Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
в отсутствие:
заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "СГЗ РС (Я)", заказчик): отсутствовал, уведомлен надлежащим образом;
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Энергия Севера" (далее также - ООО "Энергия Севера", заинтересованное лицо, исполнитель): отсутствовал, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев обращение, представленное заказчиком Государственным казенным учреждением "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" об участнике закупки, общество с ограниченной ответственностью "Энергия Севера" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Центр детского творчества в 203 микрорайоне г. Якутска. Детский сад на 240 мест" (изв. N 0816500000619000357), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГКУ "СГЗ РС (Я)" об участнике закупки обществе с ограниченной ответственностью "Энергия Севера" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Центр детского творчества в 203 микрорайоне г. Якутска. Детский сад на 240 мест" (изв. N 0816500000619000357).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось ненадлежащее исполнение обязательств предусмотренных контрактом.
Пояснений от заинтересованного лица не поступило. На заседании Комиссии Якутского УФАС России не участвовал, посредством web-видеоконференцсвязи не подключился.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лицо, участвующее в деле, установила следующее:
1) 13.02.2019 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816500000619000357 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Центр детского творчества в 203 микрорайоне г. Якутска. Детский сад на 240 мест".
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 716 588,05 рублей;
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.03.2023 г. N 0816500000619000357-2-1 заявка участника закупки ООО "Энергия Севера" признана победителем и соответствующей требованиям извещения об электронном аукционе.
4) 15.03.2019 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт на сумму 1 493 431 (один миллион четыреста девяносто три тысячи четыреста тридцать один) рубль 35 коп. (реестровый номер контракта N 2143513846119000029).
5) 30.06.2023 г. заказчиком принято решение N 66 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
6) 11.07.2023 г. контракт был расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение включить сведения об участнике закупки ООО "Энергия Севера" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзаца 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаца 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
15.03.2019 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет контракта" контракта установлено следующее:
"1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется в установленный настоящим Контрактом срок выполнить собственными и(или) привлеченными силами и средствами строительно-монтажные работы по объекту: "Центр детского творчества в 203 микрорайоне г. Якутска. Детский сад на 240 мест", (далее - Объект) в соответствии с условиями настоящего Контракта, проектной документацией, перечнем выполняемых строительно-монтажных работ по объекту (Приложение N 1), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта, и сдать их Заказчику.
1.3. Место выполнения работ: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, 203 микрорайон."
Согласно разделу 2 "Цена контракта" контракта установлено следующее:
"2.1. Цена Контракта составляет: 1 493 431 (Один миллион четыреста девяносто три тысячи четыреста тридцать один) рубль 35 коп., НДС не уплачиваются на основании п.2 ст. 346.11 гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (применение упрощенной системы налогообложения)."
Согласно разделу 4 "Сроки выполнения работ" контракта установлено следующее:
"4.1. Срок начала выполнения строительно-монтажных работ по Объекту исчисляется с даты двустороннего подписания Контракта.
4.2. Срок окончания выполнения работ Подрядчиком - 31 августа 2019 года, с приемкой выполненных работ по акту приемки."
Комиссией Якутского УФАС России из письменных пояснений заказчика установлено, что заинтересованное лицо свои обязательства по контракту выполнил частично. Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок ООО "Энергия Севера" фактически исполнены обязательства и оплачены заказчиком на сумму 836 847,51 рублей.
Также материалами дела установлено, что заказчик 14.12.2021 года заказчик обращался к заинтересованному лицу о расторжении контракта по соглашению сторон на фактически исполненную сумму 836 847,35 рублей.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 12 "Изменение и расторжения Контракта" контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
"12.5. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
12.6. Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков в следующих случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным;
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, по истечении назначенного Заказчиком разумного срока для устранения недостатков работа не выполнена, недостатки не устранены;
- иных установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
12.7. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
12.11. Решение о расторжении Контракта в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения настоящего Контракта оформляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
30.06.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 30.06.2023 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 30.06.2023 г.
30.06.2023 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет поставщика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком 11.07.2023 г. контракт был расторгнут.
Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
15.03.2019 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен государственный контракт.
02.10.2019 г. заинтересованным лицом заказчику представлено гарантийное письмо N 210.
14.12.2021 г. заказчик обратился к заинтересованному лицу о расторжении контракта по соглашению сторон.
19.12.2022 г. заказчик обратился к заинтересованному лицу с претензией N 530/02-07/8918 о выплате неустойки по договору.
30.06.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.07.2023 г. контракт расторгнут.
Заказчик 14.12.2021 года обращался к заинтересованному лицу о расторжении контракта по соглашению сторон на фактически исполненную сумму 836 847,35 рублей. Заказчиком выполненные работы приняты и оплачены. Заказчик в претензии от 19.12.2022 г. N 530/02-07/8918 просит выплатить неустойку, при этом выполнить обязательства в полном объеме не требует.
На основании изложенного, Комиссия Якутского УФАС России делает вывод о том, что у заказчика отсутствует заинтересованность в дальнейшем исполнении заинтересованным лицом обязательств в полном объеме и удовлетворении потребности заказчика в полном объеме.
Также в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Энергия Севера" не имеется.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком Государственным казенным учреждением "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" об участнике закупки общество с ограниченной ответственностью "Энергия Севера" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Центр детского творчества в 203 микрорайоне г. Якутска. Детский сад на 240 мест" (изв. N 0816500000619000357) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 17 июля 2023 г. N 014/06/104-1105/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023