Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 10-30 в присутствие представителей:
- заказчика в лице Администрации Горноуральского городского округа, - *,
- уполномоченного органа в лице Администрации Горноуральского городского округа, - *,
- заявителя в лице ООО НИИ "Земля и город", - *,
рассмотрев жалобу ООО НИИ "Земля и город" (вх. N 14845-ЭП/23 от 10.07.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Горноуральского городского округа при осуществлении процедуры открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно-исследовательских работ по теме: проект "Внесение изменений в Генеральный план Горноуральского городского округа применительно п. Черноисточинск, п. Новоасбест, пгт. Горноуральский, с. Лая, с. Покровское, с. Николо-Павловское, в отношении территорий для разработки месторождений полезных ископаемых и расширения существующих кладбищ" (извещение N 0162300003623000098) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО НИИ "Земля и город" (вх. N 14845-ЭП/23 от 10.07.2023 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Горноуральского городского округа при осуществлении процедуры открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно-исследовательских работ по теме: проект "Внесение изменений в Генеральный план Горноуральского городского округа применительно п. Черноисточинск, п. Новоасбест, пгт. Горноуральский, с. Лая, с. Покровское, с. Николо-Павловское, в отношении территорий для разработки месторождений полезных ископаемых и расширения существующих кладбищ" (извещение N 0162300003623000098) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указывает, что извещение о проведении процедуры открытого конкурса в электронной форме N 0162300003623000098 составлено с нарушениями норм действующего законодательства.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
23.06.2023 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении процедуры открытого конкурса в электронной форме N 0162300003623000098 на выполнение научно-исследовательских работ по теме: проект "Внесение изменений в Генеральный план Горноуральского городского округа применительно п. Черноисточинск, п. Новоасбест, пгт. Горноуральский, с. Лая, с. Покровское, с. Николо-Павловское, в отношении территорий для разработки месторождений полезных ископаемых и расширения существующих кладбищ".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 10 000 000,00 рублей.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из требований п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки (ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе).
Порядок оценки заявок участников закупки определен Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 2604).
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
г) квалификация участников закупки (пп. "г" п. 3 положения, утв. постановлением Правительства РФ N 2604).
Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (п. 24 положения, утв. постановлением Правительства РФ N 2604).
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели (п. 25 положения, утв. постановлением Правительства РФ N 2604).
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии (п. 28 положения, утв. постановлением Правительства РФ N 2604).
Комиссией установлено, что наименованием объекта закупки является "Выполнение научно-исследовательских работ по теме: проект "Внесение изменений в Генеральный план Горноуральского городского округа применительно п. Черноисточинск, п. Новоасбест, пгт. Горноуральский, с. Лая, с. Покровское, с. Николо-Павловское, в отношении территорий для разработки месторождений полезных ископаемых и расширения существующих кладбищ"".
Исходя из первого довода жалобы, заказчиком необоснованно установлено предельное значение показателей. По мнению заявителя, Положение, утв. постановлением Правительства РФ N 2604, допускает установление предельных значений только при наличии такой необходимости. Следовательно, при установлении предельных значений заказчик должен обосновать необходимость их установления, а также размер предельных значений. Заказчик, установивший предельные значения в отсутствие такой необходимости, нарушает п. 18 положения, утв. постановлением Правительства РФ N 2604.
Установленные предельного максимального значения (10 договоров / 2 договора) по рассматриваемому показателю фактически уравнивает всех участников до уровня предельного значения, в связи с чем участник, имеющий опыт работ более чем по 10 договорам (контрактам), не имеет возможности получить объективную оценку своей квалификации. Так участники, имеющие, к примеру, опыт выполнения работ по 500 договорам (контрактам) получат одинаковое количество баллов вместе с участниками, у которых имеется опыт только по 10 контрактам (договорам). Кроме того, ни заказчиком, ни автором запроса не обосновано, почему опыт работ именно по 30 контрактам (договорам) является максимально достаточным. В отношении предельного минимального значения - его установление также должно быть обосновано.
Такая оценка не может считаться объективной и отвечающей целям ее проведения - выявление лучших условий исполнения контракта.
