Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России) рассмотрев жалобу ООО "Дана-Плюс"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Дана-Плюс" на действия Заказчика - МБОУ "Гимназия N 133" г. Уссурийска Уссурийского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания (извещение N 0120300006523000145).
По мнению заявителя, Заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ):
- извещение не содержит порядка предоставления в пользование Исполнителя недвижимого имущества, необходимого для исполнения контракта;
- проект контракта накладывает на исполнителя обязанность по вывозу отходов, возникших в результате оказания услуг по контракту;
- Заказчиком неправомерно включено в проект контракта условие о переводе расчетов за предоставление услуг платного питания в безналичную форму с использованием Сервиса школьного питания информационной системы "Цифровое Приморье";
- примерное меню, являющееся приложением к Контракту не соответствует требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
- срок оказания услуг не определен закупочной документацией.
Заказчик не согласен с доводами жалобы, представил письменные возражения.
Заслушав представителей сторон, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 1.4 проекта контракта, место оказания услуг: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Слободская, д. 5 и Приморский край, г. Уссурийск, ул. Слободская, д. 7а, столовая, буфет.
Пунктом 4.1.7 проекта контракта установлено, что Заказчик обязан предоставить исполнителю право пользования недвижимым имуществом, соответствующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания населения, иным имуществом, необходимым для оказания услуг, соответствующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания населения, в случае, если объектом закупки является оказание услуг, предусматривающих приготовление и при необходимости раздачу пищевой продукции с использованием такого имущества.
Заказчик предоставляет "Исполнителю" по договору безвозмездного пользования в исправном состоянии помещения столовой и кухонное оборудование для доготовки, раздачи готовых блюд не позднее за 30 (тридцать) минут до начала оказания услуг с составлением акта приема-передачи с указанием перечня, количества и состояния помещений и оборудования.
В соответствии с пунктом 4.2.9 проекта контракта, Исполнитель обязан обеспечить чистоту и соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в производственных помещениях и столовых. Содержать в надлежащем порядке обеденный зал в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями (в том числе обеспечить соответствующую уборку обеденных столов после каждого организованного приема пищи). Производить регулярное техобслуживание технологического и сантехнического оборудования пищеблока в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентов, Технических паспортов.
В силу пункта 4.2.10 проекта контракта, Исполнитель обязан укомплектовать столовую достаточным количеством посуды, столовых приборов, кухонного инвентаря, спецодежды, моющих и дезинфицирующих средств, и иными материальными средствами, в соответствии с требованиями, предъявляемыми Роспотребнадзором РФ.
Согласно пп. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом о размещении заказов, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 17.1 Закона, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
Заказчиком по контракту являются бюджетные учреждения, имущество которых находится у них на праве оперативного управления.
В ходе анализа проекта контракта, Комиссией Приморского УФАС России было установлено, что в контракте отсутствует приложение в виде договора безвозмездного пользования или аренды пищеблока, о его расположении и т.д. Кроме того, отсутствует перечень оборудования и иного имущества, подлежащего передаче исполнителю муниципального контракта вместе с помещением.
Условие о передаваемом имуществе является существенным и должно составлять неотъемлемую часть проекта контракта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 607 ГК РФ в договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в качестве объекта аренды (пользования). При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду (пользование), считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 5 статьи 43 Закона N 44-ФЗ подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Заключение договора безвозмездного пользования или аренды помещения пищеблока и оборудования является также условием исполнения муниципального контракта. Перечень передаваемого имущества должен позволять участникам размещения заказа понимать условия исполнения контракта и рассчитывать себестоимость услуги.
На основании п. 3 Письма ФАС России от 17.03.2010 N АЦ/7021 в конкурсной документации, документации об аукционе должны указываться данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче для исполнения государственного контракта.
Следовательно, заказчик допустил нарушение части 1 статьи 34 и части 5 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
2. В силу пункта 4.2.20 проекта контракта, Исполнитель обязан производить за счет собственных средств складирование и вывоз бытовых отходов
В силу статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 2.17 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32, сбор и обращение отходов должны соответствовать требованиям по обращению с твердыми коммунальными отходами и содержанию территории.
Отходы, возникшие в результате оказания данного вида услуг, образовываются в результате хозяйственной деятельности Исполнителя, а следовательно, принадлежат ему на праве собственности, в соответствии с чем, Исполнитель обязан осуществить деятельность по распоряжению таким имуществом в соответствии с действующим законодательством РФ.
