Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Гиниятуллиной Л.Р. - главного государственного инспектора, |
|
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика ГАУДО "Республиканская спортивная школа олимпийского резерва "Динамо" - Насырова Р.Р. (директор учреждения согласно приказу N30 л/с от 21.12.2017 г.), в присутствии заявителя - ИП Юнова Аркадия Сергеевича, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ИП Юнова Аркадия Сергеевича (вх. N7040/ж от 10.07.2023 г. (в ЕИС от 07.07.2023 г.), вх. N7015/ж от 10.07.2023 г. (сведения о направлении жалобы на положения извещения в установленные сроки, приложены скриншоты страниц о некорректной работы ЕИС на момент подачи жалобы)) на действия заказчика ГАУДО "Республиканская спортивная школа олимпийского резерва "Динамо" при проведении закупки (открытый аукцион) N0711200014823000004 на предмет: "Поставка спортивного инвентаря и оборудования для тяжелой атлетики",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200014823000004 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 26.06.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 401 200,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя об отсутствии установления заказчиком КТРУ при описании характеристик объекта закупки по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 28, 29, 30 описания объекта закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно позиции заявителя, заказчик в нарушение закона не применяет КТРУ по пунктам 1 (Гриф тяжелоатлетический (мужской, тренировочный)), 2 (Гриф тяжелоатлетический (женский, тренировочный)), 3 (Диск тренировочный 5 кг (серый)), 4 (Диск тяжелоатлетический 10 кг), 5 (Диск тяжелоатлетический 15 кг), 6 (Диск тяжелоатлетический 20 кг), 7 (Диск тяжелоатлетический 25 кг), 28 (Гриф соревновательный "WERKSAN" или эквивалент мужской 20 кг (сертификат IWF)), 29 (Гриф соревновательный "WERKSAN" или эквивалент женский 15 кг (сертификат IWF)), 30 (Весы электронные) описания объекта закупки (приложение N1 к извещению).
Проанализировав извещение, Комиссией установлено, что в рамках описания объекта закупки, по вышеуказанным позициям технического задания, заказчиком применен код позиции ОКПД2 - 32.30.14.115 "Инвентарь и оборудование для тяжелой атлетики".
Вместе с тем, в КТРУ имеются следующие позиции товаров, соответствующие объекту закупки, установленному заказчиком в позициях 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 28, 29, 30 описания объекта закупки:
- по позициям 3, 4, 5, 6, 7 (диски) - коды КТРУ 32.30.14.115-00000003, 32.30.14.115-00000004, 32.30.14.115-00000005, 32.30.14.115-00000006, 32.30.14.115-00000007 "Комплект олимпийских дисков";
- по грифам позиции 1, 2, 28, 29 - код КТРУ 32.30.14.129-00000029 "Гриф прямой";
- по позиции 30 (весы электронные) - КТРУ 28.29.32.000-00000003 (Весы электронные бытовые, Код ОКПД-2 28.29.32.000 "Устройства взвешивающие и весы для взвешивания людей и бытовые", Тип весов "Напольные"), либо КТРУ 26.60.12.122-00000034 ("Весы напольные, электронные", Код ОКПД-2 26.60.12.122 "Средства измерений массы, силы, энергии, линейных и угловых величин, температуры").
Датой, с которой заказчики обязаны применять соответствующий код КТРУ - 15.06.2021 г. Дата размещения закупки - 03 марта 2023 года.
Таким образом, Комиссией было установлено, что в КТРУ имеются позиции, в соответствии с которыми, исходя из положений пункта 4 Правил, заказчик должен был осуществить описание объекта закупки, обозначенного в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 28, 29, 30 описания объекта закупки (приложение N1 к извещению). Вместе с тем, позиции КТРУ заказчиком применены не были.
Довод заявителя признан обоснованным.
Заказчиком нарушены требования пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в части отсутствия установления позиции КТРУ, предусмотренных в рамках объекта закупки.