Возражая относительно данного довода жалобы, представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что предельные значения обусловлены принятие к зачету как минимального опыта-1 контракт, так и достаточного опыта в 10 контрактов, так как заказчик считает, что выполнив 10 контрактов потенциальный исполнитель обладает необходимым навыком выполнения работ. Кроме того, введение показателя "максимальное значение" без установленных предельного максимального и предельного минимального значений, приведет к ограничению конкуренции в пользу крупных организаций с большим штатом, сотрудников, мощностей которых достаточно для выполнения большего количества контрактов за аналогичный период, с которыми не могут конкурировать маленькие проектные организации, выполняющие по 1-2 контракта в год. Ввиду особенности специфики и объема работ по проектированию и согласованиям документов территориально планирования, введение минимального и максимального показателей, не противоречит действующему законодательству РФ и не является нарушением Закона о контрактной системе.
Согласно п. 18 Положения, утв. постановлением Правительства РФ N 2604 если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Согласно пп. "з" п. 20 Положения, утв. постановлением Правительства РФ N 2604 если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
В соответствии с п. 2 (II Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупки) Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося приложением к извещению, установлен критерий оценки Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, содержащий в себе показатель оценки "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта":
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров).
Формула оценки или шкала оценки: Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным подпунктом "з" пункта 20 Положения:
где:
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки";
- предельное минимальное значение показателя, установленное заказчиком, равное 1 договорам;
- предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком, равное 10 договорам.
Изучив имеющуюся информацию, выслушав позиции сторон, Комиссия приходит к выводу, что установление предельных величин ставит всех участников в равные условия оценки (сопоставления заявок) согласно порядку рассмотрения и оценки заявок участников и не может расцениваться как ограничение прав одних и предоставление преимуществ другим субъектам.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание, наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику самостоятельно определять содержание критериев оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия установила, что предусмотренные критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ, следовательно, довод жалобы не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Вместе с тем, вышеуказанный довод жалобы, содержит поддовод относительно формы оценки или шкалы оценки по показателю оценки "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Как уже ранее было установлено Комиссией, п. 2 (II Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупки) Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося приложением к извещению, содержит показатель оценки "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" с предельным минимальным значением показателя, установленного заказчиком, равного 1 договорам: предельного максимального значения показателя, установленного заказчиком, равного 10 договорам.
Однако в п. 1 (III Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа) Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося приложением к извещению, по показателю "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" установлены следующие значения:
- предельное минимальное значение показателя, установленное заказчиком, равное 1 договорам;
- предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком, равное 2 договорам.
Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 7, п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе заказчиком установлена противоречивая информация в части предельного максимального значения показателя, установленного заказчиком по показателю "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", что содержит признаки события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Исходя из второго довода жалобы, заказчиком необоснованно установлен ценовой порог в отношении контрактов, принимаемых к оценке по показателю.
По мнению заявителя, возможность установления ценового ограничения по принимаемым к оценке контрактам (договорам) Положением, утв. постановлением Правительства РФ N 2604, об оценке не предусмотрена.
Установление данного ограничения не позволяет получить объективную оценку опыта выполнения работ, сопоставимых с предметом контракта, если стоимость таких работ ниже установленного ценового порога, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции. Кроме того, не представляется возможным однозначно понять, чем руководствовался заказчик, устанавливая ценовое ограничение именно в таком размере.
Кроме того, следует отметить, что оценка имеющегося у участников опыта работ с позиции стоимости работ по исполненным контрактам предусмотрена Положением, утв. постановлением Правительства РФ N 2604, об оценке путем использования в порядке оценки наряду с детализирующим показателем, предполагающим оценку "общего количества исполненных участником договоров", также показатели "общая цена исполненных участником закупки договоров", "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров". Возможность установления ценового ограничения при оценке общего количества договоров Положением, утв. постановлением Правительства РФ N 2604, об оценке не предусмотрена.
Представитель заказчика выразил мнение о необоснованности довода жалобы и пояснил, что заказчик устанавливает требование к наличию опыта у участника закупки по выполнению научно-исследовательских работ с ценой контракта не менее 65% от НМЦК, что подтверждает возможность участника выполнение заложенного объема требуемых работ. В соответствии с действующим законодательством РФ отсутствует запрет на установление подобного требования и установление данного требования не является нарушением Закона о контрактной системе. Кроме того, наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта определяется также и объёмом работ по контракту. Заказчик для обеспечения принципа конкурентности в соответствии с Законом о контрактной системе снизил объем работ по аналогичным контрактам до 65 %.
Отсутствие подтверждающих документов по показателю не влечет отклонение участника закупки и не ограничивает его возможность подачи заявки.
