канальные (видеогастроскопы, видеоколоноскопы, видеодуоденоскопы, видеобронхоскопы, ультразвуковые видеоэндоскопы) | |
Поддержка стандарта HDTV для вывода изображения на монитор с возможностью подключения HD-эндоскопов | |
Система выделения структуры капилляров и других изменений слизистой оболочки | |
Функция усиления контраста | |
Функция заморозки изображения | |
Функция записи "стоп-кадра" | |
Передача видеоинформации | |
Режимы регулировки освещенности - автоматический и/или по пиковому (среднему) значению | |
Память для ввода информации о пациентах (код, имя пациента, пол и возраст, дата рождения, дата и время исследования, имя врача) | |
Отображаемая на экране информация: код пациента, имя, пол и возраст, дата рождения, дата и время исследования, имя врача | |
Возможность сопряжения с ультразвуковой системой для использования ультразвуковых видеоэндоскопов | |
Совместимость с эндоскопическим оборудованием без дополнительных адаптеров | |
Источник света эндоскопический |
Осветитель с источником света мощностью, Вт, не менее |
Время непрерывной работы источника света, ч, не менее | |
Наличие: Запасной источник света | |
Принудительная вентиляция для охлаждения | |
Встроенная помпа для подачи воздуха и воды | |
Автоматическая и ручная регулировка яркости | |
Совместимость с эндоскопическим оборудованием без дополнительных адаптеров |
Таким образом утверждение Заказчика и Уполномоченного органа о том, что требования ГОСТ Р 56278-2014 "Изделия медицинские электрические, Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок" на данную систему не распространяются опровергается характеристиками и показателями, установленными в ТЗ.
Таким образом, учитывая, что в составе извещения о проведении Аукциона отсутствует обоснование Заказчика о необходимости использования показателей отличных от ГОСТ, Комиссия приходит к выводу, что указанные выше действия Заказчика нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
3) В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
При этом согласно части 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу Закона N 360-ФЗ, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону, до утверждения Правительством Российской Федерации типовых условий контрактов.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 N 724н (далее - Приказ N 724н) утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Условия пунктов 3.14 и 4.4 о замене товара ненадлежащего качества и (или) некомплектного товара в течение 3 рабочих дней после получения претензии заказчика не противоречат законодательству РФ. Поставщик, поставляя товар по контракту, должен изначально исходить из того, что поставляемый им товар полностью соответствует Спецификации к контракту и оснований для отказа в приемке у заказчика не будет. Данные условия направлены на защиту интересов заказчика, чтобы поставщик добросовестно исполнил обязательства по контракту в установленные сроки поставки и поставил товар надлежащего качества. Если же поставщик заведомо доставляет товар, не соответствующий по характеристикам товару, указанному в контракте, значит, он обязан в течение 3 рабочих дней осуществить замену товара на товар надлежащего качества. Следует также отметить, что предметом контракта является поставка готового медицинского изделия, а не его изготовление. Таким образом, довод заявителя о том, что товара нет на складе и его надо произвести, в данном случае является не состоятельным.
Вместе с тем, Изучив проект государственного контракта, Комиссия приходит к выводу, что проект государственного контракта составлен Заказчиком не в соответствии с Приказом N 724н и Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АПГРЕЙТ" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 33, часть 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела 05-6/1-123-2023 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 12 июля 2023 г. N 05-6/1-123-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2023