2. Относительно довода заявителя об объединении заказчиком в один лот товаров, на которые распространяется ограничение допуска, установленное Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617 и на который не распространяется указанное ограничение.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Правительством Российской Федерации издано Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Согласно извещению, заказчиком установлены следующие ограничения и условия допуска товара, в соответствии с положениями статьи 14 Закона о контрактной системе:
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
Согласно доводу заявителя, заказчик вместо вышеуказанных правильных кодов КТРУ по позиции 30 "Весы" проводит их в закупке через код ОКПД-2 32.30.14.115 - "Инвентарь и оборудование для тяжелой атлетики", что является нарушением, так как инвентарь с данным кодом закупается при установлении заказчиком в извещении ограничения по Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617 и условия допуска согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. N126н, а весы должны закупаться по коду ОКПД-2 - 26.60.12.122 или 28.29.32.000 без ограничений Постановления N617.
Комиссия отмечает, что согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем, при закупке "Весов электронных" заказчиком должен быть применен код ОКПД-2 - 26.60.12.122 "Средства измерений массы, силы, энергии, линейных и угловых величин, температуры" или 28.29.32.000 "Устройства взвешивающие и весы для взвешивания людей и бытовые", которые не подпадают под перечень товаров, установленный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 г. N617, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617 установлено, что, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
Таким образом, действия заказчика, объединившего в один лот товары, которые не могут быть предметом одного контракта, являются нарушением требований части 2 статьи 8, части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 5 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
3. Относительно довода заявителя о нарушении заказчиком правил обоснования применения дополнительных характеристик по пунктам технического задания, в которых заказчик применил КТРУ.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, определенных в пункте 5 Правил КТРУ.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, при отсутствии наличия исключений, предусмотренных пунктом 5 Правил КТРУ, Заказчик вправе установить дополнительные характеристики (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные), которые в каталоге отсутствуют, обосновав при этом необходимость использования таких дополнительных характеристик.
Согласно позиции заявителя заказчик по каждому пункту технического задания, в котором использует КТРУ, просто пишет "_установлены следующие требования, соответствующие, которые позволят обеспечить качественную подготовку спортсменов к соревнованиям", однако, по мнению заявителя, так категорически нельзя писать, надо обосновывать конкретно каждую дополнительную характеристику.
Изучив описание объекта закупки по позициям 13, 15, 16, 17, 18, 19, 23, 24, 26, Комиссией установлено, что заказчиком по данным позициям применены коды КТРУ, и помимо характеристик, обязательных к указанию, заказчиком установлены дополнительные характеристики. При этом заказчиком указано следующее:
Дополнительные характеристики:
Обоснование внесения дополнительных характеристик к данному товару:
В соответствии с пунктом 5 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 ''Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'', установлены дополнительные значения показателей объекта закупки в связи с тем, что в продаже имеется товар разных видов, отличающихся, существенно по цене и качеству, были установлены следующие требования, соответствующие, которые позволят обеспечить качественную подготовку спортсменов к соревнованиям.
Между тем, Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что действующими нормами законодательства о контрактной системе не установлено специальных требований к содержанию и полноте вышеуказанного обоснования.
Частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае заявителем не приведено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что установленные заказчиком дополнительные требования по позициям 13, 15, 16, 17, 18, 19, 23, 24, 26 описания объекта закупки, не влияют на функциональные и потребительские свойства закупаемых товаров, не определяют их качественные характеристики.
Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
4. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком по позициям 4-7 объекта закупки характеристик, ограничивающих круг участников закупки.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком по пунктам 4-7 описания объекта закупки установлено следующее:
4. |
Диск тяжелоатлетический 10 кг 32.30.14.115 |
Диски тренировочные тяжелоатлетические. 2 шт. Вес не менее 10 кг. Допустимая погрешность не более 10 грамм. Цвет диска - зеленый. Посадочный диаметр не менее 51 мм. Диаметр диска не более 450 мм. Ширина диска не менее 30 мм. Для повышения износостойкости внутреннее посадочное место должно быть сделано из металла, диаметром не менее 200 мм. С обеих сторон посадочного места по радиусу сняты фаски |
5. |
Диск тяжелоатлетический 15 кг 32.30.14.115 |
Диски тренировочные тяжелоатлетические 2 шт. Вес не менее 15 кг. Допустимая погрешность не более 10 грамм. Цвет диска - желтый. Посадочный диаметр не менее 51 мм. Диаметр диска не более 450 мм. Ширина диска не менее 41 мм. Для повышения износостойкости внутреннее посадочное место должно быть сделано из металла, диаметром не менее 200 мм. С обеих сторон посадочного места по радиусу сняты фаски |
6. |
Диск тяжелоатлетический 20 кг 32.30.14.115 |
Диски тренировочные тяжелоатлетические 2 шт. Вес не менее 20 кг. Допустимая погрешность не более 10 грамм. Цвет диска - синий. Посадочный диаметр не менее 51 мм. Диаметр диска не более 450 мм. Ширина диска не менее 50 мм. Для повышения износостойкости внутреннее посадочное место должно быть сделано из металла, диаметром не менее 200 мм. С обеих сторон посадочного места по радиусу сняты фаски |
7. |
Диск тяжелоатлетический 25 кг 32.30.14.115 |
Диски тренировочные тяжелоатлетические 2 шт. Вес не менее 25 кг. Допустимая погрешность не более 10 грамм. Цвет диска - красный. Посадочный диаметр не менее 51 мм. Диаметр диска не более 450 мм. Ширина диска не менее 57 мм. Для повышения износостойкости внутреннее посадочное место должно быть сделано из металла, диаметром не менее 200 мм. С обеих сторон посадочного места по радиусу сняты фаски |
Согласно позиции заявителя, заказчиком незаконно ограничивающее требование по позициям 4 - 7 по конструкции дисков "С обеих сторон посадочного места по радиусу сняты фаски". Заявителю непонятно, что за характеристика и для чего она применена заказчиком.
В ходе рассмотрения жалобы, заказчик пояснил, что указанное требование установлено заказчиком с учетом особенностей тренировок, занятий профессиональных спортсменов, для упрощения процесса выполнения упражнений со штангой.
Комиссия отмечает, что по смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. При этом закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание объекта закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в таком описании, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Вышеуказанные выводы коррелируют и с судебной практикой, например, по делам NА34-1354/2021, NА33-15654/2022.
Вместе с тем, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что указанная заказчиком характеристика сужает круг участников закупки.
Учитывая изложенное, довод заявителя признан необоснованным.
5. Относительно доводов заявителя о неправомерном установлении заказчиком по позиции 3 описания объекта закупки характеристики "цвет диска "Серый", по позициям 3, 8, 9, 10, 11 в отношении Ширины дисков.
В описании объекта закупки заказчиком установлены требования по диску тренировочному (п. 3) цвет серый, по тренировочным дискам диаметр, ширина не менее_
3. |
Диск тренировочный 5 кг (серый) 32.30.14.115 |
Диски тренировочные тяжелоатлетические 2 шт. Вес не менее 5 кг. Материал - каучук. Цвет диска - серый. Посадочный диаметр не менее 51 мм. Диаметр диска не меее 450 мм. Ширина диска не менее 26 мм |
8. |
Цветной тренировочный диск 1,0 кг (малый, цвет - зеленый) 32.30.14.115 |
Диски тренировочные тяжелоатлетические 2 шт. Вес - не менее 1,0 кг. Материал - каучук. Цвет диска - зеленый. Посадочный диаметр не менее 51 мм. Диаметр диска не менее 151 мм. Ширина диска не менее 24,5 мм. На диск должны быть нанесены номинальный вес диска (способ нанесения - рельеф в виде выпуклости или углубления) |
9. |
Цветной тренировочный диск 1,5 кг (малый, цвет - желтый) 32.30.14.115 |
Диски тренировочные тяжелоатлетические 2 шт. Вес - не менее 1,5 кг. Материал - каучук. Цвет диска - синий. Посадочный диаметр не менее 51 мм. Диаметр диска не менее 165 мм. Ширина диска не менее 27 мм. На диск должны быть нанесены номинальный вес диска (способ нанесения - рельеф в виде выпуклости или углубления) |
10. |
Цветной тренировочный диск 2,0 кг (малый, цвет - синий) 32.30.14.115 |
Диски тренировочные тяжелоатлетические 2 шт. Вес - не менее 2 кг. Материал - каучук. Цвет диска - синий. Посадочный диаметр не менее 51 мм. Диаметр диска не менее 165 мм. Ширина диска не менее 27 мм. На диск должны быть нанесены номинальный вес диска (способ нанесения - рельеф в виде выпуклости или углубления) |
11. |
Цветной тренировочный диск 2,5 кг (малый, цвет - красный) 32.30.14.115 |
Диски тренировочные тяжелоатлетические 2 шт. Вес не менее 2,5 кг. Материал - каучук. Цвет диска - красный. Посадочный диаметр не менее 51 мм. Диаметр диска не менее 170 мм. Ширина диска не менее 29 мм. На диск должны быть нанесены номинальный вес диска (способ нанесения - рельеф в виде выпуклости или углубления) |
Исходя из позиции заявителя, указанные характеристики являются не объективными и не несут никой реальной пользы, только ограничивают возможную поставку товаров.
