Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П., надлежащим образом извещенного, в присутствии представителей государственного заказчика - врио директора ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" Рябцева П.В., Гейдюка Н.Н. (доверенность от 13.07.2023 N45), Петровой Т.В. (доверенность от 13.07.2023 N49), Ильманбетовой Е.Б. (доверенность от 13.07.2023 N50), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. на действия государственного заказчика ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на проведение противопаводковых мероприятий на объекте: "Караваненское водохранилище, Лиманский район, Астраханская область" (реестровый N0325100002423000007), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 11.07.2023 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. (далее также Заявитель, ИП Тожибаев З.П.) на действия государственного заказчика ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на проведение противопаводковых мероприятий на объекте: "Караваненское водохранилище, Лиманский район, Астраханская область" (реестровый N0325100002423000007) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного конкурса на право заключить контракт на проведение противопаводковых мероприятий на объекте: "Караваненское водохранилище, Лиманский район, Астраханская область" (реестровый N0325100002423000007), не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Ранее 14.07.2023 Комиссией была рассмотрена жалоба ООО "Регион Групп" на действия государственного заказчика ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на проведение противопаводковых мероприятий на объекте: "Караваненское водохранилище, Лиманский район, Астраханская область" (реестровый N0325100002423000007) и принято решение N030/06/42-714/2023, которым было установлено следующее:
"02.06.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного конкурса (далее также - Извещение).
29.06.2023 Заказчик внес изменения в Извещение, о чем было размещено на официальном сайте (данная редакция является предметом проверки).
Объектом закупки является проведение противопаводковых мероприятий на объекте: "Караваненское водохранилище, Лиманский район, Астраханская область".
Согласно паспорту 1101030010 и выписке из реестра федерального имущества об объекте учета федерального имущества N28391/4 "Караваненское водохранилище" является гидротехническим сооружением.
Исходя из описания объекта закупки, ГОСТ "ГОСТ Р 58376-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Мелиоративные системы и гидротехнические сооружения. Эксплуатация. Общие требования" и "СП 421.1325800.2018. Свод правил. Мелиоративные системы и сооружения. Правила эксплуатации" работы по проведению противопаводковых мероприятий на объекте: "Караваненское водохранилище, Лиманский район, Астраханская область" относятся к текущему ремонту сооружений.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановлением N 2571.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг
В соответствии с п. "а" ч. 3 постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция приложения к настоящему постановлению (далее - приложение) применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки".
Согласно п. 15 Постановления N 2571 при проведении конкурентных процедур на работы по текущему ремонту зданий, сооружений к участнику закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)".
Позиция 15 приложения применяется если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
В данном случае начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 958 420,41 руб.
Таким образом, Заказчик должен был установить дополнительные требования к участникам закупки согласно поз.15 Постановления N2571.
Вместе с тем, анализ извещения о проведении конкурса показал, что Заказчиком в нарушение п.12 ч.1 ст.42, ч.2 ст.31, ч. 4,5 ст. 31 Закона о контрактной системе не установлены дополнительные требования к участникам закупки, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в т.ч. критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
В силу пункт 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно подп. "в" пункту 33 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Из вышеизложенного следует, что Заказчиком должны оцениваться контракты (договоры) участника конкурса на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) в соответствии с подп. "в" пункта 33 Положения.
Однако в файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к Извещению установлено, что к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с законом 44-ФЗ, сопоставимые с предметом контракта. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Под контрактами (договорами) сопоставимого характера понимаются контракты (договоры) на выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту гидротехнических и прочих водных сооружений, в том числе выполнение противопаводковых мероприятий.
Установление такого порядка оценки заявок на участие в конкурсе, который не соответствует требованиям Постановления N 2604, нарушает требования части 8, части 9 статьи 32, пункта 11 части 1 статьи 42 и пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и образует в действиях Заказчика признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Как следует из извещения, Заказчик проводит открытый конкурс в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в соответствии с ч. 1 п. 8 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия исходя из описания объекта закупки, а также учитывая пояснения Заказчика о допущении им технической ошибки в части размещения информации в извещении об осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в соответствии с ч. 1 п. 8 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушена часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение Заказчиком ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений".
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. на действия государственного заказчика ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на проведение противопаводковых мероприятий на объекте: "Караваненское водохранилище, Лиманский район, Астраханская область" (реестровый N0325100002423000007) обоснованной.
2. В связи с выданным 14.07.2023 ранее предписанием N030/06/42-714/2023, предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 июля 2023 г. N 030/06/42-715/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023