Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 7964-ИП/23 от 11.07.2023) на положение извещения при проведении электронного аукциона "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Поставка командного пульта управления П-166 КПУ УЯИД. 466259.002 в рамках развития комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Ленинградской области".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 03.07.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 486 310,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По доводам, изложенным в жалобе представитель Заказчика и Уполномоченного органа представили следующие пояснения.
По первому доводу:
"В указанном ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования" пункт 5.2 "Требования к АРМ оповещения" прописаны требования к АРМ оповещения, в нашем случае это П-166-М КПУ. Эти требования относятся к функциональным возможностям, а не к комплектации и форм фактору ПК.
Эти требования П-166-М КПУ выполняет полностью, что подтверждено Актом приемочных испытаний 2022 года (Приложение N1).
В п. 5.2.2 указано, что "АРМ оповещения должно состоять из устройств ввода-вывода и отображения информации, электронно-вычислительной машины, общего и специального программного обеспечения, микрофона и акустических систем", при этом вариант изготовления ЭВМ определяет производитель.
П-166-М КПУ является серийно выпускаемым изделием.
В соответствии с Руководством по эксплуатации УЯИД.466259.002:
П. 1.3 Состав изделия
Основными составными частями КПУ являются:
- IBM PC совместимая ПЭВМ с архитектурой процессора x86-64;
- жидкокристаллический монитор с диагональю экрана не менее 21";
- лазерный принтер фирмы Hewlett - Packard формата А4 с USB интерфейсом;
- клавиатура компьютерная со стандартной русской раскладкой и с USB интерфейсом;
- оптический манипулятор типа "мышь" с двумя кнопками, с колесом прокрутки и с USB интерфейсом;
- выносной микрофон электретного типа; - выносная акустическая система мощностью не менее 1 Вт;
- USB флеш - накопитель для восстановления и резервного копирования УЯИД.467369.002;
- источник бесперебойного питания мощностью не менее 350 Вт;
Таким образом Заказчик закупает серийно выпускаемое изделие П-166-М КПУ с установленным СПО".
По второму доводу:
"В соответствии с Руководством по эксплуатации УЯИД.466259.002:
П. 1.4.2 На ПЭВМ КПУ установлено ПО, состоящее из операционной системы, серверной и клиентской частей.
В соответствии с ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования" п. 5.1.9 СПО технического средства оповещения населения должно использовать программное обеспечение, включенное в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и соответствовать ГОСТ Р 56939. Программное обеспечение П-166-М КПУ внесено в реестр российских программ для ЭВМ и баз данных за номером 6687.
Операционная система, используемая в настоящее время Astra Linux Special Edition".
В отношении довода о том, что Заказчик не приложил обоснования, указывающие о необходимости применения требований, которые не регулируются законодательством РФ, в нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Комиссия проанализировав позицию представителя Заказчика отмечает, что данное требование не применимо, т.к. закупка предполагает замену одного элемента оборудования в составе существующего комплекса, а не замену комплекса технических средств оповещения целиком. Более того, заявленные требования в техническом задании не противоречат ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Технические средства оповещения населения".
По третьему доводу:
"Согласно п. 1.4 Постановления Правительств Ленинградской области N223 от 23.04.2021 г. "Об организации оповещения населения Ленинградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Ленинградской области от 1 марта 2019 года N 85" на которое ссылается Заявитель: "Система оповещения населения Ленинградской области включается в систему управления гражданской обороной Ленинградской области (далее- ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее- РСЧС), обеспечивающей доведение до органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления и населения Ленинградской области сигналов оповещения и (или) информации, состоит из комбинации взаимодействующих элементов, включающих специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы оповещения населения, оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сети передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
Заявитель соглашается, что из открытых источников ознакомлен с проектной документаций с шифром NНТЦ-Н/11/13- МЧС.ЛО-ТР (Номер ЕИС N 0145200000417000536) на стр.66 (лист 67), где указан состав пункта управления на базе оборудования П-166-М в составе: П-166-М БУ и П166 МРО). Из чего не понятно требование Заявителя. Следует отметить, что "Справочник Технические средства оповещения" - это Приложение к методическим рекомендациям по созданию и реконструкции систем оповещения населения. Сам Справочник ничего не утверждает, а лишь информирует о серийно выпускаемых российскими предприятиями программно-технических комплексах оповещения, прошедших приемочные испытания в соответствии с государственными стандартами Российской Федерации.
На стр. 7 "Справочника ТСО" указан состав КТСО П-166-М, в том числе: Командный пульт управления П-166-М КПУ УЯИД.466259.002, серийно выпускается с 2017 года; что полностью опровергает доводы Заявителя Жалобы.
Обоснование необходимости в поставке именно оборудования П-166-М КПУ УЯ-ИД.466259.002 вызвано выше указанной проектной документацией с шифром NНТЦ-Н/11/13- МЧС.ЛО-ТР (Номер ЕИС N 0145200000417000536) на ознакомление с которой ссылается податель Жалобы. Из предмета закупки понятно, что речь идет не о создании новой региональной системы оповещения (где как раз допустимо применение аналогов), а о развитии путем замены старого существующего элемента ранее построенной системы оповещения на новый. Применения аналога в которой недопустимо как раз по причине несрабатывания или ложному срабатыванию систем, так и выходу из строя технических средств оповещения или системы оповещения населения в целом, что может повлечь за собой гибель людей.
Исх. от 08.12.2021 года N212/2061 Акционерного общества "Калужский завод телеграфной аппаратуры" (как производителя оборудования, указанного в проектной документации) это подтверждается (Приложение N2)."
По четвертому доводу:
"Действительно, Заказчик в своем ответе на запрос на разъяснения "Разъяснение положений извещения на запрос N 1538868", размещенном 11.07.2023 г. 15:24 (МСК) пояснил, что:
"Оборудование БПРУ П-166-М используется на объектовом уровне функционирования Ленинградской областной подсистемы РСЧС. Оборудование БПРУ П-166-М обеспечивает сопряжение созданных локальных систем оповещения с региональной системой оповещения Ленинградской области".
Стоит отметить, что в соответствии с Совместным Приказом МЧС России и Минкомсвязи России N579/365 от 31.07.2020 г. "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" Приложение N1 п. 5:
сопряжение локальных систем оповещения с муниципальными (региональной) системами оповещения осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект I и II классов опасности, особо радиационно опасное и ядерно опасное производство и объект, последствия аварий на котором могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зоне воздействия поражающих факторов за пределами ее территории, гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности и гидротехническое сооружение высокой опасности.
Таким образом, использование П-166-М БПРУ для сопряжения не относится к компетенции Заказчика, и он лишь констатировал данный факт, не давая ему правовой оценки".
По пятому доводу представитель Заказчика указал на то, что оборудование П-166-М прошло приемочные испытания в соответствии с нормами, установленными в РФ, что подтверждается п. 1 стр. 7 Справочника "Технические средства оповещения" 2022, также предоставил в материалы дела доказательства.
Так, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, проанализировав представленные представителем Заказчика возражения с документами, подтверждающими свою позицию, Комиссия пришла к выводу, что доводы ИП Дмитриевой К.А. не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Дмитриевой К.А. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 18 июля 2023 г. N 047/06/42-1897/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023