Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Садрисламова Н.Н.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: ГКУ Управление капитального строительства РБ
- Хафизова Р.И., Идиятуллин А.В.(доверенность).
Заявитель: ООО "Южно-Уральский центр снабжения"
- Зонов С.В.(доверенность).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Южно-Уральский центр снабжения" (вх. 10615/23 от 10.07.2023) на действия Заказчика в лице ГКУ Управление капитального строительства РБ при определении поставщика путем проведения закупки N 0801200000123000087 "Поставка инфузионного шприцевого насоса N 1 для объекта
"Строительство детской поликлиники на 200 посещений в смену с дневным стационаром (реабилитационное отделение) в с. Месягутово" (национальный проект "Здравоохранение")".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0801200000123000087.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что описание объекта закупки сформулировано таким образом, что в рамках данной закупки только товар единственного производителя Компании "Б. Браун Мельзунген АГ" ("B.Braun Melsungen AG", Германия) ПерфузорR Спэйс (PerfusorRSpace), удовлетворяет заявленным требованиям, что противоречит п. 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации; 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что Заказчику требуется поставка инфузионного шприцевого насоса N 1 для объекта "Строительство детской поликлиники на 200 посещений в смену с дневным стационаром (реабилитационное отделение) в с. Месягутово" (национальный проект "Здравоохранение").
В описании объекта закупки в п. 6 указано следующее:
6. Совместимость | |||
6.1 |
Совместимость и возможность стыковки с уже имеющимися в стационаре насосами марки Перфузор компакт плюс |
Наличие |
Создание компактных двух- и трехкомпонентных инфузионных модулей на каждого пациента. |
Согласно пояснениям Заказчика, Податель жалобы ссылается на обязательное применение ГОСТ Р 55719-2013, называя объект закупки "Высокотехнологичным медицинским оборудованием (ВМО)". Однако, в соответствии с п. 3.1 ГОСТ Р 55719-2013, "высокотехнологическое медицинское оборудование; ВМО - это медицинское оборудование, специально предназначенное для оказания высокотехнологической медицинской помощи". В свою очередь, исходя из п.3.2 ГОСТ Р 55719-2013, "высокотехнологическая медицинская помощь - Часть специализированной медицинской помощи, включающая в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники". Однако, инфузионные шприцевые насосы, являющиеся объектом данной закупки, были разработаны и стали активно применятся в клинической практике с 1951 года. Таким образом, считаем применение ГОСТ Р 55719-2013 необоснованным. Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар необходимый Заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки. Участником закупки может выступить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации. Основываясь на положениях Закона о контрактной системе, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Следовательно, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах (позиция подкреплена судебной практикой, например в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 9 сентября 2015 г. N 01АП-5607/15). При этом, Положениями ГК РФ, которые в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" применяются к отношениям, регулируемым этим законом, прямо предусмотрена возможность изменения договора по соглашению его сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Таким образом, поставка товаров с улучшенными характеристиками, по сравнению с характеристиками товара, предусмотренного договором, не противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ. Однако, указанная в аукционной документации продукция имеется в свободном обращении на рынке медицинских изделий РФ и ее включение в аукционную документацию не нарушает действующее законодательство РФ. Заказчик готов принять товар любого производителя и от любого поставщика, который бы соответствовал требованиям аукционной документации. Обращаем внимание, что закон не обязывает заказчика проводить исследования в области маркетинга товаров, аналогичных требуемых заказчику, и устанавливать всех производителей товаров, соответствующих техническому заданию. При этом довод о том, что медицинские изделия возможно производятся единственным производителем, не может повлиять на результат торгов, т. к. иностранная компания "Б. Браун Мельзунген АГ" в принципе не является участником закупки, а объект закупки - это медицинские изделия, которые находятся в свободном обращении на рынке РФ. Требования документации не ограничивают число участников закупки, т. к. предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Отсутствие ограничения конкуренции также подтверждается предоставлением различными компаниями коммерческих предложений для формирования НМЦК с отличающейся друг от друга ценой.
Комиссия установила, что описание объекта закупки не ограничивает число участников закупки, поскольку продукция, соответствующая требованиям документации о закупке, находится в свободном обращении на территории Российской Федерации. В аукционной документации отсутствует какое-либо свидетельство соответствия техники производства "Б. Браун Мельзунген АГ". В указанных технических характеристиках нет ни одной уникальной функции, отсутствуют указания на товарные знаки. Отсутствует нарушение положений ст. 33 Закона о контрактной системе.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Заявитель достаточных доказательств, которые свидетельствуют об обоснованности жалобы не представил.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Южно-Уральский центр снабжения" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Садрисламова Н.Н.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 14 июля 2023 г. N ТО002/06/106-1368/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2023