Вывоз отходов осуществляется исполнителем только в той части, в которой это связано с оказанием им услуги по организации питания. Из проекта контракта не следует, что на исполнителя полностью возложены обязанности по вывозу мусора в бюджетном учреждении.
В связи с этим, Комиссией Приморского УФАС России не установлено нарушений в установлении дополнительных обязанностей исполнителя контракта, поскольку они установлены в объеме, непосредственно связанным с процессом оказания услуг.
3. В силу пункта 4.2.28 проекта контракта, Исполнитель обязан, в случае внедрения по распоряжению Правительства Приморского края от 15.09.2022 N 517-рп "О информационной системе Приморского края "Информационная система "Цифровое Приморье" на объектах Заказчика Сервиса школьного питания информационной системы "Цифровое Приморье" (далее Сервис), Исполнитель обеспечивает:
- перевод расчетов за предоставление услуг платного питания в безналичную форму с Использованием Сервиса;
- участие в мероприятиях по обучению своих сотрудников работе в Сервисе;
- внесение в программное обеспечение Сервиса сведений об используемых меню, ассортименте дополнительного питания в целях доведения данной информации до потребителей.
Вместе с тем, предметом заключаемого по результатам закупки контракта является оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, и (или) основного общего, и (или) среднего общего образования.
Предоставление услуг платного питания Исполнителем в рамках заключения данного контракта не предусмотрено.
Следовательно, заказчик допустил нарушение части 1 статьи 34 и части 5 статьи 43 Закона N 44-ФЗ.
4. В отношении несоответствия Приложения N 3 к Контракту "Базовое меню для организации школьного питания обучающихся" требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 4.2.2. Проекта контракта, Исполнитель обязан разрабатывать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения, требованиями заказчика и по согласованию с заказчиком утверждать для каждой возрастной группы детей меню основного (организованного) питания.
Разрабатывать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения, требованиями заказчика и по согласованию с заказчиком утверждать меню дополнительного питания в случае, если объект закупки включает услуги дополнительного питания.
Утверждать по согласованию с заказчиком разработанное специалистом-диетологом индивидуальное меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, при наличии в числе обучающихся детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, за исключением случая, при котором в образовательной организации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации общественного питания населения детьми, нуждающимися в лечебном и диетическом питании, осуществляется употребление готовых домашних блюд, предоставленных родителями.
Не допускать исключения горячего питания из меню, в том числе при замене в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами к организации общественного питания населения пищевой продукции на иные виды пищевой продукции.
В соответствии с пунктом 1.2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", настоящие Правила распространяются на юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг общественного питания населению.
Согласно пункту 8.1.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, в организации, в которой организуется питание детей, должно разрабатываться меню. Меню должно утверждаться руководителем организации.
В случае привлечения предприятия общественного питания к организации питания детей в организованных детских коллективах в детских организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления, медицинских организациях, организациях социального обслуживания осуществляющих стационарное социальное обслуживание, меню должно утверждаться руководителем предприятия общественного питания, согласовываться руководителем организации, в которой организуется питание детей.
Таким образом, разработка ежедневного меню, а также приведение его в соответствие с Правилами по массе, калорийности порций и содержанию пищевых веществ является обязанностью Исполнителя.
5. Пунктом 1.5 проекта контракта установлен срок оказания услуг: с 01.09.2023 года по 31.05.2024 года.
При этом, пунктом 12.1 проекта контракт установлен срок исполнения (срок действия) контракта: с 01.09.2023 года по 10.07.2024 года.
Пунктом 1.6 проекта контракта отчетным периодом по контракту является месяц.
В соответствии с пунктом 2.4 проекта контракта, расчет по факту оказания услуг осуществляется исходя из объема фактически оказанных услуг в отчетном периоде, в срок не более 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке.
Комиссией не установлено противоречий в данной части, поскольку оказание услуг исполнителем не является единственным обязательством, предусмотренным контрактом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дана-Плюс" на действия Заказчика - МБОУ "Гимназия N 133" г. Уссурийска Уссурийского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания (извещение N 0120300006523000145) обоснованной в части.
2. Признать, что Заказчик допустил нарушение части 1 статьи 34 и части 5 статьи 43.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении открытого конкурса в электронной форме.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 12 июля 2023 г. N 025/06/48-881/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023