Резолютивная часть решения оглашена "17" июля 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "20" июля 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
муниципального бюджетного учреждения "Культурно-досуговый центр "Мир" (далее - Заказчик, МБУ "Культурно-досуговый центр "Мир") - <_.>,
общества с ограниченной ответственностью "Тереза" (далее - ООО "Тереза", Общество, Подрядчик) - <_>,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 13.06.2023 N 0164300016523000448 на капитальный ремонт фасада здания N 1 МБУ Культурно-досуговый центр "Мир", расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д.65"а"/1, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона N0164300016523000448 с ООО "Тереза", и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение МБУ "Культурно-досуговый центр "Мир" (вх. от 11.07.2023 N4305-ЭП/23) о направлении сведений об ООО "Тереза" (392029, г. Тамбов, ул. Бастионная, 8Г, ИНН 6829088801) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 29.06.2023 от исполнения контракта от 13.06.2023 N 0164300016523000448 на капитальный ремонт фасада здания N 1 МБУ Культурно-досуговый центр "Мир", расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д.65"а"/1, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона N0164300016523000448, в связи с нарушением условий контракта.
Заказчик сообщил обоснования причин расторжения контракта от 13.06.2023 N 0164300016523000448 с ООО "Тереза", представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.6 контракта Заказчик 29.06.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "Тереза" представило в Тамбовское УФАС России письменные пояснения по рассматриваемой ситуации (вх. от 17.07.2023 N 4415-ЭП/23), в которых сообщило следующее.
Подрядчик проводил работы по поиску квалифицированного персонала, имеющего опыт работы по соответствующей специальности, а также занимался изучением соответствующих документов, удостоверяющих качество используемых материалов и оборудования, требованиям, установленным в контакте.
27 июня 2023 года Обществом в адрес Заказчика было направлено предложение о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с тем, что в ходе изучения локального сметного расчета было установлено, что у материалов под маркой CERESIT, имеющихся у Подрядчика на складе, истекли сроки сертификации. На данное предложение от Заказчика был получен отказ.
28 июня 2023 Общество повторно направило в адрес Заказчика письмо с обоснованием отказа от исполнения обязательств по контракту и предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон.
На основании изложенного, Общество просило не включать сведения об ООО "Тереза" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 13.06.2023 N 0164300016523000448, заключенного с ООО "Тереза", рассмотрев материалы Заказчика и пояснения Общества, документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164300016523000448 между Заказчиком и Подрядчиком 13.06.2023 заключен контракт N 0164300016523000448 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания N 1 МБУ Культурно-досуговый центр "Мир", расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д.65"а"/1, на сумму 2 360 564,58 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта: "Подрядчик обязуется выполнить работы для нужд Заказчика по капитальному ремонту фасада здания МБУ "Культурно-досуговый центр "Мир", расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, д.65 "а"/1, и передать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки, заявкой (окончательным предложением) Подрядчика".
Согласно п. 1.1.1 контракта: "Виды и объем выполняемых работ, указанных в пункте 1.1 настоящего Контракта: 1 условная единица согласно ведомости объемов работ (приложение N 1 к Контракту), смете контракта (приложение N2 к Контракту), проектной документации (приложение N 3 к Контракту), локального сметного расчета (смета) (приложение N 4 к Контракту)".
Согласно п. 1.3.2 контракта: "Характеристика материалов, применяемых в ходе выполнения работ:
- используемые материалы должны отвечать требованиям действующих нормативных документов и соответствовать проектной документации (приложение N 3 к проекту Контракта). Товарные знаки (знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы), встречающиеся в проектной документации определяют архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения выполнения работ и не обязывают Подрядчика использовать материалы с указанными товарными знаками (знаками обслуживания, фирменными наименованиями, патентами, полезными моделями, промышленными образцами), при выполнении работ могут применяться аналогичные материалы".
Согласно п. 4.2 контракта: "Срок выполнения работ: в течение 94 календарных дней с даты заключения настоящего Контракта. Указанный срок включает в себя срок, установленный для принятия результатов исполнения Контракта, подписания и размещения Заказчиком в Единой информационной системе документа о приемке в соответствии с п. 7.2 настоящего Контракта".
Согласно п. 5.1 контракта: "Подрядчик обязан приступать к выполнению работ по Контракту только при наличии журнала производства работ. Вести журнал производства работ и передавать его в составе исполнительно-технической документации по требованию Заказчика в независимости от объема выполненных работ и сроков исполнения Контракта".
Представитель Заказчика пояснил, что Подрядчику было направлено письмо 20.06.2023 исх. N 301/109 с просьбой уведомить Заказчика о дате начала работ и представить график производственных работ, на которое ответа не поступило.
27.06.2023 Заказчик направил Подрядчику претензию через единую информационную систему в сфере закупок, в которой предлагал начать выполнение работ в соответствии с условиями контракта в срок до 28.06.2023. Однако, Подрядчик не приступил к выполнению работ по контракту.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.6 контракта: "Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке, установленном статьей 95 Федерального закона от 05.04.2012 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
29.06.2023 Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 12.6 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.06.2023 N 0164300016523000448, заключенного с ООО "Тереза", в связи с не выполнением работ по контракту.
Согласно ч. 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Подрядчиком 29.06.2023.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В связи с тем, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта работы в соответствии с условиями контракта ООО "Тереза" выполнены не были, что подтвердил представитель Общества на рассмотрении дела, решение от 29.06.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.06.2023 N 0164300016523000448 вступило в законную силу 10.07.2023.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вышеуказанными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательств возникновения у ООО "Тереза" обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших Обществу исполнить надлежащим образом контракт в установленный срок, в Тамбовское УФАС России не представлено.
Довод Общества, что у материалов под маркой CERESIT, имеющихся у Подрядчика на складе, истек срок сертификации, поэтому Подрядчик не может исполнить контракт, не относится к обстоятельствам непреодолимой силы.
Заранее спланированный порядок выполнения работ дает возможность участнику закупки на стадии определения поставщика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в электронном аукционе, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
Заказчик в ходе рассмотрения дела пояснил, что в соответствии с п 1.3.2 контракта предусмотрена возможность использовать Подрядчику в ходе выполнения работ аналогичные материалы. Также Заказчик сообщил, что Подрядчик не обращался к Заказчику письменно за согласованием иного материала для выполнения работ.
В рассматриваемом случае Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
Данная закупка имеет важное значение для Заказчика, и неисполнение ООО "Тереза" обязательств по контракту влияет на деятельность МБУ "Культурно-досуговый центр "Мир".
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Материалами дела обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления Правительства РФ N 1078, не установлено.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "Тереза" недобросовестное поведение, выраженное в невыполнении работ в соответствии с условиями контракта как в установленный контрактом срок, так и по истечении 10 дней с даты уведомления о расторжении контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, при принятии решения об одностороннем расторжении контракта.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 95, статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные МБУ "Культурно-досуговый центр "Мир" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тереза" (392029, г. Тамбов, ул. Бастионная, 8Г, ИНН 6829088801), лица, исполняющего функции единоличного органа Общества, - генерального директора <_> включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тереза" и его генерального директора <_> в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Тереза" и его генерального директора <_.> из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии Н.Е Козлова
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.
тел. 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 июля 2023 г. N 068/10/104-509/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023