Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>
Членов Комиссии:
<__.>
<__.>
Рассмотрев направленное Заказчиком - ГУ "ПТО УД ЯНАО" (ИНН: 8901020511), обращение о включении информации о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 163-ЭА от 02.05.2023 контракта на выполнение работ по текущему ремонту, цена контракта 1 084 948,71 рублей, (извещение N 0190200000323004425), с ИП Ониани Маизер. (ИНН 890108464568) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены документы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта (исх. N2 от 30.06.2023) следует, что 02.05.2023 между Подрядчиком и Заказчиком был заключен контракт N 163-ЭА.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта, Подрядчик принял на себя обязательства в соответствии с условиями настоящего контракта выполнить работы по текущему ремонту объекта, находящегося по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, пр. Молодежи, д. 9. Кроме этого, в соответствии с пунктом 1.3. контракта в с своей деятельности Подрядчик при выполнении работ указанных п. 1.1., руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, а также положениями настоящего контракта.
В соответствии с пп. 4.4.16. Контракта установлена обязанность Подрядчика отвечать на письменные запросы Заказчика о предоставлении сведений и документов в течение 3 (трех) календарных дней с даты получения запроса.
В нарушение указанного требования, Подрядчик не ответил на письменное уведомление Заказчика от 10.05.2023 N89-1250/01-08/3495 об уточнении характеристики планируемого к применению материала, а также о направлении на согласование поименованных в письме материалов, при этом, Заказчик обратил внимание на соблюдение срока доставки в г. Салехард оборудования и материалов в объеме, необходимом для выполнения предусмотренных контрактом работ, согласно условиям пп. 3.1.2, контракта.
Кроме того, подпунктом 3.1.2, контракта установлен обязательный для соблюдения Подрядчиком срок доставки до объекта оборудования и материалов в объеме, необходимом для выполнения предусмотренных контрактом работ - в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения контракта, независимо от работы паромно-ледовой переправы через реку Обь.
Во взаимосвязи с данным условием, в соответствии с подпунктом 4.4.6. контракта, Подрядчик обязан до начала проведения работ: - предоставить Заказчику информацию об используемых материалах и их характеристиках, сертификаты соответствия, паспорта на указанные материалы; - письменно согласовать с Заказчиком образцы и характеристики планируемых к применению Подрядчиком материалов; - предоставить возможность проверки Заказчиком количества и объема поступивших в г. Салехард материалов и оборудования для выполнения работ по контракту, а также проверку Заказчиком их характеристик на соответствие техническому заданию к контракту, в сроки указанные в п. 4.2.8. контракта.
Срок доставки до объекта оборудования и материалов закончился 01 июня 2023 года и, до настоящего времени, не исполнен, что является ненадлежащим исполнением Подрядчиком обязательств по контракту.
На основании пункта 3.6, контракта соблюдение Подрядчиком сроков, указанных в п. З.1. 3.1.1. -3.1.4, контракта, является существенным условием контракта, наряду с иными установленными законодательством и контрактом существенными условиями. Несоблюдение указанных в п. З.1. 3.1.1. -3.1.4, контракта сроков, а также одного из них, является самостоятельным основанием для принятия решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контакта.
Согласно статьям 329 и 330 ГК Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, т.е. определенной законом или договором денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору.
В связи с неисполнением обязательств по контракту, в адрес Подрядчика Заказчиком направлено претензионное требование от 19 июня 2023 года N 89-1250/01-12/495 с требованием незамедлительного исполнения условий контракта.
Из содержания направленных в адрес Заказчика писем от Подрядчика, следует, что у Подрядчика отсутствуют свои работники для исполнения контракта и имеются трудности с привлечением к выполнению работ субподрядчиков. Также бездействие Подрядчика, связанное с закупкой и доставкой необходимых для выполнения работ материалов в г. Салехард, объективно свидетельствует об отсутствии намерений Подрядчика по исполнению контракта в установленные сроки.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 163-ЭА на выполнение работ по текущему ремонту.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 12.07.2023 NАД/2011/23, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-515/2023 (далее - пояснение).
Из пояснения следует, что, между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт на выполнение работ по текущему ремонту.
Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта от 30.06.2023 N 2 (далее - Решение), согласно основанию: в срок до 01.06.2023 исполнителем не доставлен товар для выполнения работ.
Вместе с тем, исполнитель не является недобросовестным, а его действия подтверждают намерение исполнить свои обязательства по Контракту. Данные обстоятельства подтверждаются следующими фактами (в хронологичном порядке), заявленными в телефонных разговорах: "Подрядчиком были начаты работы по согласованию материалов, что подтверждается перепиской с 20.04.2023, материал был закуплен, оплачен ИП Ониани Майзер.
24.05.2023 утром сотрудниками военного комиссариата было передано ИП Ониани Майзеру письмо с повесткой ему, а также иным сотрудникам со сроком прибытия на пункты отправления в течение 1 дня, в связи с чем управление организацией не представлялось возможным. В последующем, после прохождения обучения сотрудник отправлен на СВО, на сегодняшний день информация о его месте пребывания у ИП Ониани отсутствует. Сам Ониани Майзер был по ошибке направлен на месячные сборы, после длительного пребывания возвращен 10.07.2023. Вовремя его отсутствия иных сотрудников на рынке труда не удалось найти, несмотря на то, что к поискам кадров были привлечены также сотрудники заказчика, в связи с чем в итоге заказчику были направлены письма об отсутствии сотрудников, а также просьба о расторжении Контракта по этому основанию. До настоящего момента закупленный товар для выполнения работ находится у ИП Ониани Майзер.
Таким образом, Подрядчиком были совершены действия, в подтверждения готовности исполнить контракт. Поведение не содержит признаки недобросовестного поведения участника закупки, направленное на уклонение от исполнения взятых на себя обязательств, а также на срыв вышеуказанной закупки.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.11.2 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
02.05.2023 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт N N 163-ЭА (далее - Контракт).
30.06.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.06.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 11.07.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Комиссией установлено, что контракт заключен 02.05.2023 на выполнение работ по текущему ремонту. Сроки выполнения работ по Контракту: с даты заключения Контракта и по 01.09.2023.
В соответствии с пп. "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
Подрядчик представил информацию и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с заказчиком. Подрядчик сообщил, что исполнение контракта стало невозможным в связи с частичной мобилизацией в Российской Федерации.
На заседании Комиссии, были рассмотрены представленные Подрядчиком документы, подтверждающие, что работники подрядчика были призваны в ряды Вооруженных Сил. Подрядчик представил копии повесток, в которых указана причина вызова в военный комиссариат - для отправки на военную службу.
Комиссия Ямало-Ненецкое УФАС России считает, что вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Подрядчика при исполнении контракта.
Кроме того, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России учитывает тот факт, что ранее обращений о включении ИП Ониани Маизер в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Ямало-Ненецкое УФАС России не поступало.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Ониани Маизер (ИНН 890108464568) представленную Заказчиком - ГУ "ПТО УД ЯНАО" (ИНН: 8901020511) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N N 163-ЭА от 02.05.2023 контракта на выполнение работ по текущему ремонту, цена контракта 1 084 948,71 рублей, (извещение N 0190200000323004425), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 июля 2023 г. N 089/10/104-515/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023