Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Садрисламова Н.Н.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченный орган: МКУ "Центр организации и проведения конкурсных процедур" ГО г. Уфа РБ
- Свиридова Л. (доверенность).
Заказчик: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ
- Антонова М. (доверенность).
Заявитель: ООО ПКФ "Водоканалпроект"
- В присутствии представителей.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО ПКФ "Водоканалпроект" (вх. 10697/23 от 11.07.2022) на действия Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ при определении поставщика путем проведения закупки N 0301300247623000539 "Выполнение работ по созданию информационной системы схем водоснабжения и водоотведения городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период до 2042 года".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком и Уполномоченным органом была представлена информация по закупке N 0301300247623000539.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что положения документации не соответствуют требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ и дают преимущество организациям с опытом по теплоснабжению, не относящемуся к объекту закупки. 1. Для определения опыта в закупке на Выполнение работ по созданию информационной системы схем водоснабжения и водоотведения городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период до 2042 года заказчик установил, что к оценке принимаются договоры по разработке (и/или) корректировке (и/или) актуализации схем теплоснабжения. Довод заказчика со ссылкой на ПП РФ от 13.09.2013 г. N782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" сводится к тому, что схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются с учетом в том числе схем теплоснабжения. Между тем согласно ч. 1 указанного Постановления "Настоящие Правила определяют порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (далее - схемы водоснабжения и водоотведения) и единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым, а также их актуализации (корректировки)". Следовательно, к настоящей закупке в Республике Башкортостан данный нормативно-правовой акт не относится. Заказчик ссылается на нормативно-правовой акт, указывая дату Постановления Правительства N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" 13.09.2013 г. (а не 05.09.2012 г.). Часть 7 Постановления Правительства N 782, содержащая перечень исходно-разрешительной документации для разработки схем водоснабжения и водоотведения, не содержит в себе сети теплоснабжения. При этом согласно пункту 1.2. муниципального контракта (в составе документации о закупке) выполнение работ определяется Описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту). Описание объекта закупки - это основной документ, содержащий конкретные требования к содержанию работ, ходу их выполнения и результату. Описание объекта закупки не содержит требования разработать схемы водоснабжения и водоотведения с учетом схем теплоснабжения. Описание объекта закупки не содержит схемы теплоснабжения в качестве исходных данных. Кроме того, разработка описание объекта закупки не содержит в себе требования разработать раздел "Тепловые сети" согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.Результат работы должен быть согласован эксплуатирующими организациями. Эксплуатирующие организации по согласованию схем водоснабжения и водоотведения и схем теплоснабжения являются разными. 2. Устанавливая необоснованные предельные значения по цене исполненных договоров (минимальное - 22 000 000,00 рублей, максимальное- 33 000 000,00 рублей), заказчик сужает круг потенциальных участников проводимых закупок, создает неоправданные и необоснованные барьеры хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки. Перечисленные предельные значения не дают дополнительных гарантий выполнения победителем закупки своих обязательств, ограничивают конкуренцию для организаций, обладающих наиболее высокой квалификацией и предлагающих наилучшие условия исполнения контракта, дают преимущество конкретным хозяйствующим субъектам с опытом работ по разработке схем теплоснабжения, не относящимся к объекту закупки. Таким образом, условия оценки заявок участников конкурсного отбора, устанавливаемые в конкурсной документации, свидетельствуют о нарушении организатором торгов пункта 2 части 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции: создают преимущества лицам с опытом работ по теплоснабжению, не связанному с объектом закупки на выполнение работ по созданию информационной системы схем водоснабжения и водоотведения.
В порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе Заказчик установил следующие Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II:
2.1.1 |
Общее количество исполненных участником закупки договоров |
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по показателю оценки, детализирующему показатель оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров" осуществляется в соответствии со следующими требованиями: При осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по созданию информационной системы схем водоснабжения и водоотведения городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период до 2042 года, устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по разработке (и/или) корректировке (и/или) актуализации схем водоснабжения и (или) водоотведения (канализации) и/или теплоснабжения муниципального образования 1. Предмет договора (договоров), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): исполненный договор (договора), предусматривающий выполнение работ по разработке (и/или) корректировке (и/или) актуализации схем водоснабжения и (или) водоотведения (канализации) и/или теплоснабжения муниципального образования, с учетом, что последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: - исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). 2. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N44-ФЗ; 3. К оценке принимаются документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящего раздела, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
|
2.2.1 |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров |
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по показателю оценки, детализирующему показатель оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" осуществляется в соответствии со следующими требованиями: При осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по созданию информационной системы схем водоснабжения и водоотведения городского округа город Уфа Республики Башкортостан на период до 2042 года, устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по созданию (и/или) развитию (и/или) обеспечению функционирования (и/или) обслуживанию государственных (и/или) муниципальных информационных систем. 1. Предмет договора (договоров), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): исполненный договор (договора), предусматривающий выполнение работ по созданию (и/или) развитию (и/или) обеспечению функционирования (и/или) обслуживанию государственных (и/или) муниципальных информационных систем с учетом, что последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. При этом установлены предельное минимальное значение характеристики - 22 000 000 руб., предельное максимальное значение характеристики - 33 000 000 руб.; Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта: - исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). 2. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N44-ФЗ; 3. К оценке принимаются документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящего раздела, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч.9 ст. 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Между тем, в соответствии со статьей 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из системного анализа норм Закона N 44-ФЗ следует, что законом установлен единый порядок в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения, обязано обеспечить соблюдение требований публичного права, в том числе, воздержаться от участия в отношениях, имеющих своей целью ограничение конкуренции, либо имеющих целью обеспечение иному лицу возможности уклониться от исполнения обязанности по проведению торгов (в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе).
Комиссия установила, что данные требования не позволяют выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, не подтверждены какими-либо федеральными законами РФ и могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПКФ "Водоканалпроект" обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч.8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Садрисламова Н.Н.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 июля 2022 г. N ТО002/06/106-1378/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 6 февраля 2024 г. по делу N А07-24442/2023, оставленным без изменения Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2024 г. N 18АП-4136/24 настоящее решение признано недействительным