Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя заявителя - Индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии представителя заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" Кодьяковой Ольги Николаевны (доверенность N01-09/1464 от 12.05.2023 года), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене трубопровода тепловой сети (номер извещения 0325300059323000100), на основании ст. 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 13.07.2023 года поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее также - Заявитель) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" (далее также - ГБУЗ АО "Камызякская РБ", Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене трубопровода тепловой сети (номер извещения 0325300059323000100) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком допущено нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено Управлением на 17.07.2023 года в 11 часов 45 минут по местному времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Заявитель участие представителей не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Представитель ГБУЗ АО "Камызякская РБ" принял участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия приняла решение объявить перерыв: с 17.07.2023 года на 18.07.2023 года в 15 часов 15 минут по местному времени контролирующего органа.
Заявитель участие представителей не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Представитель ГБУЗ АО "Камызякская РБ" принял участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссией ранее была рассмотрена жалоба гражданина Сысоева К.В. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона, а также проведена внеплановая проверка и принято соответствующее решение N030/06/106-689/2023, в котором указано следующее:
"04.07.2023 года Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене трубопровода тепловой сети (номер извещения 0325300059323000100) (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 026 666,67 рублей.
Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик в нарушение законодательства о контрактной системе не установил требование к участникам закупки по пункту 11 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 года N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать следующую информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 года N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно пункту 11 Приложения к Постановлению N2571, по наименованию закупаемых работ "Работы по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 настоящего приложения, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги" предусмотрено дополнительное требование - наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу подпункта "а" пункта 3 Постановления N2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по замене трубопровода тепловой сети, начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 026 666,67 рублей.
Исходя из содержания жалобы, в рамках данной закупки осуществляется капитальный ремонт линейного объекта, следовательно, заказчику надлежало установить дополнительные требования к наличию у участников закупки опыта выполнения работ по капитальному ремонту линейного объекта, предусмотренные пунктом 11 Приложения к Постановлению N2571.
Приказом Госстроя Российской Федерации от 13.12.2000 N285 "Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" (далее - Инструкция) определены понятия текущего и капитального ремонта.
Согласно пункту 7.1 Инструкции в каждой организации должен быть организован плановый ремонт оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений.
Ремонт тепловых сетей и тепловых пунктов подразделяется на:
- текущий ремонт, к которому относятся работы по систематическому и своевременному предохранению отдельных элементов оборудования и конструкций тепловой сети от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких неисправностей и повреждений;
- капитальный ремонт, в процессе которого восстанавливается изношенное оборудование и конструкции или они заменяются новыми, имеющими более высокие технологические характеристики, улучшающими эксплуатационные качества сети.
В соответствии с Приложением 7 "Примерный перечень работ по ремонту тепловых сетей" Инструкции к текущему ремонту трубопроводов, арматур и оборудование тепловых сетей, насосных станций, тепловых пунктов относятся следующие работы:
- смена отдельных труб;
- сварка или подварка отдельных стыков труб;
- частичный ремонт тепловой изоляции (до 5% общей длины трубопроводов) с восстановлением антикоррозионных покрытий и окраски;
- вскрытие и ревизия запорной, дренажной, воздухоспускной и регулирующей арматуры (задвижек, вентилей, регулирующих, обратных, предохранительных и редукционных клапанов), ремонт этой арматуры со сменой отдельных деталей; притирка дисков или золотников; набивка или смена сальниковых уплотнителей; смена прокладок и подтяжка болтов сальниковых и фланцевых соединений;
- ревизия и мелкий ремонт насосов: вскрытие, осмотр дисков, смена набивки сальниковых уплотнителей, смена подшипников;
- ревизия и мелкий ремонт электрических, электромагнитных и гидравлических приводов запорной и регулирующей арматуры, электродвигателей насосов и пусковой аппаратуры к ним без смены деталей;
- вскрытие и очистка грязевиков, фильтров, конденсационных и аккумуляторных баков;
- мелкий ремонт автоматической аппаратуры и самопишущих приборов контроля и учета: разборка и очистка импульсных линий, диафрагм;
- очистка внутренней поверхности труб и тепломеханического оборудования от накипи и продуктов коррозии механическим или химическим путем.
