Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Яфизов А.А. - заместитель руководителя; |
Члены Комиссии: |
Гиниятуллина Л.Р. - главный государственный инспектор; Акперова Л.А. - главный специалист-эксперт. |
проведя на основании приказа 01/133-пр от 11.07.2023 внеплановую документарную проверку в отношении заказчика ГАУЗ "ГКБ N 12" (420036, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лечебная, ИНН 1661070753) о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг при проведении закупки N1011500002123000089 на предмет: "Поставка расходных материалов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи для ГАУЗ ГКБ N12",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N1011500002123000089 было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов https://zakupki.gov.ru/ 22.06.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 550 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.07.2023 NИЭА1 на участие в закупке была подана 1 заявка, победителем закупки признано ООО "КОМПАНИЯ КИЛЬ-ВОЛГА" с предложением о цене контракта 550 000,00 рублей.
1.Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона о контактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с извещением о проведении закупки предметом контракта является поставка расходных материалов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи для ГАУЗ "ГКБ N12", а именно эндопротеза тазобедренного сустава тотальный с парой трения металл-полиэтилен.
Техническим заданием заказчиком были установлены следующие требования к характеристикам поставляемого товара:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя; единица измерения показателя (при наличии) |
Значение показателя; которое не может меняться; в том числе диапазон значений |
Обоснование включения показателя в описание объекта закупки |
1 |
Эндопротез тазобедренного сустава тотальный с парой трения металл-полиэтилен
Код позиции КТРУ: 32.50.22.110-00002257 |
Описание |
Стерильный имплантируемый искусственный заменитель тазобедренного сустава; поврежденного в результате заболевания (например; артрита) или травмы; состоящий соответствующих феморального (головка/стержень) и ацетабулярного компонентов с парой трения суставных поверхностей металл - полиэтилен (или сшитый полиэтилен). К изделию могут прилагаться крепежные приспособления (например; винты и болты); необходимые для имплантации. Имплантация может осуществляться с использованием или без использования костного цемента. |
Соответствует описанию КТРУ |
1) Ножка цементная; шт |
1 |
|
||
Тип фиксации |
цементная |
Для надежного присоединения к опилу кости и прочной фиксации в порозной кости |
||
Материал |
Нержавеющая сталь |
Материал биосовместим с организмом человека |
||
Форма |
Клиновидная |
Для увеличения контакта поверхности ножки эндопротеза с костным цементом, с целью дополнительной фиксации в цементной мантии и увеличения срока службы эндопротеза |
||
Применение с дистальным централизатором |
Нет |
Компонент имеет специальную форму которая сама центрируется в бедренном канале |
||
Шеечно-диафизарный угол |
135 ° |
соответствует анатомическим особенностям сустава и для увеличения контакта поверхности ножки эндопротеза с костным цементом, с целью дополнительной фиксации в цементной мантии и увеличения срока службы эндопротеза |
||
Количество типоразмеров в стандартной версии; шт |
9 |
Для более точного подбора эндопротеза по индивидуальным анатомическим особенностям пациента и невозможности определения версии на стадии закупки |
||
Длина; мм |
130, 140, 145, 150, 155, 160, 165, 170 и 180 (по выбору Заказчика) |
В соответствии с потребностью Заказчика (для установки протеза более широкому кругу пациентов в зависимости от индивидуальных особенностей пациента) |
||
Поставляется стерильным в стерильной упаковке |
наличие |
Для безопасности пациента и удобства врача |
||
2)Головка биполярная; шт |
1 |
|
||
Материал вертлужного компонента |
Нержавеющая сталь |
Материал биосовместим с организмом человека |
||
Спектр размеров ; мм |
от 42 до 52 (по выбору Заказчика) |
В соответствии с потребностью Заказчика (для установки протеза более широкому кругу пациентов в зависимости от индивидуальных особенностей пациента) |
||
Шаг размера; мм |
2 |
Для точного подбора изделия для каждого пациента |
||
Внутренний диаметр вкладыша; мм |
28 |
Для соответствия с стандартным диаметром головки |
||
Поставляется стерильным в стерильной упаковке |
наличие |
Для безопасности пациента и удобства врача |
||
3) Головка металлическая; шт |
1 |
|
||
Материал |
Кобальт-хромовый сплав |
Материал биосовместим с организмом человека |
||
Диаметр головки; мм |
28 |
Для соответствия с стандартным диаметром головки |
||
Типоразмер по длине шейки; |
-3 мм, 0 мм, +3 мм, +5 мм, + 8 мм, +12 мм |
Для более точного подбора эндопротеза по индивидуальным антропометрическим особенностям пациента и невозможности определения конкретного размера на стадии закупки |
||
Конус |
12/14 |
Универсальный тип конуса в соответствии со стандартом; для точной совместимости всех компонентов системы |
||
Поставляется стерильным в стерильной упаковке |
наличие |
Для безопасности пациента и удобства врача |
Согласно доводам обращения, совокупность технических закупаемого товара свидетельствует о том, что требованиям заказчика соответствует эндопротез единственного производителя Sanatmetal (Венгрия).
