Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Гареев Д.Р.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Садрисламова Н.Н.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: МБУ "Служба по благоустройству Октябрьского района" ГО г.Уфа РБ
-без участия
Уполномоченный орган: МКУ "Центр организации и проведения конкурсных процедур" ГО г. Уфа РБ
-в присутствии представителя
Заявитель: ООО "Драйвилс"
-в присутствии представителя.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Драйвилс" (вх. 10520/23 от 07.07.2023) на действия МБУ "Служба по благоустройству Октябрьского района" ГО г.Уфа РБ при определении поставщика путем проведения закупки N 0301300247623000536 "Поставка шин автомобильных".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно неправомерное отклонение заявки Заявителя.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0301300247623000536.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик отклонил нашу заявку по причине: Заявка на участие в закупке подлежит отклонению на основании п.1 ч.12 ст.48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: - несоответствие информации, предусмотренной п.п. а) п. 2) ч. 1 ст. 43 Закона N44-ФЗ, требованиям извещения об осуществлении закупки: - характеристики предлагаемого участником закупки товара (п.1 Индекс нагрузки: 156; п.2 Индекс нагрузки: 154), не соответствуют требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ, инструкция по заполнению заявки на участие в закупке - "показатели, значения которых отмечены "**", предоставляются участником закупки с указанием конкретного значения показателя, без применения слов "не менее", "не более", "до", "от", "по", "не уже", "не шире", "не выше", "не ниже", "или", знаков "_", " больше ", ">=", " меньше ", "<=" и прочих подобных обозначений", ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ - п.1 Индекс нагрузки: не менее 156/150**; п.2 Индекс нагрузки: не менее 154/149**). С данной причиной мы не согласны, тк в инструкции указано: "показатели, значения которых отмечены "**", предоставляются участником закупки с указанием конкретного значения показателя", что в своей заявке мы и сделали, указав конкретный показатель 156, а так же по второй позиции 154. Символ "/" нами не указан исходя из того, что в инструкции указано: "без применения слов "не менее", "не более", "до", "от", "по", "не уже", "не шире", "не выше", "не ниже", "или", знаков "_", " больше ", ">=", " меньше ", "<=" и прочих подобных обозначений". Именно к прочим подобным обозначениям данный символ и относится. По опыту участия в других закупках заказчики отклоняют заявки, если указывать показатели товара через символ /. Именно по этому он и не был включен нами в описании товаров.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.07.2023 NИЭА1:
Порядковый номер, присвоенный заявке |
Идентификационный номер заявки |
Решение |
Обоснование решения |
1 |
N6 |
Отклонена |
Заявка на участие в закупке подлежит отклонению на основании п.1 ч.12 ст.48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: - несоответствие информации, предусмотренной п.п. а) п. 2) ч. 1 ст. 43 Закона N44-ФЗ, требованиям извещения об осуществлении закупки: - характеристика предлагаемого участником закупки товара (п.3 Индекс нагрузки: 120А8), не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ, инструкция по заполнению заявки на участие в закупке - "показатели, значения которых отмечены "*" являются точными, не подлежат изменению и предоставляются в заявке на участие в закупке в соответствии с описанием объекта закупки", ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ - п.3 Индекс нагрузки: 114A6*). |
2 |
N2 |
Соответствует |
Соответствует требованиям |
3 |
N5 |
Отклонена |
Заявка на участие в закупке подлежит отклонению на основании п.1 ч.12 ст.48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: - несоответствие информации, предусмотренной п.п. а) п. 2) ч. 1 ст. 43 Закона N44-ФЗ, требованиям извещения об осуществлении закупки: - характеристики предлагаемого участником закупки товара (п.1 Индекс нагрузки: 156; п.2 Индекс нагрузки: 154), не соответствуют требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ, инструкция по заполнению заявки на участие в закупке - "показатели, значения которых отмечены "**", предоставляются участником закупки с указанием конкретного значения показателя, без применения слов "не менее", "не более", "до", "от", "по", "не уже", "не шире", "не выше", "не ниже", "или", знаков "_", " больше ", ">=", " меньше ", "<=" и прочих подобных обозначений", ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ - п.1 Индекс нагрузки: не менее 156/150**; п.2 Индекс нагрузки: не менее 154/149**). |
4 |
N3 |
Соответствует |
Соответствует требованиям |
5 |
N1 |
Соответствует |
Соответствует требованиям |
6 |
N4 |
Соответствует |
Соответствует требованиям |
7 |
N7 |
Соответствует |
Соответствует требованиям |
8 |
N8 |
Соответствует |
Соответствует требованиям |
Комиссией установлено, что Заказчику требуется поставка шин автомобильных.
