Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 7641-ИП/23 от 05.06.2023) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме "Изготовление и поставка мебели по индивидуальным размерам, предметов интерьера для обеспечения нужд муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 24" Волосовского муниципального района Ленинградской области".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 20.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 153 276 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Так, следуя пункту 3 Постановления Правительства N 2604, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в электронном конкурсе, нарушающие положения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 2604.
Комиссией установлено, что порядком рассмотрения и оценки заявок участников по нестоимостному критерию оценки "Характеристики объекта закупки" предусмотрены следующие положения:
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
15.00 |
Качественные характеристики объекта закупки |
100 |
Характеристика N 1 перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: процесс исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка; контроль качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка; оборудование и техника, используемые во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка; необходимые трудовые ресурсы, задействованные во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка) |
100- |
Шкала оценки:
100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение с характеристиками объекта закупки в полном объеме (по всему перечню свойств объекта закупки, подлежащих оценке);
0 баллов заявке (части заявки), не содержащей предложение с характеристиками объекта либо содержащей предложение с характеристиками объекта закупки не в полном объеме (по всему перечню свойств объекта закупки, подлежащих оценке) |
|||||
3. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, обору- дования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом конт- ракта, и деловой репутации, специа- листов и иных работников опреде- ленного уровня квалификации |
15.00 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
50.00 |
Детализирующий показателей оценки N 1 "общее количество исполненных участником закупки договоров"
|
50.00 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом "б" пункта 20 Положения по формуле:
где: Хmax-максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки;
Хi-значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки"квалификация участников закупки;
Хmin-минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки; Бхi-значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом 44-ФЗ оценке |
|||||
Детализирующий показателей оценки N 2 "наибольшая цена одного исполненного участником закупки договора"
|
50.00 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом "б" пункта 20 Положения по формуле:
где: Хmax-максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки "; Хi-значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки"квалификация участников закупки "; Хmin-минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки"; Бхi-значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом 44-ФЗ оценке |
||||||||||
наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
100.00 |
Детализирующий показателей оценки N3 "наличие у участников закупки специалистов и иных работников следующей квалификации: сборщики, грузчики, экспедиторы, монтажники"
|
25.00 |
Оценка заявок осуществляется по шкале, от 0 до 100 баллов, баллы начисляются по Таблице:
|
||||||||
наличие у участников закупки финансовых ресурсов |
100.00 |
Детализирующий показателей оценки N4 "наличие у участников закупки финансовых ресурсов, выраженный в норме прибыли (ROS- или рентабельность продаж)" |
25.00 |
Оценка заявок осуществляется по шкале, от 0 до 100 баллов, баллы начисляются по Таблице:
|
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
||||||||||||||||||||||
1. |
Критерий: Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
Подпункт а) пункта 3 Положения |
||||||||||||||||||||||
2. |
Критерий: Характеристикиобъекта закупки |
Подпункт "в" пункта 3 Положения |
||||||||||||||||||||||
2.1. |
Показатель: Качественные характеристики объекта закупки |
Подпункт "а" пункта 16 Положения
Для оценки критерия "Характеристики объекта закупки" применяется показатель "Качественные характеристики объекта закупки" установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: -процесс исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка; контроль качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка; -оборудование и техника, используемые во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка; -необходимые трудовые ресурсы, задействованные во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка.
Оценка заявки участника показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленной форме "Качественные характеристики объекта закупки", установленной в настоящем пункте, содержащей описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте, и заполненной в соответствии с инструкцией по ее заполнению: Инструкция по заполнению столбца 1 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается номер строки в формате "Строка 1", "Строка 2", "Строка 3" и т.д. Инструкция по заполнению столбца 2 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается наименование объекта настоящей закупки. Инструкция по заполнению столбца 3 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указывается наименование свойства объекта закупки, по которому участником закупки предполагается сделать описание. Инструкция по заполнению столбца 4 формы "Качественные характеристики объекта закупки": указываются сведения по соответствующему свойству объекта закупки, указанному в столбце 3 этой же строки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте. Инструкция по заполнению формы "Качественные характеристики объекта закупки" (общие положения): в рамках одной строки участникам необходимо описывать только одно свойство объекта закупки, при этом все столбцы должны быть заполнены строго в соответствии с настоящей инструкцией. В рамках характеристики показателя "качественные характеристики объекта закупки" членами комиссии оценивается предложения участников закупки о наличии характеристики объекта закупки, на основе представленных сведений в заявке на участие в конкурсе. По каждой заявке членами комиссии оценивается предложение участника закупки в части описания свойств объекта закупки на основе представленных в соответствии с настоящим порядком оценки сведений в заявке на участие в конкурсе. Описание свойств объекта закупки разрабатывается участником закупки на основе описания объекта закупки и приложений к нему, являющимися его неотъемлемой