Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: <_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_>- специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу Заявителя ООО "Швабе-Сибирь" (далее - Заявитель) на положения извещения при проведении электронного аукциона N33-22028-2023 "Система анестезиологическая, общего назначения" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123010141, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании Комиссии 11.07.2023 посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя Заказчика Министерства здравоохранения УР (далее - Заказчик): <_>. (доверенность от 21.02.2023 N3),
представителя ООО "Швабе Сибирь" (далее - Заявитель): <_> (доверенность от 07.07.2023 б/н),
представителя ООО "БМТ - Медтехника" (далее - Заявитель 2): <_> (доверенность от 09.07.2023 б/н),
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): <_> (доверенность от 30.12.2022 N6-юр), <_>. (доверенность от 28.06.2023 N24-юр),
на заседании комиссии 12.07.2023
в присутствии:
представителя Заказчика Министерства здравоохранения УР (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 21.02.2023 N3), <_> (доверенность от 10.07.2023 N25),
представителя ООО "Швабе Сибирь" (далее - Заявитель) (посредством видеоконференцсвязи): <_>. (доверенность от 07.07.2023 б/н),
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): <_>. (доверенность от 30.12.2022 N6-юр) (посредством видеоконференцсвязи), <_>. (доверенность от 28.06.2023 N24-юр),
УСТАНОВИЛА:
05.07.2023 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона.
По мнению подателя жалобы, в приложении N1 к извещению "Описание объекта закупки" Заказчик установил такие характеристики поставляемого товара, которые являются избыточными, безальтернативными, значения показателей которых соответствует только единственному производителю.
Представитель Заказчика и уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились и пояснили, что описание объекта закупки составлено в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также в полной мере отвечает потребностям Заказчика. Кроме того, часть показателей сформировано согласно требованиям ГОСТ 55953-2018 "Изделия медицинские. Аппараты наркозно-дыхательные. Технические требования для государственных закупок" утв. приказом Росстандарта от 25 декабря 2018 года N1135-ст. При формулировании некоторых показателей Заказчиком не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, однако, описание объекта закупки в отношении таких характеристик содержит в себе обоснование необходимости их использования, что также соответствует положениям ст. 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, обжалуемые Заявителем положения не приводят к ограничению количества участников закупки, так как на рынке существует не менее трех производителей, удовлетворяющих потребность Заказчика: Carestation 620 А1, WATO EX-65 pro, Atlan Draeger A300XL. Таким образом, доводы жалобы необоснованны.
28.06.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 24 703 687,50 рублей.
06.07.2023 - дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы о том, что Заказчик установил такие характеристики поставляемого товара, которые являются избыточными, безальтернативными, значения показателей которых соответствует только единственному производителю, признает его необоснованным на основании следующего.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объект закупки - Система анестезиологическая, общего назначения, которая относится к позиции КТРУ, установленной в извещении - 32.50.21.121-00000102.
Проанализировав извещение, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик использует позицию КТРУ, при этом в данной позиции КТРУ отсутствуют характеристики товара, в связи с чем Заказчик использует характеристики товара, которые отвечают его потребностям, и содержат в себе обоснование необходимости их содержания в описание товара.
Из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчику при формировании описания объекта закупки предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, возникающей в ходе осуществления деятельности с учетом специфики лечебного учреждения, с целью использования товара в работе с максимальной эффективностью, с учетом необходимости решения медицинским персоналом задач по оказанию своевременной, качественной и безопасной медицинской помощи населению, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки. Следовательно, потребность Заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В связи с тем, что ни Законом о контрактной системе, ни Постановлением Правительства N145 не регламентировано содержание такого обоснования, Заказчиком принято решение использовать именно такую форму изложения позиции Описания объекта закупки, не ограничивая при этом круг количества участников данной закупки.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела, установлено, что в свободном доступе на рынке присутствует не менее двух производителей товара, удовлетворяющих описанию объекта закупки: Carestation 620 А1, WATO EX-65 pro.
При этом, на заседании комиссии Заявитель приводил в пример характеристики товара WATO EX-65, на вопросы председателя Комиссии антимонопольного органа Заявитель также отвечал по характеристикам указанного товара, при этом, обоснованной позиции, опровергающей доводы Заказчика, относительно соответствия WATO EX-65 pro описанию объекта закупки не представил.
Таким образом, спорные характеристики отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям лечебного учреждения, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок. Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом, Заявитель указывает, что спорная характеристика "Наличие пневмопривода" является ограничивающим требованием к товару, поскольку не дает возможность поставки товара российского производства АО ПО "УОМЗ" г. Екатеринбург, АО "Красногвардеец" г. Санкт-Петербург, которые имеют электропривод.
Исходя из доводов и пояснений Заявителя следует, что данный товар не соответствует потребности Заказчика по показателю "пневмопривод", в связи с чем не может рассматриваться как ограничение конкуренции.
Заказчик при описании медицинского оборудования, руководствовался ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, частью 6 статьи 23 Закона, и Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При описании объекта закупки использовалась позиция КТРУ с указанием обоснования использования дополнительных характеристик, в описание объекта закупки не включались требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. Более того, описание объекта закупки составлено таким образом, чтобы максимально удовлетворить клиническим потребностям Заказчика, позволить решать поставленные перед Заказчиком задачи.
С учетом вышеизложенного, довод жалобы является необоснованным.
При этом, в ходе проведения внеплановой проверки в пределах своей компетенции Комиссией Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
На участие в закупке было подано четыре заявки на участие, одна отклонена.
При этом, заявка N 2 (1945066) ООО "Истэко", заявка N4 (1945048) содержали в себе предложение о поставке товара Atlan Draeger A300XL производителя "Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА" Германия.
Проанализировав регистрационное удостоверение предложенного к поставке товара Atlan Draeger A300XL, инструкцию по эксплуатации изделия, опубликованного на сайте Росздравнадзора, Комиссия установила, что в состав принадлежностей включен привод вентиляции - электродвигатель (стр. 342 п. 17.3.1 инструкции Atlan Draeger A300XL). В Регистрационном удостоверении Atlan Draeger A300XL обозначена информация "Привод вентиляция (при необходимости), и привод для AGS".
Кроме того, согласно представленным дополнительным пояснениям члена аукционной комиссии следует, что при оценке и рассмотрении заявок участников, инструкция на товар Atlan Draeger A300XL на соответствие всем показателям описания объекта закупки не исследовалась, решение о соответствии заявки участников принималось на основании данных из Регистрационного удостоверения.
Таким образом, исходя из данных обстоятельств дела следует, что в составе заявок N2, N4 отсутствовала информация, позволяющая достоверно определить наличие необходимого пневмопривода у закупаемого товара, в связи с чем у Комиссии есть основания полагать, что аукционной комиссией уполномоченного учреждения допущено нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе. Учитывая выявленные нарушения, Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения путем отмены протоколов, составленных при проведении аукциона, пересмотра заявок вновь.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Швабе-Сибирь" на положения извещения при проведении электронного аукциона N33-22028-2023 "Система анестезиологическая, общего назначения" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123010141) необоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" предписание об устранении выявленного нарушения путем отмены протоколов, составленных при проведении аукциона, пересмотра заявок вновь.
4. Передать материалы для принятия решения о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 12 июля 2023 г. N 018/06/106-529/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023