Вместе с тем, Комиссия, учитывая положения статей 12, 33 Закона о контрактной системе, а также учитывая, что законодательство о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание объекта закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, не находит нарушений в действиях заказчика при установлении требований к характеристикам товара относительно цвета и ширины диска по позициям 3, 8, 9, 10, 11 описания объекта закупки.
Довод заявителя признан необоснованным.
6. Относительно довода заявителя о противоречиях, допущенных заказчиком, при указании характеристик по весу мяча набивного (пункт 15 описания объекта закупки).
По позиции 15 описания объекта закупки заказчиком указано следующее:
15. |
Мяч набивной (медицинбол) 3 кг 32.30.14.119-00000103 |
Обязательные характеристики по КТРУ: Конструктивное исполнение Без рукоятки Наполнитель: резиновая крошка Материал: пвх Вес: 2.0 и < 3.0 Дополнительные характеристики: Обоснование внесения дополнительных характеристик к данному товару: В соответствии с пунктом 5 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 ''Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'', установлены дополнительные значения показателей объекта закупки в связи с тем, что в продаже имеется товар разных видов, отличающихся, существенно по цене и качеству, были установлены следующие требования, соответствующие, которые позволят обеспечить качественную подготовку спортсменов к соревнованиям: Набивной медицинский мяч (медбол, wall ball) представляет собой спортивный снаряд, применяемый в системе функциональных тренировок на начальном этапе тренировки, предшествующему основным нагрузкам. Это особенно актуально для новичков и атлетов, восстанавливающихся после травм. Диаметр не менее 355 мм, вес - не менее 3 кг. Мяч представляет собой упругий и мягкий шар, приятный на ощупь. Эти качества обусловлены конструкцией мячей, которая состоит из синтепона и наружного покрытия из армированной ПВХ ткани плотностью не менее 630 грамм/кв.м. Благодаря нескользящей поверхности мяч плотно ложится в руку, обеспечивает комфортное выполнение упражнений без травм. Все швы прошиты нейлоновыми нитями. Цветные вставки помогают идентифицировать вес мяча. Для медбола 3 кг используются сочетание черных и желтых деталей чехла. Помимо цвета на поверхности нанесено название производителя и указан вес в килограммах
|
Таким образом, заказчиком установлены некорректные (противоречивые) требования к весу необходимого к поставке мяча набивного (медицинбола).
В ходе рассмотрения жалобы, заказчик пояснил, что при указании характеристики веса медицинбола по позиции 15 технического задания, заказчиком допущена техническая ошибка.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, о нарушении заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
7. Относительно довода заявителя о некорректном указании заказчиком по позиции 20 высоты регулировки крюков для работы со штангой.
