Резолютивная часть решения объявлена 12.07.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14.07.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "..." ,
Члены Комиссии: Д"..."
в отсутствие представителей МБДОУ г. Иркутска Детский сад N 44 (далее - заказчик);
в отсутствие представителей ООО "Охранное бюро Тигр" (далее - участник закупки, исполнитель, общество, победитель электронного аукциона, ООО ОБ "Тигр");
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении ООО ОБ "Тигр" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на "Оказание охранных услуг: охрана объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектного и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности", извещение N 0134300097522001205, и в результате осуществления проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции от 2 июля 2021 года, действовавшей на момент заключения контракта (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")" (далее - Постановление Правительства N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении исполнителя, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на "Оказание охранных услуг: охрана объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектного и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности" извещение N 0134300097522001205.
Участником закупки не представлены пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила следующее.
07 декабря 2022 года Комитетом по экономике и стратегическому планированию администрации г. Иркутска объявлен электронный аукцион на Оказание охранных услуг: охрана объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектного и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности, извещение N 0134300097522001205.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 3 534 003 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.11.2022 NИЭА1 на участие в аукционе подано 2 заявки, победителем признано ООО "ОБ Тигр" (заявка N 69) с ценовым предложением 1 155 960 рублей 00 копейки.
В результате проведения электронного аукциона, между победителем электронного аукциона и заказчиком был заключен контракт 26 декабря 2022 года (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектного и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Пунктом 1.2 контракта установлено, что сроки оказания услуг: с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.
Оказание услуг осуществляется согласно Пунктом 3 Приложения N 2 к Контракту: с "01" января 2023 г. по "31" декабря 2023 г., понедельник, вторник, среда, четверг, пятница с 07:00 до 19:00 (кроме праздничных дней, а также иных дней, когда учреждение Заказчика полностью не функционирует).
Согласно пункту 1.3 контракта С момента начала оказания услуг Стороны подписывают Акт принятия объекта(ов) под охрану по форме, согласованной Сторонами (приложение N 3 к настоящему контракту), а с момента окончания срока оказания данных услуг - Акт о снятии охраны по форме, согласованной Сторонами (приложение N 4 к настоящему контракту).
Приложением N 2 к контракту (техническое задание) предусмотрено следующее:
Вид услуги по охране:
Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Наличие оружия у сотрудников мобильной группы: Нет
Использование специальных средств: Нет
Использование мобильной группы: Нет
Наличие оружия у сотрудников охраны: Нет.
Пунктом 4 Приложения N 2 к Контракту установлен объем Услуг: 5 928 часов. Мощность объектов: 1 корпус: 150 человек в 1 смену. Количество контролируемых входов - 7. Количество видеокамер: внутренних - 0, по периметру - 4. 2 корпус: 370 человек в 1 смену. Количество контролируемых входов - 12. Количество видеокамер: внутренних - 1, по периметру - 10.
Согласно пункту 6.3 Приложения N 2 к Контракту Исполнитель обязан:
- организовать два поста охраны (пропускной пункт) и обеспечить внутриобъектовый и пропускной режимы на Объектах;
- выставлять на дежурство наряд в количестве 1 человек на 1 пост охраны, и обеспечить наличие у них(него) специальных средств защиты и средств связи;
- сотрудники Исполнителя обязаны использовать специальную форменную одежду, внешний вид которой должен позволять определять их принадлежность к конкретной охранной организации;
- все расходы по оказанию услуг по Контракту Исполнитель несет самостоятельно за счет своего вознаграждения (оплаты по Контракту);
- обеспечивать пропускной режим на Объектах Заказчика для исключения возможности проезда постороннего автотранспорта, бесконтрольного прохода на Объекты посторонних лиц;
- обеспечить соблюдение общественного порядка на Объектах и на прилегающей к ним огороженной территории;
- в случае обнаружения проникновения посторонних лиц на Объекты или прилегающую к ним огороженную территорию, противоправных действий или попыток их совершения незамедлительно сообщить об этом руководству своей охранной организации и руководству Заказчика, принять меры по выявлению, задержанию и установлению личности лиц, их совершивших, сообщить в полицию;
- осуществлять мониторинг системы видеонаблюдения;
- соблюдать режим пожарной безопасности на Объектах Заказчика;
своевременно реагировать на срабатывание средств охранно-пожарной сигнализации, на появление на объектах признаков возгорания, аварий техногенного характера или стихийного бедствия и принимать необходимые меры адекватного реагирования (вызов специальных служб, сообщение Заказчику и принятие мер с помощью подручных средств и т.д.), осуществлять контроль за средствами охранно-пожарной сигнализации;
- обеспечивать антитеррористическую защищенность охраняемых Объектов;
- незамедлительно сообщать в соответствующие правоохранительные органы ставшую известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, обстоятельствах, создающих на Объектах угрозу безопасности людей, оказывать практическую помощь правоохранительным органам в обнаружении виновных в совершении противоправных действий либо в попытке совершения указанных действий;
- выполнять требования инструкций, разрабатываемых Заказчиком по согласованию с Исполнителем и иных документов Заказчика, касающихся предмета Контракта (с которыми Исполнитель был ознакомлен), в том числе:
- по порядку приема под охрану и снятия с охраны охраняемых помещений на Объектах и на прилегающей территории;
- по порядку действий при чрезвычайных ситуациях, пожаре или авариях на Объектах.
Как следует из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта участник закупки неоднократно нарушал условия исполнения контракта.
17 мая 2023 года в адрес Общества была направлена претензия N 57 об отсутствии с 16 мая по 17 мая 2023 года охранника на рабочем месте по адресу: г. Иркутск, ул. Лызина, 44А, тем самым, объект находится без охраны.