Согласно представленным пояснениям заказчика, все указанные требования к закупаемому товару имеют клиническое обоснование. Совокупность технических характеристик, указанных в извещении о закупке обусловлена спецификой применения товара, и составлена таким образом, чтобы товар, который будет поставлен, полностью соответствовал текущим потребностями заказчика и нуждам конечных пользователей товара. Заказчиком в пояснениях было указано на то, что закупаемому товару соответствует продукция трех производителей (Jonson&Jonson, Sanatmetal, Altimad, Beznoska), при этом не представлены документы (регистрационные удостоверения, действующие каталоги/инструкции по применению, официальные письма от производителей и т.д.), подтверждающие факт соответствия указанной продукции показателям, установленным в техническом задании.
Комиссия отмечает, что при участии и подачи заявки потенциальный участник закупки опирается на устанавливаемые заказчиком в техническом задании требования и технические характеристики к продукции. Соответственно, учитывая, что показатели необходимой продукции становятся известными только при размещении соответствующей закупки с устанавливаемыми в документации требованиями, участник только при изучении документации может сделать вывод о возможности осуществления поставки нужного товара и согласиться с устанавливаемыми условиями заказчика.
Правила описания объекта закупки определены статьей 33 Закона о контрактной системе. Частью 2 указанной статьи установлено, что извещение о закупке должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений Закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.
Исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
При этом Комиссия отмечает, что включение в закупочную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе анализа технического задания заказчика установлено, что из совокупности установленных технических характеристик аппарата, в действительности, требованиям соответствует товар производства Sanatmetal.
Кроме того, на участие в закупке была подана 1 заявка, снижение от начальной максимальной цены контракта отсутствует.
Вместе с тем, заказчиком в материалы дела не представлены объективные документальные подтверждения того, что требованиям, установленным в техническом задании соответствуют товары, как минимум двух производителей.
Учитывая, что заказчик не представил на заседании Комиссии доказательств, подтверждающих, что установленные технические характеристики товара соответствуют продукции иных производителей, за исключением продукции Sanatmetal, в том числе, не указал наименования конкретных моделей производителей, Комиссия приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара, установленные Заказчиком в техническом задании противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком нарушены требования статей 6, 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 5.3.12.2. проекта контракта было определено, что товар должен соответствовать стандартам и техническим условиям, установленным нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации.
При этом, Заказчиком при составлении описания объекта закупки не были конкретизированы и не использованы установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, при наличии таковых в рамках предмета закупки, и соответствие которым было обозначено Заказчиком в проекте контракта по рассматриваемой закупке.
С учетом изложенного, заказчиком были нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочной нормой на требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что заявитель обращения не является потенциальным участником закупки, в адрес Заказчика от участников закупки не поступало запросов на разъяснения при проведении аукциона, установленные показатели и характеристики по позициям закупаемого товара были обусловлены необходимостью удовлетворения социально-значимых потребностей медицинского учреждения, Комиссия решила предписание об устранении нарушений требования действующего законодательства не выдавать.
При этом, Комиссия указывает на необходимость принятия мер по недопущению впредь выявленных нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при проведении закупок в последующем.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика ГАУЗ "ГКБ N 12" нарушившим требования статей 6, 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочной нормой на требования пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
Л.Р. Гиниятуллина
Л.А. Акперова |
Исп.: Акперова Л.А., Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 17 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023