По позиции 20 описания объекта закупки заказчиком указано следующее:
20. |
Стойки для выполнения упражнений со штангой 32.30.14.115 |
Универсальные регулируемые стойки для штанги подойдут для большого спектра упражнений не только с штангой, но и в сочетании с любой спортивной скамьёй. Универсальность скамьи заключается в том, что: Двойные J-крюки для штанги регулируются по отдельности и могут быть установлены одновременно как для выполнения упражнений в стойке, так и под жим лёжа. Шаг регулировки крюков - не менее 50 мм Для удобной установки высоты в стойках предусмотрена нумерация отверстий и обзорные окошки. Крюки для жима лёжа регулируются от 900 до 1400 мм от пола. Крюки для работы с штангой в стойке регулируются по высоте не менее 1100 и не более 1600 мм. Каждый J-крюк имеет накладки из СВМПЭ для бережного контакта с рифлением на рукоятке грифа. Специальные центрирующие заглушки в конструкции стоек исключают повреждение краски на подвижных частях во время регулировок высоты J-крюков и сохраняют красивый внешний вид оборудования. Переключения высоты J-крюков для жима подразумевает частое использование, поэтому для удобства используется пружинный фиксатор. При регулировке положение крюков для работы в стойке используется мощный штыревой фиксатор диаметром не менее 16 мм с защитой от случайного "вылета", а так же дополнительный резьбовой фиксатор для устранения люфтов подвижных механизмов. Ширина между регулировочными стойками составляет не менее 1100 мм. Основания регулировочных стоек имеют усиливающие раскосы для обеспечения высокой жёсткости. Для максимальной устойчивости регулировочные стойки соединяются между собой балкой в форме трапеции, которая позволяет комфортно закатывать между ними скамью |
Согласно позиции заявителя, указание заказчиком требования "Крюки для работы с штангой в стойке регулируются по высоте не менее 1100 и не более 1600 мм" является некорректным, и не допускающим вообще правильного варианта предложения.
Изучив установленные заказчиком по позиции 20 "Стойки для выполнения упражнений со штангой" функциональные, технические характеристики, Комиссией не выявлено нарушений в действиях заказчика при описании объекта закупки. Как заявитель сам указывает в жалобе, при указании характеристики "Крюки для работы с штангой в стойке регулируются по высоте не менее 1100 и не более 1600 мм" заказчиком подразумевается нижний и верхний пределы диапазона.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
8. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком некорректного требования по позиции 22 "Замки для штанги (алюминий, пара)".
По позиции 22 описания объекта закупки заказчиком указано следующее:
22. |
Замки для штанги (алюминий, пара) 32.30.14.115 |
Замки для штанги имеют форму шестеренки и изготовлены из алюминия. Они на столько легкие, что их весом можно пренебречь. Фиксация замка на грифе происходит одним движением. Корпус замка изготовлен из высококачественного алюминия, а ручка фиксации - это износостойкий и ударопрочный пластик. Внутри замка установлена вставка из специального нескользящего пластика, который плотно обхватывает гриф. Посадочный диаметр замка - не менее 50 мм. Корпус замка ярко-красного цвета. На поверхности нанесено название производителя. В комплекте поставки идет 2 замка |
В силу пункта части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что установление заказчиком характеристики товара "замки для штанги" как "они на столько легкие, что их весом можно пренебречь" является некорректным и не соответствующим требованиям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, так как не позволяет участнику закупки должным образом сформировать заявку (далее приобрести товар к поставке).
Таким образом, довод заявителя признан обоснованным.
9. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком противоречивых требований по позиции 24 описания объекта закупки.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
По позиции 24 описания объекта закупки заказчиком указано следующее:
24. |
Тренажер "Разгибание ног на свободных весах" 32.30.14.121-00000031 |
Обязательные характеристики по КТРУ: Вес> 80 Килограмм Высота> 900 Миллиметр Длина> 1600 Миллиметр Тип тренажера: Блочный Толщина профиля несущей конструкции 2 и 5 Миллиметр Ширина > 900 Миллиметр
Дополнительные характеристики: Обоснование внесения дополнительных характеристик к данному товару: В соответствии с пунктом 5 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 ''Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'', установлены дополнительные значения показателей объекта закупки в связи с тем, что в продаже имеется товар разных видов, отличающихся, существенно по цене и качеству, были установлены следующие требования, соответствующие, которые позволят обеспечить качественную подготовку спортсменов к соревнованиям:
Разгибание ног на свободных весах "Protrain SM790" или эквивалент предназначен для изолированной тренировки четырехглавой мышцы бедра. Сходящиеся/расходящиеся движения обеспечивают максимальное включение мышечных групп. Технические характеристики: Назначение - Для ног Форма сечения рамы - Квадратная Толщина стенки рамы - не менее 3 мм Область применения - Профессиональная Рама - Высокопрочная сталь Диаметр штырей для грузов - не менее 50 мм Материал - Рама: стальной профиль Тренируемые группы мышц - Передняя поверхность бедра (квадрицепс бедра) Упражнения - Разгибание ног Вес товара в сборе - не менее 103 кг Размеры товара в сборе не менее (Д x Ш x В) - 166 х 129 х 104 см Тип - Тренажер на свободных весах Выбор цвета элементов - Рама: красный, Подушки: черный |
Заказчиком по КТРУ выбрана характеристика "Тип тренажера: Блочный".