Таким образом, действия заказчика, установившего требования к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, по детализирующему показателю неценового критерия, не соответствуют п. 28 Положения, утв. постановлением Правительства РФ N 2604, и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса, имеющих опыт, менее установленного значения, что является нарушением п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно третьему доводу жалобы, заказчик нарушил положения законодательства о контрактной системе, установив показатель - наличие специалистов, имеющих высшее профессиональное образование либо профессиональную переподготовку по направлению: "программирование и анализ данных" по критерию "квалификация участников закупки".
Специальности по основному среднему профессиональному и высшему профессиональном образованию указываются в документах об образовании в соответствии с классификаторами ОК 009-2016 (действует с 01.07.2017), ОК 009-2003 (действовал ранее, по указанным в нем специальностям ранее выдавались дипломы). Данными классификаторами предусмотрен исчерпывающий перечень специальностей по основному образованию.
Ни в одном из указанных классификаторов нет специальности "программирование и анализ данных". Следовательно, образование по данному направлению не является для сотрудников основным, и предполагается подтверждение его наличия путем предоставления диплома о профессиональной переподготовке.
Получение такого диплома является результатом получения дополнительного профессионального образования.
Таким образом, дополнительное образование по данному направлению получают специалисты, имеющие основное образование в сфере IT- программирования. Вместе с тем, необходимость в привлечении таких специалистов для выполнения работ по объекту закупки отсутствует.
Образовательные учреждения свободны в формировании программ дополнительного образования, также, как и в присвоении названия такой программе. Таким образом, вероятность того, что сотрудники участников закупки, обладающие необходимыми для выполнения работ навыками, имеют документ об образовании (диплом о переподготовке) именно по направлению "программирование и анализ данных" очень мала. Вместе с тем, отсутствие данного документа у сотрудников участника не свидетельствует об отсутствии в штате участника специалистов, обладающего необходимыми навыками.
Возражая относительно данного довода, представитель заказчика пояснил, что заказчик руководствовался положениями ст. 12 Закона о контрактной системе и исходил из необходимости достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд. Так как наличие специалиста с такой квалификацией будет более отвечать потребности заказчика.
В соответствии с п. 2 (II Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупки) Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося приложением к извещению, установлен критерий оценки Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, содержащий в себе показатель оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: "наличие штатных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование либо профессиональную переподготовку по направлениям: "программирование и анализ данных".
Формула оценки или шкала оценки:
Шкала оценки предусматривает присвоение:
100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии документов на одного специалиста по критерию оценки "квалификация участников закупки", а при отсутствии документов по критерию оценки "квалификация участников закупки"закупки - 0 баллов.
Подпунктом 5 п. 2 (III Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа) Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося приложением к извещению, по наименованию критерия оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено следующее:
5. Показатель оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"- детализирующий показатель оценки "наличие штатных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование либо профессиональную переподготовку по направлениям: "программирование и анализ данных" - значимость 10 процентов.
Для подтверждения указанных сведений участник в составе заявки представляет следующие документы (участник предоставляет данные документы по каждому сотруднику в составе заявки на участие):
- копию диплома о высшем профессиональном образовании установленного образца, либо диплом о профессиональной переподготовке - копии трудовых книжек или выписки из трудовых книжек, либо сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса РФ и копии трудовых договоров сотрудников с участником закупки.
Порядок оценки:
Оценка заявок осуществляется с учетом требований пп. а пункта 23 Положения. Порядок оценки: 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии документов на одного специалиста по критерию оценки "квалификация участников закупки", а при отсутствии документов по критерию оценки "квалификация участников закупки"закупки - 0 баллов .
Согласно "ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст) от 01.07.2017 г. общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.
ОКСО предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.
В вышеуказанном классификаторе отсутствует специальность "программирование и анализ данных". Кроме того, заказчиком не доказана потребность наличия таких штатных специалистов определенного уровня квалификации, ввиду чего, установление предмета оценки по детализирующему показателю, предусматривающего оценку наличия названных специалистов, не соответствует принципу добросовестной конкуренции и ограничивает потенциальных участников закупки, что является нарушением п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно четвертому доводу жалобы, заказчик нарушил положения законодательства о контрактной системе, установив показатель - наличие специалистов, имеющих высшее профессиональное образование либо профессиональную переподготовку по направлению: "наличие штатного специалиста, имеющего ученую степень кандидата или доктора архитектуры и являющегося советником Российской академии архитектуры и строительных наук в отделении градостроительства".