частью, в том числе в соответствии с нормативно-правовыми актами, содержащимся в описании объекта закупки. Представление в форме "Качественные характеристики объекта закупки" описания по каждому свойству объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем порядке оценки, будет являться предоставлением "Предложение о наличии характеристики объекта закупки" необходимым и достаточным при оценке заявок. В рамках характеристики показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставление в составе заявки формы "Качественные характеристики объекта закупки", содержащей описание свойств объекта закупки, в соответствии со требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), в противном случае предоставляемое описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В рамках свойства объекта закупки - процесс исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: описание процесса исполнения контракта с момента его заключения до подписания заказчиком документа о приемке, соблюдая всю хронологию действий сотрудников и временные рамки, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте. В рамках свойства объекта закупки - оборудование и техника, используемые во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: перечень оборудования и техники, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с обязательным указанием по каждому такому оборудованию и технике в отдельности: наименований, количества, формы право пользования, характеристик, а также пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте. В рамках свойства объекта закупки - необходимые трудовые ресурсы, задействованные во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: перечень специалистов, планируемых к привлечению при исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому такому специалисту в отдельности: должности, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности, должностной инструкции, вида трудоустройства, а также инструкции по взаимодействию с другими сотрудниками, планируемыми к привлечению при исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте. В рамках свойства объекта закупки - контроль качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: методы организационного контроля во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте. В рамках характеристики показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям Заказчика, установленным в настоящем порядке оценки, вне зависимости от степени детализации таких сведений. Форма "Качественные характеристики объекта закупки": Наименование конкурса: _____________________________
Значение количества баллов по характеристике показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
В рамках характеристики показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям заказчика, установленным в настоящем порядке оценки, вне зависимости от степени детализации таких сведений. Представленные сведения в форме "Качественные характеристики объекта закупки" должны носить однозначный характер и не допускать двусмысленных толкований, не должны содержать слов "должен", "будет", "обязан", "возможно", "вероятно" и их производных, а также должны быть изложены в изъявительном наклонении. В рамках характеристики показателя "качественные характеристики объекта закупки" под методами организационного контроля - понимается способы контроля за действиями сотрудников, которые будут задействованы во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс. При предоставлении описания свойств объекта закупки, участник закупки должен не повторить требования описания объекта закупки и приложений к нему, являющимися его неотъемлемой частью, и/или положения нормативной документации, а представить описание по соответствующему свойству объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений описания объекта закупки (приложений к нему)/нормативной документации и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств. В рамках характеристики показателя "качественные характеристики объекта закупки" при описании способов контроля за действиями сотрудников, которые будут задействованы во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, необходимо не только перечислить сами способы, но и описать процесс их применения в отношении каждого сотрудника отдельно, а также описать последовательность действий по устранению нарушений исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, выявленных при контроле за действиями сотрудников, которые будут задействованы при исполнении контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с описанием видов санкций, случаев их применения и процесса их применения к каждому сотруднику отдельно из числа сотрудников, которые будут задействованы во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс. |
||||||||||||||||||||||
3. |
Критерий: Квалификация участников закупки |
Подпункт "г" пункта 3 Положения |
||||||||||||||||||||||
3.1. |
Показатель: Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта |
Подпункт "в" пункта 24 Положения |
||||||||||||||||||||||
3.1.1. |
Детализирующий показатель: общее количество исполненных участником закупки договоров |
Подпункт "а" пункта 28 Положения
Наличие исполненных контрактов (договоров)(далее - договоры), предметом которых является поставка мебели. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки мебели: 1) исполненный договор (договоры), включая дополнительные соглашения к нему; 2) акт (акты) приемки, составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Лучшим условием, является наибольшее значение характеристики объекта закупки. Комиссией будут оцениваться исполненные контракты (договоры) сопоставимого характера, заключенные и исполненные участником закупки. Сопоставимым считается исполненный контракт (договор) на сумму не менее 4 млн. руб. К оценке принимаются исполненные участником контракты (договоры) с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом; К оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). К оценке принимаются договор (договоры) в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются участником закупки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Все указанные сведения рекомендуется изложить в рекомендованной форме "Квалификация участников закупки" (приложение N1 к критериям оценки). |
||||||||||||||||||||||
3.1.2. |
Детализирующий показатель: наибольшая цена одного исполненного участником закупки договора |
Подпункт "а" пункта 28 Положения
