Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии:
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 21.10.2022 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Единой информационной системы по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку деталей автомобилей и комплектующих (далее - электронный аукцион).
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 03453000956220001570001 от 14.11.2022 (далее - Контракт).
Цена Контракта составила - 700 000,00 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения в Ленинградское УФАС следует, что 27.06.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 17.07.2023 в 13:35 в формате видеоконференцсвязи.
Однако, в связи с необходимостью приобщения части документов, а также дополнительного изучения материалов дела, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, заседание продолжилось 18.07.2023 в 16:15.
Комиссия, оценивания представленные Заказчиком и Участником документы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 9.2. Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта принято 27.06.2023 в связи с тем, что с две заявки Участником не исполнены.
Ввиду установленных, по мнению Заказчика, фактов неисполнения обязательств по Контракту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Однако, Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия Ленинградского УФАС России, ознакомившись с Контрактом, установила, что соответствии с пунктом 1.1. Контракта 1.1. Заказчик поручает, а Поставщик в течение срока действия настоящего Контракта принимает на себя обязательство на поставку деталей автомобилей и комплектующих (далее - товар) на условиях, устанавливаемых настоящим Контрактом. Заказчик обязуется принять товар и оплатить его.
По Контракту:
- 1.5. Товар по качеству и комплектности соответствует своему функциональному предназначению согласно спецификации (Приложение N 1).
- 1.6. Поставка осуществляется транспортом Поставщика в течение 5 дней после получения заявки Заказчика.
- 1.7. Поставка осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: 188664, Ленинградская обл., Всеволожский р-он, п. Токсово, ул. Буланова, д.18, гараж ГБУЗ ЛО "Токсовская МБ".
Согласно п. 4.1. Контракта Поставка товара осуществляется отдельными партиями согласно условиям настоящего Контракта по заявке Заказчика. Поставщик не имеет права на досрочную поставку Товара по Контракту, без согласования с Заказчиком.
При этом по п. 4.2. в заявке на поставку Заказчик указывает:
а) дату составления заявки;
б) наименование Заказчика;
в) наименование и количество, требуемого к поставке товара;
г) должность, ФИО и подпись уполномоченного представителя Заказчика.
Также согласно п. 4.3. заявка имеет силу как в случае её передачи Поставщику путем вручения документа, так и при её передаче средствами факсимильной, телефонной или иной связи, на адрес электронной почты termotehcentr@bk.ruпозволяющей достоверно установить, что документ исходит от Заказчика.
На основании п. 4.4. Контракта Поставщик производит доставку и выгрузку Товара своими силами и за свой счет, по рабочим дням с 09:00 до 16:00 часов или по согласованию с Заказчиком в иное время, а по п. 4.5. датой поставки Товара признается дата подписания Заказчиком товарной накладной.
По Контракту Исполнитель обязан:
6.3.1. Поставить товар надлежащего качества, ассортимента и количества в соответствии с условиями Контракта;
6.3.2. Осуществить доставку Товара своими силами и средствами по адресу Заказчика, выполнить погрузочно-разгрузочные работы;
6.3.3. Передать Заказчику Товар соответствующего качества согласно разделу 4 контракта;
6.3.4. Обеспечить устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом;
6.3.5. Поставщик предоставляет гарантию качества и безопасности (далее - качество) поставляемого Заказчику Товара с соблюдением сроков годности, установленным заводом изготовителем.
Качество и безопасность поставляемого Товара должны соответствовать техническим условиям завода изготовителя, требованиям иных нормативных документов, применяемых к данному виду Товара.
6.3.6. Товар должен находиться в стандартной таре, упаковке (с учетом необходимых маркировок), обеспечивающих его сохранность при транспортировке до места доставки и последующем хранении.
6.3.7. Товар должен быть новым (ранее не находившийся в использовании у поставщика или третьих лиц, не должен находиться в залоге, под арестом или под иным обременением).
6.3.8. Поставка осуществляется в полном объеме заказа (в соответствии с заявкой Заказчика). Передача товара осуществляется по товарным накладным.
6.3.9. Одновременно с товаром передать Заказчику надлежащим образом оформленные документы, в том числе товарную накладную. Перед предоставлением (или одновременно с предоставлением) документов, подтверждающих поставку товара обязан предоставить документ, подтверждающий наличие обеспечения гарантийных обязательств (гарантия на товар) в виде независимой гарантии или платежного документа, подтверждающего внесение денежных средств на счет Заказчика в качестве обеспечения гарантийных обязательств по Контракту.
По Контракту Заказчик обязан:
6.1.1. Принять и проверить поставленный товар по товарной накладной и иных товарораспорядительных документов, удостоверяющих выполнение требований к товару по комплектации и качеству в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом;
6.1.2. Сообщить Поставщику о замеченных при приемке недостатках поставленного товара;
6.1.3. Своевременно и в полном объеме произвести оплату в размере, порядке и в сроки,
предусмотренные настоящим контрактом.
6.1.4. Возвратить Поставщику, при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по Контракту, денежные средства, внесённые Поставщиком в обеспечение исполнения контракта, в течение 15 рабочих дней после выполнения Поставщиком всех обязательств по контракту.
6.1.5. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
6.1.6. В случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта такое решение направляется Поставщику в порядке и сроки, предусмотренные статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 2.3 Контракта оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика по факту поставки партий товара в течение 7 (семи) рабочих дней со дня подписания Сторонами документа о приемке согласно части 13 статьи 94 Закона N44-ФЗ. На всех документах, перечисленных в настоящем пункте Контракта обязательно должны быть указаны наименование Заказчика, Поставщика, номер и дата Контракта, даты оформления и подписания документов.