По мнению заявителя, заказчиком созданы необоснованные преимущественные условия для победы в закупке участникам, имеющим в штате специалиста, являющегося советником РАСН в отделении градостроительства. Порядком оценки созданы неравные стартовые условия для таких участников, и участников, имеющих в штате квалифицированных ключевых специалистов, обладающих необходимым фундаментальным образованием и опытом работ, имеющим ученую степень или являющимся кандидатом, или доктором наук, но которыми статус "советник РААСН" получен не был.
На заседании Комиссии представитель заказчика, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, и пояснил, что Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН) была образована во исполнение Указа Президента N 305 от 26.03.1992 "Об организации Российской академии архитектуры и строительных наук", в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом N 127-ФЗ от 23.08.1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике". Советники - участники структуры РААСН должны привлекаться к фундаментальным и прикладным научным исследованиям, проводимым на территории Российской Федерации.
В соответствии с Положением о выборах академиков и членов-корреспондентов Российской академии архитектуры и строительных наук: член-корреспондент и академик РААСН - это выборные должности в структуре Академии, советник -это квалификация.
В соответствии с Положением о Советниках РААСН: структура советников создана с целью привлечения наиболее авторитетных и опытных, а также перспективных молодых специалистов, проявивших себя в области архитектуры, градостроительства и строительных наук к систематическому участию в научно-исследовательских. и проектной практики на территории Российской Федерации.
Применение в критерии показателя "наличие в штате специалиста - советника РААСН" с предельным значением 1 по квалификации трудовых ресурсов для проведения конкурентных процедур, где объектом закупки определены научно-исследовательские работы в сфере градостроительства, для Заказчика является гарантом получения более качественных результатов работ, что позволяет, не только экономить бюджетные средства, но и повышает целесообразность их использования, при установлении минимального значения из возможных.
Заказчик, устанавливая один из 8 показателей оценки заявки наличие специалиста - в том, числе Советника РААСН не нарушает законодательство, а наиболее полно соблюдает все нормы законодательства в сфере госзакупок.
В соответствии с п. 2 (II Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупки) Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося приложением к извещению, установлен критерий оценки Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, содержащий в себе показатель оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: "наличие штатного специалиста, имеющего ученую степень кандидата или доктора архитектуры и являющегося советником Российской академии архитектуры и строительных наук в отделении градостроительства".
Формула оценки или шкала оценки:
Шкала оценки предусматривает присвоение:
100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии документов на одного специалиста по критерию оценки "квалификация участников закупки", а при отсутствии документов по критерию оценки "квалификация участников закупки"закупки - 0 баллов.
Подпунктом 6 п. 2 (III Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа) Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося приложением к извещению, по наименованию критерия оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено следующее:
6.Показатель оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - детализирующий показатель оценки "наличие штатного специалиста, имеющего ученую степень кандидата или доктора архитектуры и являющегося советником Российской академии архитектуры и строительных наук в отделении градостроительства" - значимость 30 процентов. Для подтверждения указанных сведений участник в составе заявки представляет следующие документы (участник предоставляет данные документы по каждому сотруднику в составе заявки на участие):
- копию диплома кандидата или доктора архитектуры, копию справки советника Российской академии архитектуры и строительных наук в отделении градостроительства, выданной не более чем за 60 месяцев до проведения конкурса;
- копии трудовых книжек или выписки из трудовых книжек, либо сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса РФ и копии трудовых договоров сотрудников с участником закупки Оценка заявок осуществляется с учетом требований пп.а пункта 23 Положения. Порядок оценки: 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии документов на одного специалиста по критерию оценки "квалификация участников закупки", а при отсутствии документов по критерию оценки "квалификация участников закупки"закупки - 0 баллов.
Комиссия, изучив имеющиеся доказательства, выслушав пояснения сторон, приходит к выводу, что установление детализирующего показателя о наличии штатного специалиста, имеющего ученую степень кандидата или доктора архитектуры и являющегося советником Российской академии архитектуры и строительных наук в отделении градостроительства по критерию оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не нарушают положений Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ N 2604, ввиду чего, указанный довод признан Комиссией необоснованным.
Доказательств обратного в адрес Комиссии не представлено.
Исходя из пятого довода жалобы, заказчиком неправомерно установлен перечень документов, принимаемых к оценке для подтверждения наличия у сотрудников определенного уровня квалификации.
