Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 21 июля 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
при участии представителя Администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) Усть-Кутского района Иркутской области (далее - Заказчик) - "_" (доверенность N29 от 20 июля 2023 г.);
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Проектное бюро N7" (далее - ООО "Проектное бюро N7", Общество) - "_" (доверенность от 01 августа 2022 г.),
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении ООО "Проектное бюро N7" в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 19 июля 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Проектное бюро N7" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Проектное бюро N7" допущены существенные нарушения условий по государственному контракту от 29 октября 2021 года N Ф.2021.035 на выполнение работ по проектированию объектов капитального строительства "Многоквартирные жилые дома по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут", в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации о ООО "Проектное бюро N7" в Реестр.
ООО "Проектное бюро N7" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/938/23 от 19 июля 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 06 октября 2021 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 06.10.2021 N0134300070021000035".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 516 032 руб. 33 коп.
18 октября 2021 года Заказчиком в ЕИС размещен Протокол подведения итогов электронного аукциона от 18.10.2021 N0134300070021000035-3, согласно которому на участие в данной закупке поступило 5 заявок, победителем электронного аукциона признано ООО "Проектное бюро N7" с ценовым предложением - 11 900 000 руб. 00 коп. (снижение на 32%).
29 октября 2021 года между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N Ф.2021.035 на выполнение работ по проектированию объектов капитального строительства "Многоквартирные жилые дома по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут" (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по проектированию объектов капитального строительства "Многоквартирные жилые дома по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут" (далее - проектно-сметная документация) в объеме, установленном в задании на проектирование (Приложение N1), являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.".
Согласно пункту 5.3 "Срок выполнения работ по Контракту со дня заключения контракта по 01.06.2022 г., но в любом случае до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту в полном объеме".
21 июня 2023 г. между Заказчиком и Обществом было заключено дополнительное соглашение N1 к муниципальному контракту N Ф.2021.035, согласно которому "Срок выполнения работ по Контракту со дня заключения контракта по 01.07.2022 г., но в любом случае до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту в полном объеме".
Пунктом 1.2 установлено "Результатом выполненных работ являются: проектная документация, включая сметную документацию (стадия "Проектная документация" и "Рабочая документация") и результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение Государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий, а также в части проверки достоверности определения сметной стоимости (далее - государственная экспертиза)."
Из пояснений Заказчика Комиссией установлено, что в установленный Контрактом срок ООО "Проектное бюро N7" не исполнены обязательства по Контракту.
По состоянию на 28 июня 2023 г. Заказчиком от ГАУИО "Экспертиза" получено отрицательное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта капитального строительства.
Пунктом 9.6 Контракта предусмотрено: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. До принятия такого решения Заказчик вправе провести экспертизу выполненных работ своими силами или к ее проведению Заказчиком могут привлекаться эксперты, экспертные организации.".
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 04 июля 2023 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 17 июля 2023 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Из пояснений ООО "Проектное бюро N7" установлено следующее.
В ходе выполнения работ при проведении инженерных изысканий и получении технических условий от ресурсоснабжающих организаций выявлена необходимость проведения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом и техническим заданием.
29 марта 2022 г. в адрес ООО "Проектное бюро N7" от ОГУЭП ОБЛКОММУНЭНЕРГО поступило письмо о необходимости выноса и реконструкции объектов электросетевого хозяйства из зоны застройки.
12 апреля 2022 г. Общество проинформировало Заказчика об указанных обстоятельствах.
21 апреля 2022 г. ООО "Проектное бюро N 7" повторно обратилось к Заказчику.
Из пояснений Общества установлено, что исходные данные по контракту предоставлены заказчиком только 24 июня 2022 г.
ООО "Проектное бюро N 7" осуществлены дополнительные инженерные изыскания и проектные работы, направлена документация в адрес Заказчика и государственной экспертной организации.
Договор между Заказчиком и государственной экспертной организацией подписан 27 сентября 2022 г.
18 октября 2022 г. от государственной экспертной организацией получены замечания, в том числе указывающие на то, что первично определенные под застройку участки недостаточны по площади и не соответствуют обязательным требованиям.
Комиссией установлено, что 9 и 11 ноября 2022 г. ООО "Проектное бюро N 7" направило в адрес заказчика повторное требование о выделении участков под перенос объектов энергосетевого хозяйства.
23 декабря 2022 г. ООО "Проектное бюро N 7" направило в адрес заказчика обновленную схему земельных участков, соответствующих требованиям экспертной организации.
01 февраля 2023 г. ООО "Проектное бюро N 7" и Заказчик заключили дополнительное соглашение, которое предусматривало изменение технического задания к контракту в части увеличения участков.
Из пояснений Общества установлено, что отсутствие реакции со стороны Заказчика ООО "Проектное бюро N 7" направило Заказчику 22 марта 2023 г. уведомление об одностороннем расторжении контракта, которое ООО "Проектное бюро N 7" не разместило в ЕИС в связи с технической ошибкой.
Односторонний отказ был направлен почтой России (N почтового идентификатора 11941581221582).
В связи с предоставлением Заказчиком географических точек границ новых участков ООО "Проектное бюро N 7" направило уведомление об отзыве одностороннего отказа от контракта.
В рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности Общества.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Проектное бюро N7" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако, Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО "Проектное бюро N7", как лица, участвующего в закупках, в том числе изучено 2 исполненных контракта, по которым ООО "Проектное бюро N7", являясь стороной контрактов, должным образом исполнил свои обязательства. Указанные контракты свидетельствуют о добросовестности ООО "Проектное бюро N7", как лица, исполняющего обязательства по контрактам.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "Проектное бюро N7", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Проектное бюро N7", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Проектное бюро N7" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать
2. Сведения об учредителях Общества с ограниченной ответственностью "Проектное бюро N7" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Проектное бюро N7" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023