Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Яфизов А.А. - заместитель руководителя; |
Члены Комиссии: |
Гиниятуллина Л.Р. - главный государственный инспектор; Акперова Л.А. - главный специалист-эксперт. |
проведя на основании приказа 01/134-пр от 11.07.2023 внеплановую документарную проверку в отношении заказчика ГАУЗ "РКБ МЗ РТ" (420064, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Оренбургский тракт, 138, ИНН 1659013660) о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг при проведении закупки N0711200011023000271 на предмет: "Поставка расходных материалов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в ГАУЗ РКБ МЗ РТ",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200011023000271 было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов https://zakupki.gov.ru/ 30.06.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 294 400,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.07.2023 NИЭА1 на участие в закупке была подана 1 заявка, победителем закупки признано ООО "ТОРГМЕД" с предложением о цене контракта 1 294 400,00 рублей.
1.Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона о контактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с извещением о проведении закупки предметом контракта является поставка расходных материалов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в ГАУЗ "РКБ МЗ РТ", а именно имплантируемой инфузионной системы с принадлежностями.
Техническим заданием заказчиком были установлены следующие требования к характеристикам поставляемого товара:
N п/п |
Наименование |
Технические характеристики |
1 |
Имплантируемая инфузионная система с принадлежностями ОКПД 2: 32.50.13.190 ( КТРУ отсутствует) Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам - 129190
|
Комплект поставки: помпа 1 шт., интратекальный катетер с бесшовным проводником 1 шт., набор для заправки системы - 1 комплект. Помпа: толщина, (с мембраной) 20 мм. Масса без заправки лекарством 175г. Диаметр 87,5 мм. Объем резервуара для заправки лекарства 40 мл. В наличии мембрана порта для наполнения резервуара, выдерживающая 500 проколов иглой размера 22G. Максимальная запрограммированная производительность помпы в сутки - 24 мл. Минимальная запрограммированная производительность помпы в сутки - 0,048 мл. Давление в резервуаре 20,68 - 34,75 кПа. Имеется возможность подачи дополнительной дозы лекарства, с программным ограничением по количеству в определенном промежутке времени, при помощи пульта пациента. Имеется возможность проведения КТ исследований. Имеется маркировка на упаковке с указанием срока годности стерилизации. Интратекальный катетер с бесшовным проводником: Длина спинального сегмента 38 см. Длина насосного сегмента 66 см. Наружный диаметр спинального сегмента 1,4 мм. Внутренний диаметр спинального сегмента 0,53 мм. Расстояние до первого маркера длины от дистального конца 14 см. Расстояние между маркерами длины 1 см. В наличии закрытый дистальный кончик катетера. Количество боковых отверстий на дистальном конце 6. Наружный диаметр насосного сегмента 2,2 мм. Внутренний диаметр насосного сегмента 0,53 мм. Имеется возможность проведения КТ исследований. В наличии маркировка на упаковке с указанием срока годности стерилизации. Набор для заправки инфузионной системы: В наличии расширитель с зажимом. В наличии фильтр. Иглы 22 G - 2 шт. Шприц 20 мл-1шт. Шаблон для заправки-1шт. Защитная пленка-1шт. В наличии маркировка на упаковке с указанием срока годности стерилизации. |
Согласно доводам обращения, совокупность технических закупаемого товара свидетельствует о том, что требованиям заказчика соответствует имплантируемая инфузионная система с принадлежностями единственного производителя Synchromed II ООО "Медтроник" (США).
Согласно представленным пояснениям заказчика, все указанные требования к закупаемому товару имеют клиническое обоснование. Совокупность технических характеристик, указанных в извещении о закупке, обусловлена спецификой применения товара, и составлена таким образом, чтобы товар, который будет поставлен, полностью соответствовал текущим потребностями заказчика и нуждам конечных пользователей товара. Заказчиком в пояснениях было указано на то, что закупаемому товару соответствует продукция двух производителей (Jonson&Jonson, ООО "Медтроник"), при этом не представлены документы (регистрационные удостоверения, действующие каталоги/инструкции по применению, официальные письма от производителей и т.д.), подтверждающие факт соответствия указанной продукции показателям, установленным в техническом задании.
Кроме того, в описании объекта закупки не были установлены максимальные и минимальные значения показателя товара в сопровождении слов "не менее" либо "не более". Все технические характеристики поставляемого товара были отражены в конкретных показателях в нарушение требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что при участии и подачи заявки потенциальный участник закупки опирается на устанавливаемые заказчиком в техническом задании требования и технические характеристики к продукции. Соответственно, учитывая, что показатели необходимой продукции становятся известными только при размещении соответствующей закупки с устанавливаемыми в документации требованиями, участник только при изучении документации может сделать вывод о возможности осуществления поставки нужного товара и согласиться с устанавливаемыми условиями заказчика.
Правила описания объекта закупки определены статьей 33 Закона о контрактной системе. Частью 2 указанной статьи установлено, что извещение о закупке должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений Закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.
Исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
При этом Комиссия отмечает, что включение в закупочную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе анализа технического задания заказчика установлено, что из совокупности установленных технических характеристик аппарата, в действительности, требованиям соответствует товар производства ООО "Медтроник".
Кроме того, на участие в закупке была подана 1 заявка, которая содержала предложение о поставке товара - Помпа имплантируемая программируемая Synchromed II, ООО "Медтроник Инк." (США), снижение от начальной максимальной цены контракта отсутствует.
Вместе с тем, заказчиком в материалы дела не представлены подтверждения того, что требованиям, установленным в техническом задании соответствуют товары, как минимум двух производителей. Тогда как, в доказательство обратного установлено, что единственная поданная заявка предложила к поставке товар ООО "Медтроник Инк.".
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, заказчик, установив требования к характеристикам товара, которые соответствуют одному производителю, ограничил доступ для участия в закупке лицам, желающим поставить товар иного производителя.
Учитывая, что заказчик не представил на заседании Комиссии доказательств, подтверждающих, что установленные технические характеристики товара соответствуют продукции иных производителей, за исключением продукции ООО "Медтроник Инк.", в том числе, не указал наименования конкретных моделей производителей, Комиссия приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара, установленные Заказчиком в техническом задании противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком нарушены требования статей 6, 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 6.1 проекта контракта было определено, что товар должен соответствовать требованиям, установленным в Спецификации (Приложение N 1 к контракту), государственным стандартам (ГОСТ) и иной нормативно-технической документации на данный вид Товаров и подтверждаться документами качества, необходимыми по действующему законодательству, которые подлежат передаче Заказчику одновременно с передачей Товара.
При этом, Заказчиком при составлении описания объекта закупки не были конкретизированы и не использованы установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, при наличии таковых в рамках предмета закупки, и соответствие которым было обозначено Заказчиком в проекте контракта по рассматриваемой закупке.
С учетом изложенного, заказчиком были нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочной нормой на требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что заявитель обращения не является потенциальным участником закупки, в адрес Заказчика от участников закупки не поступало запросов на разъяснения при проведении аукциона, установленные показатели и характеристики по позициям закупаемого товара были обусловлены необходимостью удовлетворения социально-значимых потребностей медицинского учреждения, Комиссия решила предписание об устранении нарушений требования действующего законодательства не выдавать.
При этом, Комиссия указывает на необходимость принятия мер по недопущению впредь выявленных нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении закупок в последующем.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика ГАУЗ "РКБ МЗ РТ" нарушившим требования статей 6, 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочной нормой на требования пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
Л.Р. Гиниятуллина
Л.А. Акперова |
Исп.: Акперова Л.А., Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 17 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023