В соответствии с пп. а) п.1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пояснениям Уполномоченного органа, в рамках рассматриваемых позиций(индекс нагрузки) символ "/" к прочим подобным обозначениям не относится, так как к указанным позициям применено слово "не менее".
Таким образом, аукционная комиссия рассмотрела заявки в соответствии с Законом о контрактной системе.
Жалоба признается необоснованной.
Внеплановой проверкой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: Участник закупки при формировании характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки должен учитывать, что:
-показатели, значения которых отмечены "*" являются точными, не подлежат изменению и предоставляются в заявке на участие в закупке в соответствии с описанием объекта закупки;
-показатели, значения которых отмечены "**", предоставляются участником закупки с указанием конкретного значения показателя, без применения слов "не менее", "не более", "до", "от", "по", "не уже", "не шире", "не выше", "не ниже", "или", знаков "", ">", "
", "<", "
" и прочих подобных обозначений;
-показатели, значения которых отмечены "***", в заявке на участие в закупке могут быть предоставлены:
-либо с указанием конкретных (точных) величин, без применения слов "не менее", "не более", "до", "от", "по", "не уже", "не шире", "не выше", "не ниже", "или", знаков "", ">", "
", "<", "
" и прочих подобных обозначений,
-либо с применением вышеназванных слов, знаков (в соответствии с документами, выданными производителем (изготовителем товара), либо выданными в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации (сертификат соответствия, декларация качества, регистрационное удостоверение, паспорт товара, протокол испытаний и т.п.), определяющими характеристики товара).
Данная инструкция не позволяет надлежащим образом заполнить заявку.
Как следует из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Проанализировав положения инструкции по заполнению заявки, а также учитывая ранее приведенные положения инструкции, Комиссия приходит к выводу, что положения такой инструкции не направлены на надлежащее определение подрядчика, а направлены на введение участников закупки в заблуждение, влекущее ограничение доступа к участию аукционе, поскольку искусственно усложняет процесс заполнения сведений о конкретных показателях.
По мнению Комиссии, излишняя детализация инструкции по заполнению первой части заявки, равно как и ее отсутствие влечет ограничение доступа к участию аукционе, поскольку значительно усложняет процесс заполнения сведений о конкретных показателях, и может служить формальным основанием для отказа участникам в допуске к участию в электронном аукционе, в чем усматривается нарушение п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
Сложившаяся практика в части установления надлежащей инструкции запрещает сознательное установление потенциальным участникам закупки "формализованных ловушек", которые призваны "сработать избирательно" и по формальным основаниям не допустить неугодного участника либо в принципе создать условия, при которых добросовестный участник соответствующего рынка (здраво оценив требования документации) по объективным причинам откажется от участия в торгах, заведомо понимая обреченность намерения стать победителем.
Указанное обстоятельство свидетельствует об отклонении заявок.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Драйвилс" необоснованной.
2. Внеплановой проверкой в действиях Заказчика установлено нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Гареев Д.Р.
Члены комиссии Садрисламова Н.Н.
Шафикова Э.Г.
Заместитель начальника отдела |
Д.Р. Гареев |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 13 июля 2023 г. N ТО002/06/106-1360/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2023