В то время как к капитальному ремонту относится:
- смена пришедших в негодность трубопроводов с увеличением, в необходимых случаях диаметра труб (не более чем на два типоразмера); отклонение при необходимости от существующей трассировки на отдельных участках тепловой сети с сокращением ее протяженности при смене пришедших в негодность трубопроводов;
- полная или частичная замена тепловой изоляции, восстановление и нанесение вновь антикоррозионного покрытия и гидроизоляции на действующие трубопроводы; применение более совершенных типов теплоизоляционных и гидроизоляционных конструкций и материалов с изменением способа прокладки тепловой сети (переход с канальной на бесканальную прокладку по той же трассе);
- смена или установка дополнительных задвижек или другой запорной арматуры, компенсаторов и фасонных частей или их ремонт со сменой изношенных деталей; замена компенсаторов, запорной арматуры и других устройств более совершенными конструкциями; смена пришедшей в негодность регулировочной и предохранительной арматуры и автоматических устройств, средств автоматики, телемеханики и связи или ремонт со сменой основных изношенных деталей;
- смена или ремонт со сменой деталей электрических, электромагнитных, гидравлических и других приводов задвижек, авторегуляторов, насосов, вентиляторов, а также пусковой аппаратуры к ним; смена или ремонт со сменой деталей силовой и осветительной аппаратуры и шкафов рабочего освещения в камерах, каналах, коллекторах, павильонах, на эстакадах и насосных станциях; ремонт, дооборудование и смена тепловых щитов и теплоизмерительных приборов;
- смена и ремонт со сменой деталей насосов, грязевиков, конденсатоотводчиков, аккумулирующих емкостей и другого тепломеханического оборудования насосных и аккумуляторных станций;
- ремонт со сменой негодных деталей и сооружений на действующих сетях устройств для защиты от электрохимической коррозии;
- ликвидация перекосов арматуры, образовавшихся в результате осадок трубопроводов при бесканальной прокладке, связанная с переваркой конструкций трубопроводов (компенсаторов, фланцевых соединений, ответвлений) или опор.
Кроме того, письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.04.2012 N9905-АП/14 "О направлении Методических рекомендаций по определению технического состояния систем теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных 25.04.2012" (далее - Методические рекомендации) установлено, что к капитальному ремонту оборудования относятся работы, в процессе которых производится замена или восстановление изношенных частей (узлов, деталей).
В пункте 13.18 Методических рекомендаций определено, что в Приложении N14 к настоящим рекомендациям приведен рекомендуемый перечень видов работ, относящихся к капитальному ремонту.
Так, в соответствии с пунктом 48 Приложения N14 к Методическим рекомендациям к текущему ремонту трубопроводов относится:
- заделка отдельных мест утечек с постановкой ремонтных муфт, хомутов или сваркой;
- подчеканка раструбов;
- проверка на утечку отдельного участка сети;
- химическая очистка и гидропневматическая промывка сети;
- ликвидация заилений и засоров.
При этом, к капитальному ремонту относится:
- замена участков труб, пришедших в негодность, с одновременной заменой труб в отдельных случаях на другой материал. Общая протяженность таких участков не должна превышать 50% общей протяженности;
- обследование сетей на утечку на участке, подлежащем капитальному ремонту, с применением специальных приборов с опрессовкой этого участка водой, с последующей ликвидацией обнаруженных неисправностей;
- механическая прочистка от обрастания с промывкой водой;
- замена гидроизоляции и теплоизоляции трубопроводов с восстановлением и заменой коробов и футляров;
- прокладка дублирующих ниток напорных трубопроводов между камерами переключений;
- прокладка временных трубопроводов для выпуска воды.
Как следует из файла "Описание объекта закупки" извещения в состав работ входит:
"3.1. Прокладка трубопровода тепловой сети Д 159 мм х 4,5 мм - 1000 погонных метров по существующим опорам, замена двух стальных задвижек 30с41нж Ду 150 Ру 16, гидравлические испытания трубопроводов, промывка трубопроводов, устройство тепловой изоляции толщиной 50 мм, грунтовка и окраска;
3.2. Прокладка трубопровода тепловой сети Д 89 мм х 4,0 мм - 300 погонных метров по существующим опорам, гидравлические испытания трубопроводов, промывка трубопроводов, устройство тепловой изоляции толщиной 50 мм, грунтовка и окраска труб;
3.3. Прокладка нового участка теплотрассы Д 89 мм х 4,0 мм - 260 погонных метров, с изготовлением и установкой опор, монтаж 4-х задвижек стальных 30с41нж Ду 80 Ру 16, грунтовка и окраска труб и опор, устройство тепловой изоляцией толщиной 50 мм.
3.4. Врезка к существующим зданиям;
3.5. Восстановительные работы".
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчик не установил дополнительные требования к участникам закупки, поскольку посчитал трубопровод тепловой сети, расположенный на территории ГБУЗ АО "Камызякская РБ", не относящимся к линейным объектам.
Из пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу пункта 14.3 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Комиссия Управления, проанализировав материалы жалобы и пояснения Заказчика, пришла к выводу, что в рассматриваемом случае выполняемые работы относятся к капитальному ремонту линейного объекта, следовательно, требуется установление дополнительных требований к участникам закупки согласно пункту 11 Приложения к Постановлению N2571.
Следовательно, Заказчик нарушил часть 2 статьи 31, часть 4 статьи 31, часть 5 статьи 31 и пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений."
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия ГБУЗ АО "Камызякская РБ" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене трубопровода тепловой сети (номер извещения 0325300059323000100) обоснованной.
2. Предписание не выдавать, поскольку ранее выдано предписание государственному заказчику ГБУЗ АО "Камызякская РБ" об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене трубопровода тепловой сети (номер извещения 0325300059323000100).
3. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: Е.М. Балтыкова
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 июля 2023 г. N 030/06/106-707/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023