Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "Электронные машины" - Богдановой М.С. (действующая по доверенности N1 от 27.03.2023 года), надлежащим образом извещенной, в присутствии представителей государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Областная спасательно-пожарная служба" - Петленкова М.С. (действующий по доверенности N07-11/97 от 17.07.2023 года), Москвичевой И.Г. (действующая по доверенности N07-11/97 от 17.07.2023 года), Веревкина И.Ю. (действующий по доверенности N07-11/97 от 17.07.2023 года), надлежащим образом извещенных, рассмотрев жалобу ООО "Электронные машины" на действия государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Областная спасательно-пожарная служба" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку камер видеонаблюдения для нужд АПК "Безопасный город" (реестровый N 0325200008223000053), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 12.07.2023 поступила жалоба ООО "Электронные машины" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения Астраханской области "Областная спасательно-пожарная служба" ( далее также - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку камер видеонаблюдения для нужд АПК "Безопасный город" (реестровый N 0325200008223000053) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, извещение Заказчика о проведении запроса котировок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 17.07.2023 года в 11 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
05.07.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 880 826,57 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком не был установлен запрет допуска согласно Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Проанализировав извещение, Комиссией установлено, что Заказчиком обоснованно не применено Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных; государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Постановление N1236) и не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета в виду следующего.
Пунктом 2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно подпункту "б" пункта 2.1 Постановления N1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения такого контрактного обязательства как: поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Предметом закупки является поставка камер видеонаблюдения, код КТРУ 26.70.13.000-00000004.
Ни извещение, ни описание объекта закупки не содержит требований к поставляемому и (или) передаваемому программному обеспечению, на которое устанавливается запрет на допуск в соответствии с Постановлением N1236.
Описание объекта закупки не содержит указание на наличие программного обеспечения в составе камеры видеонаблюдения, поскольку программное обеспечение является неотъемлемой частью камеры видеонаблюдения, которое обеспечивает функционирование оборудования, без которого оборудование технически не может запускаться или работать, что в свою очередь не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Также необходимо отметить, что при закупке оборудования с уже установленным программным обеспечением, без которого начало его использования невозможно, такое оборудование и программное обеспечение являются технологически и функционально связанными между собой, и должны рассматриваются как единый комплекс ("сложная вещь") с соблюдением требований статьи 134 Гражданского кодекса РФ.
Комиссия отмечает, что в ходе исполнения контракта при поставке камер видеонаблюдения не возникает обязательств по поставке и (или) передаче прав на программное обеспечение. Также не осуществляется поставка средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение устанавливается в результате исполнения контракта.
Следовательно, программное обеспечение (передача прав на него) при проведении рассматриваемой закупки не является отельным товаром, а поставляемый товар является комплексным устройством, в связи с чем, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга.
Таким образом в данном случае не имеется оснований для установления запрета в соответствии с Постановлением N 1236.
Указанная позиция нашла свое отражение в письме ФАС России от 30.12.2022 N ПИ/118987/22 "О рассмотрении обращения" (вместе с письмом Минцифры России от 15.12.2022 N П11-2-05-106-94501), а также в решении Арбитражного суда Новгородской области от 25.10.2022 по делу N А44-4748/2022, а также а также постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.06.2023 N Ф04-887/2023 по делу N А45-24243/2022.
Довод Заявителя не нашел свое подтверждение.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Электронные машины" на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения Астраханской области "Областная спасательно-пожарная служба" при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключить контракт на поставку камер видеонаблюдения для нужд АПК "Безопасный город" (реестровый N 0325200008223000053) необоснованной.
2.Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 17 июля 2023 г. N 030/06/106-736/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2023