Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 13.07.2023 N 122/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ВНК" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - министерства здравоохранения Белгородской области (по доверенности от 09.01.2023, без номера), уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок" (по доверенности от 01.12.2022 N ЦЗ 1-06-521), заинтересованной стороны - управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области (по доверенности от 30.01.2023 N 34-01-06/36), заинтересованной стороны - ООО "Регион-Сервис" (по доверенности от 10.07.2023, без номера), заявителя - ООО "ВНК" (по доверенности от 14.07.2023, N 18), рассмотрев материалы N 031/06/106-499/2023 по жалобе ООО "ВНК" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий - Система эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (N закупки 0826500000923004641) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ВНК" (далее - заявитель) на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что характеристики, изложенные в описании объекта закупки, указывают на оборудование одного конкретного производителя "СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП.", страна происхождения - Китай, что по мнению заявителя нарушает статью 8, часть 1, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик - министерство здравоохранения Белгородской области, уполномоченное учреждение - ОГКУ "Центр закупок" представили возражения на жалобу ООО "ВНК", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, содержащиеся в жалобе.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения, поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях на жалобу ООО "ВНК", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ВНК", возражения уполномоченного учреждения и заказчика, представленные документы, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 03.07.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - поставка медицинских изделий - Система эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта - 21 760 000,00 рублей.
Источник финансирования: бюджет Белгородской области.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ВНК" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, исходя из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает заказчика обосновывать свою потребность.
Вместе с тем, установленные заказчиком требования к характеристикам товара не должны ограничивать количество участников закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Комиссией установлено, что к исследуемой закупки применен код КТРУ 26.60.12.119-00000374 - Система эндоскопической визуализации, который не содержит описание товара.
В ходе заседания Комиссии, представитель заказчика отметил, что в виду отсутствия в КТРУ характеристик товара, заказчик при описании технических параметров объекта закупки руководствовался требованиями национального стандарта РФ ГОСТ Р 56278-2014 Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок, с обоснованием клинических требований к каждому параметру. Кроме того, формирование описание объекта закупки осуществлялось заказчиком в целях достижения максимального результата при его эксплуатации, с соблюдением принципов, закрепленных статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Вместе с тем, в дополнении к своей жалобе, заявитель представил пояснение, в котором указал, что заказчиком установлены необоснованные, не несущие в себе клинически значимые показатели, ограничивающие конкуренцию характеристики. Так, по мнению подателя жалобы, пункты 3, 4, 11, 18, 18.1, 18.2, 15, 15.1, 15.2, 15.3, 15.4, 15.5, 15.6, 15.7, 16, 16.1, 16.2, 16.3, 16.4, 16.5, 16.6 приложения N 1 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении Электронного аукциона являются необоснованными, ограничивают круг поставщиков и не позволяют предложить продукцию других производителей.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что пунктом 3 приложения N 1 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении Электронного аукциона установлено требование в соответствии с пунктом 4.3.2 ГОСТ Р 56278-2014. Также, заказчик отметил, что данный параметр устанавливает требование к поддержке стандарта видеопроцессора для вывода изображения на монитор. Стандарт HDTV - (HD или HDTV - "High Definition Television") - телевидение высокой четкости, система телевидения с разрешающей способностью по вертикали и горизонтали, увеличенной по сравнению со стандартной разрешающей способностью.
Установленное требование не является уникальным, в описание объекта закупки отсутствуют конкретные требования к определенной технологии используемой производителями для реализации данного требования поддержки. Стоит отметить, что в описание данного параметра отсутствуют требования к аббревиатурам интерфейсов для поддержки стандарта HD.
В ходе заседания комиссии также было отмечено, что установленные требования в пунктах 3, 4 приложения N 1 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении Электронного аукциона обусловлено клиническим значением качества видеоизображения, предаваемого на монитор при проведении обследования верхних и нижних отделов ЖКТ.
Вместе с тем, относительно пункта 11 приложения N 1 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении Электронного аукциона представитель заказчика пояснил, что в описание объекта закупки установлено требование только к дистанционному управлению принтера, в описание объекта закупки отсутствует требование к наличию видеопринтера в составе поставки.
