Резолютивная часть решения оглашена 17 июля 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконферец-связи ИП Тожибаева З.П. на положении извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту участка N3 теплотрассы по ул. Мира (от котельной до ТК6) в р.п Струги Красные (номер извещения: 0157300017323000010) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30.06.2023 Заказчиком - Администрацией Струго-Красненского района объявлен электронный аукцион на выполнение работ по ремонту участка N3 теплотрассы по ул. Мира (от котельной до ТК6) в р.п Струги Красные (номер извещения: 0157300017323000010).
Извещение N 0157300017323000010 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 30.06.2023 10:30.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 921 170,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 10.07.2023 10:00.
Оператор электронной площадки: АО "Сбербанк-АСТ".
10.07.2023 (вх.N3189-ЭП/23) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 17.07.2023 в 17 часов 00 минут, с учетом перерывов, объявленных 13.07.2023 в 15.30, 17.07.2023 в 12.15, в связи необходимостью получения дополнительной позиции от Заказчика.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх.N3189-ЭП/23 от 10.07.2023):
Согласно локальным сметным расчетам в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены очистка непроходных каналов: от мокрого ила и грязи при снятых трубах, глубина очистки до 2 м, демонтаж трубопроводов в непроходных каналах краном диаметром труб: до 100 мм, демонтаж трубопроводов в непроходных каналах краном диаметром труб: 65 мм, демонтаж задвижек диаметром: до 100 мм, установка задвижек или клапанов стальных для горячей воды и пара диаметром: 125 мм, прокладка стальных трубопроводов в непроходном канале в изоляции из пенополиуретана (ППУ) с изоляцией стыков скорлупами при номинальном давлении 1,6 МПа, температуре 150°С, диаметр труб: 65 мм..
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкции, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждении и неисправностей. При этом, сметами предусмотрена укладка новых трубопроводов, что не может являться текущим ремонтом по устранению неисправностей.
Таким образом, считаем, что Заказчиком неверно определено наименование объекта закупки, вследствие чего установлены ненадлежащие дополнительные требования к Участникам.
Представители Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения, исх.N1801 от 12.07.2023, б/н от 14.07.2023, б/н от 17.07.2023, в материалах дела):
В бюджете муниципального образования "Струго-Красненский район" на 2023 год предусмотрены лимиты на выполнение работ по ремонту участка N 3 теплотрассы по улице Мира по КБК 900 0502 0530123900 244 р225д0000 в сумме 6 921 170,00 (шесть миллионов девятьсот двадцать одна тысяча сто семьдесят) рублей по коду видов расходов (КВР) 244 (прочая закупка), что * подразумевает ремонт - текущий ремонт. На капитальный ремонт по КВР 243 - закупка товаров, работ, услуг, в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества, в бюджете муниципального образования денежные средства не предусмотрены.
Заказчик предъявил дополнительные требования к участникам закупки согласно позиции 15_ Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N2571.
Действия Заказчика не повлекли за собой ограничение количества участников аукциона либо ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее нарушение:
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Закона о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N2571 установлено, что положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Позицией 11 приложения к Постановлению N2571 определены требования к участникам закупки осуществляющим работы по капитальному ремонту линейного позицией 18 объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 настоящего приложения, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
пунктом 1 в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
пунктом 2 В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
пунктом 3 в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации
Объектом закупки является выполнение работ по ремонту участка N3 теплотрассы по ул. Мира (от котельной до ТК6) в р.п Струги Красные.
Согласно извещению о проведении аукциона Заказчик использовал позицию КТРУ 42.21.21.000-00000005 "Выполнение работ по реконструкции наружных тепловых сетей".
В соответствии с подпунктом 10.1 пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ (далее - ГрК РФ), в целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
10.1) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
Соответственно, теплотрасса представляет собой подземный трубопровод, а значит относится к линейным объектам.
Капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 14.3 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 7.1. Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 N 285 (далее - Инструкция N285), капитальный ремонт тепловых сетей - это ремонт в процессе которого восстанавливается изношенное оборудование и конструкции или они заменяются новыми, имеющими более высокие технологические характеристики, улучшающими эксплуатационные качества сети.
Письмом Министерства регионального развития РФ от 26 апреля 2012 N 9905-АП/14, утверждены Методические рекомендации по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Методические рекомендации по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения относят замену задвижек, замену участков труб, пришедших в негодность, к капитальному ремонту.
Работы, указанные в Описании объекта закупки, выполняются для замены изношенных конструкций трубопровода (труб, изоляции, задвижек, фланцев, отводов, кранов шаровых) на новые.
Так, в описании объекта закупки (ведомость объемов работ), указаны такие работы как: демонтаж задвижек диаметром: до 100 мм (позиция 9), установка задвижек или клапанов стальных для горячей воды и пара диаметром: 125 мм (позиция 16), прокладка стальных трубопроводов в непроходном канале в изоляции из пенополиуретана (ППУ) с изоляцией стыков скорлупами при номинальном давлении 1,6 МПа, температуре 150°С, диаметр труб: 125 мм (позиция 20).
Таким образом, замена задвижек на краны шаровые, изоляция труб ППУ, имеют более высокие технологические характеристики, являются улучшающими эксплуатационные качества сети и классифицируются, как капитальный ремонт (пункт 7.1 Инструкции N285).
Приложение N7 к Инструкции N285 содержит перечень работ по ремонту тепловых сетей, относящихся к текущему ремонту и к капитальному.
При этом, работы по восстановление поврежденных или смена пришедших в негодность строительных конструкций, каналов, камер, смотровых колодцев, павильонов и опор надземных прокладок.
В описании объекта закупки (ведомость объемов работ), указаны такие работы как: устройство плит перекрытий каналов площадью: до 1 м2 (пункт 4), разборка бетонных опор под теплотрассу (пункт 10), устройство железобетонных опор под теплотрассу (пункт 13).
Перечисленные выше работы также указывают на необходимость Заказчика квалифицировать данные работы, как капитальный ремонт, а не текущий.
Исходя из вышеизложенного, комиссия приходит к выводу, что Заказчик должен был установить дополнительные требования в соответствии с позицией 11 приложения Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N2571.
Таким образом, Заказчик нарушил требования части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.07.2023 NИЭА1 на участие в закупке была подана одна заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения.
При этом, Комиссия, установила, что у единственного участника аукциона ООО "ЯРУС", не имеется надлежащего опыта исполнения, а именно исполненных контрактов (договоров) на строительство либо реконструкцию, либо капитальный ремонт линейного объекта, в размере 20% от начальной (максимальной) цены контракта (1 384 234,00 руб.), в подтверждение требований части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П.
обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика) и внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона, с учетом настоящего решения.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для проведения административного расследования в отношении виновного должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 20 июля 2023 г. N 060/06/31-271/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023