Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок - Садрисламова Н.Н.;
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шафикова Э.Г.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченный орган: Государственный комитет Республики Башкортостан по конкурентной политике
-Латыпова Д.Ф.(доверенность).
Ответственный Заказчик: ГБУЗ РБ ГКБ N13 г. Уфа
- Галикеев А.Р. (доверенность).
Заявитель: ИП Снигирева Светлана Викторовна
- без участия.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ИП Снигирева Светлана Викторовна (вх. 10729/23 от 12.07.2023) на действия Заказчика в лице ГБУЗ РБ ГКБ N13 г. Уфа при определении
поставщика путем проведения закупки N 0101500000323000307 "Поставка расходного материала для автоматического анализатора DxI 800 на 2023 и 2024 год лот 1".
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N 0101500000323000307.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Постановление Правительства РФ N 620 от 19.04.2021 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установил прямой запрет на объединение в один лот медицинских товаров с разными кодами видов медицинских изделий, если значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает 1,5 млн. рублей для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей. Однако, как следует из описания объекта закупки в совокупности, при формировании аукционной документации, а именно при формировании лота со значением НМЦК 41 170 299.41 рублей незаконно укрупнена закупка, так как в один лот включены товары с разными кодами видов медицинских изделий в нарушение установленных Постановлением Правительства РФ N 620 требований. Кроме того, в техническом задании заказчик указал каталожные номера каждого медицинского изделия.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации; 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что Заказчику требуется поставка расходного материала для автоматического анализатора DxI 800 на 2023 и 2024 год лот 1.
Согласно пояснениям ответственного Заказчика, п. 2 Постановления Правительства РФ N 620 от 19.04.2021 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ограничение значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий. Позиции спорного лота являются оригинальными расходными материалами и предусмотрены производителем (изготовителем) для использования на системе иммунохимического анализа UniCel Dxl 800, имеющейся у Заказчика, что указано в технической документации к оборудованию и официальном письме производителя. Письмом производителя подтверждено, что система иммунохимического анализа UniCel Dxl 800 предназначена для использования только совместно с реагентами для данной серии приборов в связи с технологическими особенностями аналитической платформы анализатора, методов исследования и используемых картриджей. В случае использования расходных материалов и тест-систем других производителей производитель оборудования не может гарантировать получение корректных результатов и исключения негативных последствий для пациентов, а также наступления нежелательных событий. Согласно п. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. В связи с необходимостью обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми Заказчиком, а также в связи с закупкой расходных материалов к оборудованию, используемым Заказчиком в описании объекта закупки указаны каталожные номера расходных материалов согласно технической документации производителя. Указание каталожных номеров позволяет гарантировать совместимость с имеющимся оборудованием, используемыми расходными материалами, контролями и калибраторами, а также безопасность использования оборудования и корректность получаемых результатов.
Согласно пояснениям уполномоченного органа, исходя из "Описания объекта закупки", объектом закупки является "Поставка расходного материала для автоматического анализатора Dxl 800 на 2023 и 2024 год (лот 1)". В соответствии с письмом Минздрава России от 12 апреля 2013 года N 2041548/25-3 номенклатурная классификация медицинских изделий (далее - НКМИ) по видам предназначена для идентификации медицинских изделий в целях государственной регистрации и в целях достоверности, сопоставимости автоматизированной обработки информации. НКМИ не является качественной, технологической и эксплуатационной характеристикой товара, и не является документом, позволяющим удостовериться в соответствии товара требованиям законодательства Российской Федерации, таким документом является регистрационное удостоверение. Рассматриваемая закупка является исключением, предусмотренным частью 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 года N 620 (с изм. от 16 марта 2022 года) "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Постановление N 620) и, поэтому на нее не распространяются требования части 1 данного Постановления. Так, согласно части 2 Постановления N 620 требование пункта 1 данного Постановления не применяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий. Предметом государственного контракта являются расходные материалы, а именно: кат. N 81912 "Кислотный очиститель и детергент Citranox, 1 галлон для автоматического анализатора Dxl 800, кат. N81911 Очистительный раствор Contrad 70, 1 литр для автоматического анализатора Dxl 800; кат. N 81910 Проверочный растров, 6 х 4,0 мл для автоматического анализатора Dxl 800; кат. N 180 Ликвичек контроль "Миокардиальные Маркеры плюс" 3-уровневый, 2 х 3 мл каждый для автоматического анализатора Dxl 800; кат. 366 Ликвичек Контроль "Спец. Иммунохим." уровень 3 для автоматического анализатора Dxl 800 6 х 5 мл каждый и пр. Все указанные материалы для контроля качества анализов являются одноразовыми, входят в Перечень расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 годаN 1096).
На заседании комиссии было представлено письмо производителя, из которого следует, что система иммунохимического анализа UniCel Dxl 800 предназначена для использования только совместно с реагентами для данной серии приборов в связи с технологическими особенностями аналитической платформы анализатора, методов исследования и используемых картриджей. В случае использования расходных материалов и тест-систем других производителей производитель оборудования не может гарантировать получение корректных результатов и исключения негативных последствий для пациентов, а также наступления нежелательных событий.
Комиссия установила, что не применение к данной закупке положений пункта 1 Постановления N620 является обоснованным.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Заявитель достаточных доказательств, которые свидетельствуют об обоснованности жалобы не представил.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Снигирева Светлана Викторовна необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Садрисламова Н.Н.
Шафикова Э.Г.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шафикова Э.Г.
тел.216-33-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 18 июля 2023 г. N ТО002/06/106-1379/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023