В инструкции по эксплуатации на видеоцентр EPK-i7010 производства HOYO Corporation, Япония приведена подробная инструкция вывода на печать изображения на принтер с видеоцентра, так как манипуляций с самим принтером при этом не требуется, то такое управление считается дистанционным.
Стоит отметить, что инструкции по эксплуатации на видеоцентр EPK-i7010 производства HOYO Corporation, Япония приведен перечень принтеров, которые предлагает к использованию компании HOYO Corporation, среди них модели принтеров SONY: UP-55MD, UP-25MD, UP-D25MD. Официальная информация о снятии с производства всех перечисленных моделей принтеров отсутствует. Также в инструкции указано, что компания-производитель HOYO Corporation допускает использование сторонних моделей записывающих устройств, не указанных в инструкции по эксплуатации.
На заседании комиссии представитель заказчика отметил, что характеристики, указанные в пунктах 15-16.6 приложения N 1 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении Электронного аукциона, являются на данный момент стандартным функционалом практически всех моделей видеосистем.
Данный функционал позволяет обеспечить настройку видеоцентра путем входа в свою учетную запись (которая сохранена в памяти видеоцентра), это особенно актуально если видеосистема используется несколькими врачами-эндоскопистами, также имя/фамилия врача будет указана на фотоснимке и/или в шапке отчета об эндоскопическом исследовании, что упрощает написание заключение.
Кроме того, в ходе заседания комиссии, было представлено обоснование установления характеристик, указанных в пункте 18, 18.1 приложения N 1 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении Электронного аукциона.
Так, установление требований к параметру тип лампы источника света - ксеноновый с мощностью не менее 300 Вт обусловлен его спектральными характеристиками. Световой поток, испускаемый ксеноновой лампой наиболее приближен к естественному дневному солнечному свету, что в свою очередь обеспечивает наиболее правильную цветопередачу и отображение естественных цветовых градиентов (оттенков) красного цвета. Это имеет решающее клиническое значение при исследовании слизистой ЖКТ, так как слизистая и другие органы ЖКТ имеют оттенки от бледно розового цвета до насыщенно красного. Зачастую складывается ситуация, когда врачу на красном фоне слизистой, необходимо рассмотреть новообразование такого же цвета, или небольшую область кровотечения (так же красного цвета) и правильное отображение градиентов красного цвета является одним из решающих факторов постановки верного диагноза и выявлений новообразований на их ранних стадиях развития, что и обеспечивает источник света с ксеноновой лампой такой мощности.
Кроме того, заявитель полагает, что заказчиком нарушен коэффициент вариации при определении НМЦК.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Учитывая изложенное, комиссия Белгородского УФАС России не уполномочена рассматривать довод жалобы заявителя в указанной части, так как у антимонопольного органа нет полномочий по осуществлению контроля в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В ходе заседания Комиссии, представитель уполномоченного учреждения сообщил, что на участие в электронном аукционе подано 2 (две) заявки (1 участник закупки идентификационный N 114604396, 2 участник закупки идентификационный N 114609079), предложившие товар двух производителей, а именно: Система видеоэндоскопическая HD-500, производитель "СОНОСКЕЙП МЕДИКАЛ КОРП.", страна происхождения - Китай и Видеопроцессор медицинский эндоскопический "ПЕНТАКС Медикал": вариант исполнения EPK-i7010, производитель "ХОЯ Корпорейшн", страна происхождения - Япония.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0826500000923004641 от 13.07.2023 г. заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
Кроме того, следует отметить, что в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об этом.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы заявителя в части установления характеристик, указывающих на одного конкретного производителя не нашли своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВНК" необоснованной.
2. Передать жалобу ООО "ВНК" в управление государственного финансового контроля Белгородской области в части рассмотрения довода, касающегося определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий - Система эндоскопической визуализации, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (N закупки 0826500000923004641).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 18 июля 2023 г. N 031/06/106-499/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023