Исходя из пункта 9.1. Контракт вступает в силу и считается заключенным с момента размещения его в единой информационной системе, после подписания контракта усиленной электронной подписью Заказчика и действует по 30 июня 2023 года, а в части оплаты - до полного исполнения сторонами обязательств. Если к указанному сроку какие-либо обязательства по контракту окажутся неисполненными, то контракт будет действовать до полного исполнения обязательств сторонами.
Из анализа документов между Заказчиком и Участником, Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает, что Общество приступило к исполнению обязательств после подписания Контракта, а также начало осуществлять поставку товара Заказчику.
Как указывает Участник, за период действия Контракта стороны согласовали подачу заявок посредством мессенджера, так от Заказчика, в частности от имени Начальника гаража Сысоева И.В. были поданы обращения по поставке товаром в период с 02.2023 по 04.2023.
Согласно данным ЕИС сторонами подписан Документ о приемке поставленных товаров, выполненных работ (их результатов, в том числе этапов), оказанных услуг в электронной форме N1 от 06.02.2023 на сумму 385 494,90 рублей (претензий по качеству от Заказчика не было).
Из материалов дела следует, что на дату рассмотрения дела времени товар не оплачен Заказчиком.
Также участником создан Документ о приемке N 2 от 25.06.2023 (испр. N 1 от 30.06.2023) на сумму 68054,55 рублей в бумажной версии которого стоит подпись представителя Заказчика, однако в ЕИС значится статус "Отказано при рассмотрении Заказчиком" (отсутствуют сертификаты, вместе с тем мотивированный отказ не изготавливался, товар не возвращался).
27.06.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в котором указано, что оно принято на основании неисполнения заявок N 1 и N 2 от 18.05.2023 и от 20.06.2023 соответственно.
Во время заседания Комиссии, представитель Участника пояснил, что не получал данные заявки от Заказчика, а у Заказчика произошла смена руководства, никто с ним на связь не выходил, по смене направления заявок информация не поступала, товар так и не оплачен.
Комиссия исследовала данные доводы Участника и выявила следующее.
Порядок подачи заявки по Контракту, а также требования к содержанию заявки, установлены п.п. 4.2 и 4.3 Контракта, согласно которым заявка подается, в том числе, посредством направления ее в адрес Поставщика по электронной почте, позволяющей достоверно установить, что заявка подана именно от имени Заказчика.
Порядок обмена электронными письмами со ссылкой на адреса электронных почтовых ящиков сторон контракта установлен п. 11.7 и разделом 12 "Реквизиты сторон" контракта.
В разделе 12 контракта указан адрес электронной почты Заказчика как: priem@mail.trbzdrav.ru.
К решению Заказчика от 27.06.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта приложены "скан-копии заявок N 1 и N 2" от 18.05.2023 и от 20.06.2023.
Из указанных заявок следует, что они подписаны И.о. начальника гаража Королевым Е.В. упоминания о котором нет в Контракте или в каких-либо официальных письмах Заказчика или договоренностей о том, что он надлежащее ответственное лицо.
Приложенные распечатки с электронной почты указывает, что заявки отправлялись в адрес Поставщика с почты o.gracheva@mail.trbzdrav.ru, которая также отсутствует в Контракте.
Согласно данным ЕИС товар не оплачивался, хотя срок оплаты истек ещё в феврале 2023 года, Претензий не направлялось, дополнительных запросов, писем в адрес Участника Заказчиком не выставлялось.
Согласно Письму ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 "По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов", при нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Согласно пп. а п. 15. Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия Ленинградского УФАС не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов и обстоятельств.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
Комиссия не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в сферу ее компетенции. Комиссия, лишь на основе представленных документов, оценивала добросовестность/недобросовестность со стороны Участника.
А в ходе анализа всех документов в материалах дела находят свое подтверждение факты того, что Участник поставлял товар Заказчику, однако взаимодействие привело к гражданско-правовому спору в связи с тем, что Заказчик не производил оплату оказанных услуг, факта надлежащей отправки заявок в материалы дела не представлено, поскольку заявки, приложенные к решению подписаны лицом, а также отправлены с электронной почты, не указанных в Контракте.
Дополнительно Ленинградскому УФАС России известно о проблемах финансирования ГБУЗ ЛО "Токсовская межрайонная больница", поскольку на должностные лица неоднократно возбуждались административные дела по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, также многочисленные задолженности подтверждаются картотекой арбитражных дел, а из цены контракта в 700 000, 00 рублей товар полностью принят на сумму 385 494,90 рублей, по товару на сумму в 68 054,55 рублей, с одной стороны, Заказчиком отказано при рассмотрении документов, с другой стороны на бумажной версии стоит подпись Сысоева И.В., который ранее направлял заявки Участнику.
С одной стороны, Комиссия соглашается с доводом Заказчика, что он нуждается в поставке товара, однако, с другой стороны, рассматривая вопрос о включении в РНП, невозможно не учесть тот факт, что Общество исполняло свои обязательства, при этом кадровые перестановки Заказчика не могут являться основанием для направления заявок иным способом без уведомления об этом Участника письмами или претензиями, с учетом неисполнения собственной части по оплате ранее поставленного товара.
При таких обстоятельствах недобросовестность Участника, заключающаяся в намеренном уклонении от исполнения обязательств по контракту, Комиссия признает недоказанной, а мера в виде включения в РНП несоразмерна.
По мнению Комиссии, реестр недобросовестных поставщиков не может служить инструментом, для бесконтрольного внесения сведений об исполнителях и "сведения счетов" между заказчиками и участниками.
2) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела не находит безусловных действий Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ТермоТехЦентр" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 18 июля 2023 г. N 047/06/104-1889/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2023