Обществом на данную претензию был представлен ответ, где сказано о том, что по факту изложенных обстоятельств проводилась служебная проверка, в ходе которой была выявлена необходимость в проведении мероприятий по устранению замечаний. Также была направлены в адрес заказчика документы в отношении сотрудника ООО ОБ "Тигр", непосредственно исполняющего обязанности по Контракту.
30 мая 2023 года в адрес Общества была направлена претензия N 66 об отсутствии с 26 мая по 30 мая 2023 года охранника на рабочем месте по адресу: г. Иркутск, ул. Лызина, 44А, тем самым, объект находится без охраны.
Обществом на данную претензию был представлен ответ, где сказано о том, что по факту изложенных обстоятельств обществом были проведены собеседования. Необходимые для исполнения обязанностей по Контракту документы оформляются, в связи с чем, сотрудник общества будет выставлен в ближайшее время.
20 июня 2023 года в адрес Общества была направлена претензия N 74 об отсутствии с 19 июня по 20 июня 2023 года охранника на рабочем месте по адресу: г. Иркутск, ул. Лызина, 44А, тем самым, объект находится без охраны.
Обществом на данную претензию был представлен ответ, где сказано о том, что по факту изложенных обстоятельств ООО ОБ "Тигр" были приняты новые сотрудники, в отношении которых начато оформление личных карточек охранника для надлежащего исполнения обязанностей по Контракту.
Тем самым, Общество неоднократно нарушало условия по исполнению Контракта.
Пунктом 11.4 Контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны настоящего контракта от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта предоставлено заказчику пунктом 11.4 контракта.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
20 июня 2023 года в связи с тем, что по состоянию на эту дату исполнителем надлежащим образом не исполнены обязательства по контракту, заказчиком принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ использованием в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 20 июня 2023 года и получено исполнителем 20 июня 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 03 июля 2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России также считает необходимым указать следующее.
Мотивом одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны Заказчика послужило ненадлежащие исполнение обществом обязательств, предусмотренных Контрактом.
В связи с нарушением условий контракта заказчиком в адрес общества неоднократно направлены претензии о нарушении условий контракта.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Существенным условием договора возмездного оказания услуг является предмет: услуги.
Изучив представленный в материалы дела контракт N 44-33 от 26 декабря 2022 года, а именно пункты 1.1.-1.4. контракта, спецификацию (приложение N 1), техническое задание (приложение N 2), Комиссия пришла к выводу о том, что сторонами достигнуто соглашение на оказание услуг по охране объектов.
Как следует из материалов дела, исполнителем не обеспечена (помимо прочих дат) охрана объекта, в период с 16 мая по 17 мая 2023 года, 26 мая по 30 мая 2023 года, 19 июня по 20 июня 2023 года.
ООО "ОБ Тигр" в указанный период отсутствие сотрудников на постах охраны не отрицает, что также подтверждается ответами ООО "ОБ Тигр" от 23 мая 2023 года, 02, 26 июня 2023 года.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданского кодекса Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было установлено контрактом.
Исполнителем не представлено доказательств надлежащего оказания услуг в установленный в контракте период, не обеспечено надлежащее оказание охранных услуг в соответствии с условиями Контракта, что повлекло нарушение законных интересов заказчика, связанных с надлежащей организацией охраны объекта (административного здания) и работников Заказчика от преступных и противоправных посягательств.
Указанное обстоятельство (отсутствие охранников) лишило заказчика в период с с 16 мая по 17 мая 2023 года, 26 мая по 30 мая 2023 года, 19 июня по 20 июня 2023 года услуг по охране объектов, на оказание которых МБДОУ г. Иркутска Детский сад N 44 рассчитывало при заключении Контракта, следовательно, исполнителем допущены существенные нарушения условий Контракта, которые являются непреодолимыми и неустранимыми.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о наличии недобросовестности в действиях ООО "ОБ Тигр" при исполнении своих обязательств по контракту.
Однозначных доказательств, свидетельствующих о том, что участником закупки надлежаще исполнены обязательства, предусмотренные контрактом в Иркутское УФАС России не представлено.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в неисполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих участнику закупки исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено.
Наличие иных, не зависящих от заявителя причин, препятствовавших победителю электронного аукциона надлежащим образом исполнить свои обязательства, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, участник закупки, при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласился на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в Извещении об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что участником закупки не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях участника закупки как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Федерального закона N44-ФЗ.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в электронном аукционе, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и не исполнением обязательств по контракту в дальнейшем.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что победитель электронного аукциона - ООО "ОБ Тигр" намеренно и умышленно при исполнении условий контракта проявило недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предприняло всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий.
Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение участника закупки, выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ООО "ОБ Тигр" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
ООО "ОБ Тигр" подавая заявку на участие в закупки, согласилась с условиями извещения о закупке и проектом контракта, заключило контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнить надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Кроме того, материалы обращения свидетельствуют о недобросовестности поведения общества при исполнении условий контракта, неоднократном нарушении сроков оказания услуг, что недопустимо с учетом специфики деятельности заказчика - обеспечение безопасности пациентов, при условии нахождения на территории Заказчика сильных наркотических веществ, когда даже однократное нарушение может создать угрозу жизни и здоровья пациентов и медицинского персонала, при этом нарушение условий контракта со стороны ООО "ОБ Тигр" носило системный характер.
Кроме того, установлено, что информация об обществе уже включена в Реестр под реестровыми записями N23001322.
Исходя из вышеизложенного, сведения в отношении ООО "ОБ Тигр" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО "ОБ "Тигр" ("..." ), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
2. Сведения об учредителях ООО "ОБ "Тигр" ("..." ), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "ОБ "Тигр" ("..." ), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023