Наличие исполненных контрактов (договоров) (далее - договоры), предметом которых является поставка мебели.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки мебели. 1) исполненный договор (договоры), включая дополнительные соглашения к нему; 2) акт (акты) приемки, составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Лучшим условием, является наибольшее значение характеристики объекта закупки. Комиссией будет оцениваться исполненные контракты (договора) сопоставимого характера, заключенные и исполненные участником закупки. К оценке принимаются исполненные участником договоры с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом; К оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). К оценке принимаются договор (договоры) в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются участником закупки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Все указанные сведения рекомендуется изложить в рекомендованной форме "Квалификация участников закупки" (приложение 1 к критериям оценки). |
||||||||||||||||||||||
3.2 |
Детализирующий показатель: перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю |
Подпункт "а" пункта 30 Положения перечень специалистов и иных работников, их квалификация
Участники подтверждают в составе заявки информацию (в том числе данные) в соответствии с п.п. (а) и (б) п.30 главы V "Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" ПП РФ N2604 от 31.12.2021 (в ред. От 31.10.2022. Документы подтверждающие наличие, прилагаются к заявке в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. К оценке принимаются документы подтверждающие наличие у участника закупки специалистов, работников следующей квалификации: сборщики, грузчики, экспедиторы, монтажники. Документы направляются участником закупки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
|
||||||||||||||||||||||
3.3 |
Детализирующий показатель: "наличие у участников закупки финансовых ресурсов, выраженный в норме прибыли (ROS- или рентабельность продаж)" |
Подпункт "а" пункта 24 Положения наличие у участников закупки финансовых ресурсов
Оценка по показателю осуществляется на основе представленного "Отчета о финансовых результатах" за 2022 г., сданного и принятого Бухгалтерского баланса участника закупки на 31 декабря 2022 г. ФНС РФ; рассчитывается по формуле: ROS = Прибыль / Выручка 100%
Документы подтверждающие показатель, прилагаются к заявке в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
||||||||||||||||||||||
|
|
|
Приложение N 1
Рекомендованная форма "Квалификация участников закупки"
|
Наименование заказчика, его ИНН |
N, дата заключения и предмет контракта (договора) |
Наименование исполнителя (с учетом правоприемственности) |
Цена контракта (договора) (руб.) |
Наличие/отсутствие неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по данному контракту (договору), а также сведений об исполнении требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
В соответствии с пунктом 16 Положения оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с пунктом 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Таким образом, Положением предусмотрено, что в рамках нестоимостного критерия "Характеристики объекта закупки" устанавливается один или несколько показателей, в рамках которого (которых) устанавливается детализирующий показатель (показатели), в соответствии с которым Заказчиком оцениваются одно или несколько свойств объекта закупки и для каждого детализирующего показателя устанавливается количество начисляемых баллов.
Из указанного порядка рассмотрения и оценки заявок следует, что для оценки первых частей заявок участников электронного конкурса Заказчиком в отношении показателя "качественные характеристики объекта закупки" будет оцениваться следующий перечень свойств объекта закупки:
- процесс исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка; контроль качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка;
-оборудование и техника, используемые во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка;
-необходимые трудовые ресурсы, задействованные во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка.
По сути, Заказчик требует от каждого потенциального участника закупки описать в структурированном формате о том, как он будет исполнять контракт (какими сотрудниками, техникой, описывая технологические процессы и т.п.), для получения максимального количества баллов.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что установленная шкала оценки не могла быть применена Заказчиком на основании п. 22 и 23 Положения и не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта, поскольку указанная шкала является непропорциональной, отсутствует зависимость между представленными сведениями и количеством начисляемых баллов.
Например:
- если один из участников закупки представит сведения о качественных характеристиках в отношении всех характеристик, кроме одной, то заявке такого участника закупки будет начислено 0 баллов в соответствии со шкалой оценки;
- если другой участник закупки не представит сведения о качественных характеристики по какой-либо характеристике, то заявке такого участника также будет начислено 0 баллов.
Таким образом, несмотря на тот факт, что один из участников закупки очевидно представил больше сведений о качественных характеристика объекта закупки, описал большее количество выполненных работ и большее количество задач, заявке будет присвоено столько же баллов, как и другому участнику закупки, в заявке которого вовсе они не представлены.
Кроме того, Комиссия считает, что само по себе описание того, как будет выполняться контракт (в том числе детализировано, структурированно и подробно) не свидетельствует о том, что участник действительно обладает подобным свойством, вместе с тем его заявке будет присвоено 100 баллов и не позволяет выявить лучшее предложение условий исполнения контракта.
Более того, Комиссия считает, что буквальная трактовка пункта 22 Положения свидетельствует о том, что при его использовании баллы присваиваются за предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно толковому словарю Ожегова. С.И.: "СВОЙСТВО, -а, ср. Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-н".
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что в нем под свойством объекта закупки понимается наличие или отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям оказания услуг, при этом наличие предложения участника о том, как будут оказываться услуги или отсутствие предложения участника о том, как будут оказываться услуги не является каким-либо "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.
Исходя из чего, Управление считает, что подобный порядок оценки не нацелен на обеспечение принципа привлечения большего количества участников и выявления наилучшего предложения.
На основании чего, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Коваленко Михаил Сергеевич обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений в связи с тем, что нарушение не повлияло на процесс осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 июля 2023 г. N 047/06/42-1833/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023