Вместе с тем, далее заказчик указывает следующие дополнительные характеристики "Разгибание ног на свободных весах_", Диаметр штырей для грузов - не менее 50 мм, Тип - Тренажер на свободных весах. Данные характеристики не относятся к блочному типу тренажера, а являются описанием тренажеров, нагружаемых дисками (для нагрузки используются не блоки, а отдельные диски навешиваются на штыри).
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
10. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком по позициям 27, 28, 29 большого количества ограничительных, незаконных требований.
По позициям 27, 28, 29 описания объекта закупки заказчиком указано следующее:
27. |
Замки для штанги соревновательные 2,5 кг (пара) "WERK SAN" или эквивалент (сертификат IWF) 32.30.14.115 |
Замки "Werk San" (или эквивалент) соревновательные 2шт. не менее 2,5 кг. Модель в виде трехконечной звезды общим диаметром не менее 130 мм и удобной ручкой-фиксатором с травмобезопасным шарообразным наконечником, свободно перемещаемой в горизонтальной плоскости. Посадочный диаметр не менее 50 мм. Возможная погрешность изделия 2 гр. На замок, способом гравировки, должны быть нанесены эмблема международной федерации тяжелой атлетики, наименование производителя, дата производства. Замки должны иметь действующий сертификат международной Федерации тяжелой атлетики IWF (т.е. имеет допуск к использованию на соревнованиях в тренировочной зоне - отражает потребительские свойства товара) |
28. |
Гриф соревновательный "WERKSAN" или эквивалент мужской 20 кг (сертификат IWF) 32.30.14.115 |
Гриф мужской тяжелоатлетический соревновательный, профессионального уровня для спортсменов высших категорий - 1 шт. Длина не более 2200 мм (тяжелоатлетический стандарт для мужского грифа), вес не менее 20 кг (тяжелоатлетический стандарт для мужского грифа), хромированный, посадочный диаметр для дисков - не менее 50 мм (тяжелоатлетический стандарт). Диаметр хвата (центральной части) не более 28 мм. Цвет - хром. Посадочная втулка для дисков гладкая на пяти подшипниках каждая, не менее 50 мм в диаметре и выдерживает нагрузку не менее 1500 кг. В конструкции каждой втулки должна присутствовать двусоставная шайба. На гриф нанесена эмблема международной федерации тяжелой атлетики белого цвета не менее 1 шт. в центральной части, и не менее 2 эмблемы черного цвета с белым нанесением наименования производителя на торцах. Все весовые, размерные характеристики, порядок нанесения насечек должно соответствовать стандартам и требованиям международной федерации тяжелой атлетики IWF к соревновательным грифам. Гриф должен иметь действующий сертификат международной Федерации тяжелой атлетики IWF (т.е. имеет допуск к использованию на соревнованиях в тренировочной зоне) |
29. |
Гриф соревновательный "WERKSAN" или эквивалент женский 15 кг (сертификат IWF) 32.30.14.115 |
Гриф женский тяжелоатлетический соревновательный, профессионального уровня для спортсменов высших категорий - 1 шт. Длина не более 2010 мм (тяжелоатлетический стандарт для женского грифа), вес не менее 15 кг (тяжелоатлетический стандарт для женского грифа), хромированный, посадочный диаметр для дисков - не менее 50 мм (тяжелоатлетический стандарт). Диаметр хвата (центральной части) не более 25 мм. Цвет - хром. Посадочная втулка для дисков гладкая на пяти подшипниках каждая, не менее 50 мм в диаметре и выдерживает нагрузку не менее 1500 кг. В конструкции каждой втулки должна присутствовать двусоставная шайба. На гриф нанесена эмблема международной федерации тяжелой атлетики белого цвета не менее 1 шт. в центральной части, не менее 2 эмблемы черного цвета с белым нанесением наименования производителя на торцах. Все весовые, размерные характеристики, порядок нанесения насечек должно соответствовать стандартам и требованиям международной федерации тяжелой атлетики IWF к соревновательным грифам. Каждый гриф должен иметь действующий сертификат международной Федерации тяжелой атлетики IWF (т.е. имеет допуск к использованию на соревнованиях в тренировочной зоне) |
