Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 июля 2023 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по проведению внеплановой документарной проверки (далее также - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции - заместитель руководителя Управления Охинцева С. Н., члены Инспекции - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Хлынина Я. В.,
с участием:
заявитель, индивидуальный предприниматель Малькова Надежда Николаевна (далее также - ИП Малькова Н. Н.), обеспечил участие в проведении проверки представителя по доверенности Разумова Р. Л.,
заказчик - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида N5 "Звёздочка" (далее также - МБДОУ Детский сад N 5 "Звёздочка", заказчик), участие в проведении проверки не обеспечил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
уполномоченный орган - Администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее также - уполномоченный орган), участие в проведении проверки не обеспечил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
осуществив внеплановую документарную проверку соблюдения заказчиком, МБДОУ Детский сад N 5 "Звёздочка", уполномоченным органом, Администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области, комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа, Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания (извещение N 0171300012723000055), в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказом Ярославского УФАС России от 14.07.2023 N 200/23,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступило обращение ИП Мальковой Н. Н., указывающее на наличие в действиях заказчика, МБДОУ Детский сад N 5 "Звёздочка", уполномоченного органа, Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания (извещение N 0171300012723000055).
По мнению заявителя, заказчик (на этапе формирования и направления в адрес победителя закупки проекта контракта) неправомерно снизил цену контракта на 15 % от предложенной заявителем - победителем закупки.
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 27.06.2023 размещено извещение N 0171300012723000055 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 165 223,68 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу.
Пунктом 1.1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н предусмотрено, что при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
Рассматриваемая закупка проводится не в рамках реализации национального проекта.
Объектом закупки являются товары, классифицируемые кодами ОКПД 2 01.22.12.000 "Бананы", 01.24.21.000 "Груши", 01.25.19.190 "Ягоды, плоды растений вида Vaccinium прочие, не включенные в другие группировки", 01.23.12.000 "Лимоны и лаймы", 10.73.11.000 "Изделия макаронные и аналогичные мучные изделия", 01.23.14.000 "Мандарины, включая танжерины, клементины и аналогичные гибриды цитрусовых культур", 01.24.10.000 "Яблоки".
Все вышеприведенные закупаемые товары включены в перечень согласно приложению N 1 к приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н (позиции 2 и 41 перечня).
Сообразно с этим заказчиком и уполномоченным органом в извещении об осуществлении закупки, сформированном с использованием единой информационной системы, установлены условия допуска в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Пунктом 1.3 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н предусмотрено, что при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующий электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать в числе прочего информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно пункту 1.6 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.07.2023 NИЭА1 содержатся следующие сведения об итогах закупки:
"
|
"_"
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного аукциона признается участник закупки с идентификационным номером заявки - 2, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, с предложением о цене контракта /суммы цен единиц товара, работы, услуги 80 959,44 руб".
Изучив заявки на участие в закупке, Инспекция установила, что данные заявки содержали следующую информацию о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров:
Идентифи-кационный номер заявки |
Наименование участника закупки |
Предложение о цене контракта, руб. |
Сведения о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров |
2 |
ИП Малькова Н. Н. |
80 959,44 |
Эквадор Российская Федерация Королевство Марокко |
105 |
ООО "Ферт" |
81 785,56 |
Российская Федерация |
103 |
ООО "ОПТМЕЖТОРГ" |
125 569,92 |
Эквадор Российская Федерация Швейцария |
Из нормативных положений действующего законодательства о контрактной системе следует, что документом, подтверждающим страну происхождения товара в целях применения приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара (пункт 5 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013, пункт 1.6 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н), при этом у комиссии по осуществлению закупок обязанность осуществлять проверку достоверности представленных в заявке сведений в силу формулировки пункта 3 части 5 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 (в случае выявления недостоверной информации) отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, заявки участников закупки ИП Мальковой Н. Н. и ООО "ОПТМЕЖТОРГ" являются заявками с предложениями о поставке товаров иностранного происхождения, а заявка участника закупки ООО "Ферт" - заявкой, содержащей предложение о поставке товаров российского происхождения.
Таким образом, с учетом положения подпункта "а" пункта 1.3 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н контракт с победителем закупки ИП Мальковой Н. Н., заявка которой содержала предложение о поставке товаров в том числе иностранного происхождения, подлежал заключению по цене, сниженной на 15 % от ею предложенной, то есть по цене 68,815,52 руб.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать в числе прочего цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта.
10.07.2023 заказчик разместил в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта, содержащий помимо прочего условие о цене контракта, сниженной на 15 % от предложенной победителем закупки ИП Мальковой Н. Н., а именно 68815,52 (шестьдесят восемь тысяч восемьсот пятнадцать) рублей 52 копейки.
Таким образом, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что действия комиссии уполномоченного органа по рассмотрению заявок на участие в закупке, а также действия заказчика по формированию и направлению победителю закупки проекта контракта в оспариваемой заявителем части в полной мере согласуются с требованиями законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Ярославского УФАС России,
решила:
По итогам проведения внеплановой документарной проверки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания (извещение N 0171300012723000055) в действиях заказчика, МБДОУ Детский сад N 5 "Звёздочка" (ИНН 7621005318), уполномоченного органа, Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (ИНН 7621003800), комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (ИНН 7621003800), нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: С. Н. Охинцева
Члены Инспекции: И. С. Ерофеева
Я. В. Хлынина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 июля 2023 г. N 154П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023