Установленный заказчиком порядок оценки делает невозможным выявление наиболее квалифицированного участника закупки, и, следовательно, лучших условий исполнения контракта, что противоречит целям и принципам контрактной системы, а именно - нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок. Таким образом, сформированная заказчиком система оценки не соответствует ни принципам контрактной системы, ни цели проведения оценки.
Представитель заказчика, ссылаясь на письменные возражения, указывает, что в соответствии со статьей 66.1. Трудового кодекса РФ "Сведения о трудовой деятельности" - "Лицо, имеющее стаж работы по трудовому договору, может получать сведения о трудовой деятельности:
у работодателя по последнему месту работы (за период работы у данного работодателя) на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя)". Следуя юридической логике, сам трудовой договор может являться документом, содержащим сведения о трудовой деятельности сотрудника. Установленные требования не нарушает регламентирующие нормы законодательства РФ.
Согласно п. 2 (III Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа) Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося приложением к извещению, по наименованию критерия оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" для подтверждения сведений по показателю "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" участник закупки в составе заявки представляет следующие документы (участник предоставляет данные документы по каждому сотруднику в составе заявки на участие):
- копию диплома о высшем профессиональном образовании установленного образца;
- копии трудовых книжек или выписки из трудовых книжек, либо сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса РФ и копии трудовых договоров сотрудников с участником закупки.
На основании п. 30 Положения, утв. постановлением Правительства РФ N 2604, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком в качестве необходимых на безальтернативной основе совмещены документы (документы, подтверждающие наличие специального образования и/или свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации; трудовая книжка) и трудовой договор. Но трудовой договор - это альтернативный трудовой книжке документ. Требовать его одновременно вместе с трудовой книжкой является неправомерным, так как согласно подпункту "б" п. 30 Положения, утв. постановлением Правительства РФ N 2604, наличие специалистов подтверждается трудовыми книжками или документами, подтверждающими предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Таким образом, действия заказчика, выраженные в ненадлежащем установлении Порядка оценки заявок по детализирующим показателям критерия, нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки:
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Согласно п. 42 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит:
42) геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.
Пунктом 1 структурированной формы извещения открытого конкурса в электронной форме установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно:
- копия лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности с указанием вида работ: "Установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории" в соответствии с Федеральным законом "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2015 N 431-ФЗ и положением о лицензировании геодезической и картографической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1126 (ред. от 29.11.2021) "О лицензировании геодезической и картографической деятельности".
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 (далее - постановление Правительства РФ N 2343) утверждены Правила формирования и ведения реестра лицензий (далее - Правила) и Типовая форма выписки из реестра лицензий.
Согласно п. 25 постановления Правительства РФ N 2343 ведение реестра лицензий осуществляется способом, обеспечивающим автоматическое формирование выписок из реестра лицензий.
Выписка из реестра лицензий, предоставляемая в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа либо в случае ведения реестра лицензий в федеральной государственной информационной системе электронной подписью указанной системы.
Таким образом, формой подтверждения наличия специальной правоспособности участников закупки по предмету закупки является выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении.
Таким образом, требования к участникам закупки, а также требования к содержанию, составу заявке в рассматриваемой части установлено заказчиком в нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 48, пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО НИИ "Земля и город" признать обоснованной в части.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Горноуральского городского округа выявлено нарушение ч. 3 ст. 7, п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32, п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 48, пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
3. В действиях уполномоченного органа в лице Администрации Горноуральского городского округа, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику в лице Администрации Горноуральского городского округа, уполномоченному органу в лице Администрации Горноуральского городского округа, закупочной комиссии, оператору в лице ООО "РТС-тендер" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя по закупке N 0162300003623000098, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
6. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, подготовившего и разместившего извещение в единой информационной системе по закупке N 0162300003623000098, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/106-2470/2023 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
12.07.2023 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*,
*,
*,
на основании своего решения N 066/06/106-2470/2023 от 12.07.2023 г., руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Администрации Горноуральского городского округа, уполномоченному органу в лице Администрации Горноуральского городского округа, закупочной комиссии в срок до 14 августа 2023 года устранить нарушение Закона о контрактной системе установленные решением N 066/06/106-2470/2023 от 12.07.2023 г., (извещение N 0162300003623000098) путем отзыва карточки контракта (в случае ее направления), отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме в части устранения выявленных нарушений, продления срока подачи заявок на участие в закупке и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Администрации Горноуральского городского округа в срок до 15 августа 2023 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 12 июля 2023 г. N 066/06/106-2470/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023