По мнению заявителя, установление заказчиком таких характеристик как "Модель в виде трехконечной звезды общим диаметром не менее 130 мм", "На замок, способом гравировки, должны быть нанесены эмблема международной федерации тяжелой атлетики, наименование производителя, дата производства", "В конструкции каждой втулки должна присутствовать двусоставная шайба" являются неправомерными, избыточными требованиями, и заявителю не понятно с какой целью заказчик устанавливает данные характеристики.
Вместе с тем, изучив вышеуказанные требования по позициям 27, 28, 29 описания объекта закупки, учитывая положения статей 12, 33 Закона о контрактной системе, и, что законодательство о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание объекта закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, не находит нарушений в действиях заказчика при указании данных характеристик по позициям 27, 28, 29 описания объекта закупки.
Довод заявителя признан необоснованным.
11. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком по позициям 28, 29 неправомерного требования о наличии эмблемы.
По позициям 28 "Гриф соревновательный "WERKSAN" или эквивалент мужской 20 кг (сертификат IWF)", 29 "Гриф соревновательный "WERKSAN" или эквивалент женский 15 кг (сертификат IWF)" описания объекта закупки, заказчиком указано следующее: На гриф нанесена эмблема международной федерации тяжелой атлетики белого цвета не менее 1 шт. в центральной части, и не менее 2 эмблемы черного цвета с белым нанесением наименования производителя на торцах.
При этом в ходе рассмотрения жалобы заявитель пояснил, что все грифы с сертификатом IWF (не выделяя тренировочные или соревновательные) должны соответствовать требованиям приведенных ими схем из регламентных правил IWF (международной федерации тяжелой атлетики), в которых четко видно требование что мужской гриф должен быть "маркирован синим цветом на концах и в центре грифа", а женский гриф "маркирован жёлтым цветом на концах и в центре грифа" (рис. 1).
Рис. 1
Таким образом, учитывая изложенное, заказчиком нарушены требования части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
Учитывая, что выявленные нарушения могли повлиять на результаты определения поставщика, исполнителя, Комиссией принято решение о выдаче заказчику предписания об устранении нарушений действующего законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ИП Юнова Аркадия Сергеевича (вх. N7040/ж от 10.07.2023 г. (в ЕИС от 07.07.2023 г.), вх. N7015/ж от 10.07.2023 г. (сведения о направлении жалобы на положения извещения в установленные сроки, приложены скриншоты страниц о некорректной работы ЕИС на момент подачи жалобы)) на действия заказчика ГАУДО "Республиканская спортивная школа олимпийского резерва "Динамо" при проведении закупки (открытый аукцион) N0711200014823000004 на предмет: "Поставка спортивного инвентаря и оборудования для тяжелой атлетики" обоснованной частично.
2. Признать заказчика - ГАУДО "Республиканская спортивная школа олимпийского резерва "Динамо" нарушившим требования части 3 статьи 7, части 2 статьи 8, части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 5 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 617 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - ГАУДО "Республиканская спортивная школа олимпийского резерва "Динамо", оператору электронной площадки - АО "АГЗ РТ" предписание об устранении нарушений действующего законодательства о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
Л.Р. Гиниятуллина |
|
Л.А. Акперова |
Исп.: Гиниятуллина Лейсан Рустамовна
Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 13 июля 2023 г. N 016/06/33-982/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2023