Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Центр услуг" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - управление имущественных отношений администрации МО г-к Геленджик при проведении электронного аукциона: "Приобретение жилого помещения в городе Краснодаре в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (извещение N 0118300003723000291) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что установленные Заказчиком требования, указанные в извещении по закупке противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - АМО г-к Геленджик проводился электронный аукцион: "Приобретение жилого помещения в городе Краснодаре в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (извещение N 0118300003723000291).
Заказчик - управление имущественных отношений администрации МО г-к Геленджик.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 753 500,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В п.1.2 Раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" и инструкция по ее заполнению Заказчиком установлены следующие требования:
1.2 |
В случае установления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 549 ГК РФ, ч. 1 ст. 288 ГК РФ, ч. 1 ст. 131 ГК РФ, ст. 28, ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" участник закупки должен являться собственником жилого помещения. Для подтверждения соответствия указанному требованию участниками закупок представляется копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, подтверждающую наличие зарегистрированного права собственности за поставщиками на объект недвижимости на момент участия в электронном аукционе, либо документ, удостоверяющий право собственности на жилое помещение (квартиру), если право собственности на объект возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Доверенность на отчуждение имущества, права на которое зарегистрированы в государственном реестре, должна быть нотариально удостоверена. В случае подачи заявки на участие в электронном аукционе представителем собственника (правообладателя) наличие заверенной в соответствии с законодательством копии нотариальной доверенности на право представления интересов собственника (правообладателя) жилого помещения (квартиры) в части подачи заявки на участие в электронном аукционе, с правом получения денежных средств представителем собственника (правообладателя), выполнения иных действий по продаже жилого помещения (при необходимости указать каких именно), подписания документов (при необходимости указать каких именно). Основание: Гражданский кодекс Российской Федерации; Жилищный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; Разъяснения Министерства Финансов Российской Федерации от 14 марта 2023 года N24-06-06/21094.
Установлено требование об отсутствии информации об участнике закупки в перечне юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, утверждённом постановлением Правительства РФ от 11 мая 2022 г. N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252". Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованию об отсутствии участника закупки в перечне юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 мая 2022 г. N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252", не предусмотрены. |
В силу положений Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений, если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации под жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям).
В соответствии с частью 2, пунктом З части 4 статьи 8 Закона N218-ФЗ, местоположение (адрес) объекта недвижимости включается в состав основных сведений об объекте недвижимости, к которым относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи.
Частью 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. Таким образом, жилое помещение, являющееся предметом закупки по извещению о проведении электронного аукциона, относится к недвижимому имуществу, не подлежащему определению родовыми признаками. Жилое помещение в соответствии с действующим законодательством индивидуально-определенная вещь, местоположение (адрес) которой относится к ее основным характеристикам. Без данного показателя идентифицировать объект закупки как существующий объект недвижимого имущества не представляется возможным. В договоре должны быть обязательно указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору. К таким данным относится вид жилого помещения - квартира, ее точный адрес, кадастровый номер, общая площадь.
Участнику закупки, в соответствии со статьей 554 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо указать данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования);
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 Закона о контрактной системе, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами в) или г) настоящего пункта.
То есть, адрес жилого помещения и его кадастровый номер, как необходимые данные, включаются в раздел "Предмет контракта" проекта контракта. При отсутствии указанных данных в договоре, условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В целях проверки правоспособности участника закупки, в документации о закупке, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, следует устанавливать требование о предоставлении в заявке правоустанавливающих (договор купли-продажи, договор дарения и т.п.) и/или правоподтверждающих документов (выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) на объект недвижимости, и доверенности на представителя (если заявка подана представителем собственника).
Следует также учитывать, что государственная регистрация прав на объекты недвижимости в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, установленных в частях 1 и 2 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, сделки с объектом недвижимости (часть З статьи 69 Закона N 218-03).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН.
Обязанность участника электронного аукциона представить выписку из ЕГРН соответствует требованиям законодательства и позволяет заказчику получить необходимые сведения о жилом помещении (информацию о правообладателе и кадастровом номере, а также о наличии ограничений прав и обременений объекта недвижимости).
Учитывая категорию лиц, для которых приобретаются соответствующие жилые помещения, предоставление правоустанавливающих документов в отношении объекта закупки необходимо в целях установления законности совершения сделки с жилым помещением, предлагаемым участником закупки к поставке в рамках объявленного электронного аукциона, во избежание признания сделки незаконной.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поставщик должен соответствовать требованиям, которые законодательство Российской Федерации предъявляет к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнения работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Согласно статьям 185 и 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 128 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена.
Соответственно, в составе заявки необходимо приложить документ подтверждающий полномочия представителя участника закупки (нотариально удостоверенную доверенность).
В соответствии с пунктом 4.1. части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе поставщиком (подрядчиком, исполнителем) признается участник закупки, с которым в соответствии с Законом о контрактной системе заключен контракт.
При этом из совокупного толкования положений Закона о контрактной системе следует, что участником закупки, с которым заключается контракт, является победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя), либо в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, иной участник, непосредственно участвующий в такой закупке.
То есть, участник закупки, действующий на основании доверенности, в случае признания его по результатам проведения процедуры закупки победителем такой закупки и заключения с ним контракта, становится поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Факт наличия документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего заявку на аукционе (а именно доверенности), обусловлен необходимостью формирования и направления заказчиком победителю закупки с использованием ЕИС (в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе) без своей подписи проекта контракта не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протоколов о подведении итогов электронной процедуры.
Необходимо отметить, что перечисление денежного обязательства, возникающего на основании контракта третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем), законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено (пункт 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе).
Указанное означает, что при проведении закупки по приобретению недвижимого имущества (квартир) собственник такого имущества самостоятельно определяет возможность участия в соответствующей закупке представителя, на основании выданной им доверенности, учитывая, что в случае признания такого участника (представителя) победителем такой закупки и заключения с ним контракта (признания поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), оплата по контракту будет осуществлена непосредственно поставщику (подрядчику, исполнителю) а именно: представителю по доверенности.
Соответствующие разъяснения содержатся в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 14 марта 2023 года N24-06-06/21094.
В соответствии с приказом Росреестра от 8 апреля 2021 года N П/0149, с 26 июля 2021 года вступил в силу новый порядок получения выписки из единого реестра прав на недвижимость. Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, выписки из ЕГРН или ином виде, определяемом федеральным органом исполнительной власти.
В связи с предоставлением документов в электронном виде, в период подачи участником закупки заявки и последующей регистрации перехода права собственности в органе государственной регистрации и картографии в электронной форме, передача вышеуказанных документов поставщиком заказчику при приеме жилых помещений не осуществляется.
Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в извещении по закупке, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр услуг" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300003723000291).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 июля 2023 г. N 023/06/31-3616/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023