Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РЕГИОН ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр карантина растений" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по развитию Федеральной государственной информационной системы "Аргус-Обеззараживание" (извещение N 0348100029723000054 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 22.06.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 480 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 07.07.2023;
4) на участие в Конкурсе поданы 2 заявки признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" в рамках критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): оказание услуг (выполнение работ) по разработке и/или внедрению и/или сопровождению (технической поддержке) пользователей систем автоматизации деятельности и процессов в области карантина растений.
Перечень документов и информации, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта (договора): реестровый номер контракта (договора) в реестре контрактов (договоров) в единой информационной системе в сфере закупок, договора, контракты и соответствующие им акты сдачи-приемки работ (акты приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении таких договоров (контрактов)).
Оценка осуществляется исходя из количества исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг), заключенные в соответствии с Федеральными законами от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Последний акт, составленный при исполнении договора (контракта) и предусмотренный предыдущим абзацем настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок".
При этом Комиссией установлено, что порядок оценки заявок не содержит условия об оценке гражданско-правовых договоров с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), что не соответствует подпункту "д" пункта 28 Положения.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Вместе с тем, изучив установленный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление условия исключительно "в области карантина растений" приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, а также не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным действия Заказчика ненадлежащим образом установившего порядок оценки нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу пункта 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Согласно пункту 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В Критериях оценки заявок по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" в рамках критерия "Характеристики объекта закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
Предложение показывает качество технического описания подходов к модернизации механизма интеграции с ФГИС "Аргус-Фито" (п. 5.1.2 Технического задания) |
20 |
Оценка заявок осуществляется по шкале оценки: 0 баллов - предложение отсутствует либо противоречит требованиям Технических требований; 5 баллов - предложение дублирует положения Технического задания из состава Конкурсной документации, либо общей информации из технической документации; 10 баллов - предложение содержит частичное описание модернизации механизма интеграции с ФГИС "Аргус-Фито"; 15 баллов - предложение содержит детальное (подробное) описание модернизации механизма интеграции с ФГИС "Аргус-Фито"; 20 баллов - предложение содержит дополнительные предложения и детальное (подробное) описание модернизации механизма интеграции с ФГИС "Аргус-Фито", с предоставлением схемы бизнес-процесса. |
Предложение показывает качество технического описания подходов к модернизации печатной формы заявки на проведение карантинного фитосанитарного обеззараживания (п. 5.1.6 Технического задания) |
12 |
Оценка заявок осуществляется по шкале оценки: 0 баллов - предложение отсутствует либо противоречит требованиям Технических требований; 3 балла - предложение дублирует положения Технического задания из состава Конкурсной документации, либо общей информации из технической документации; 6 баллов - предложение содержит частичное описание модернизации печатной формы заявки на проведение карантинного фитосанитарного обеззараживания; 9 баллов - предложение содержит детальное (подробное) описание модернизации печатной формы заявки на проведение карантинного фитосанитарного обеззараживания; 12 баллов - предложение содержит дополнительные предложения и детальное (подробное) описание модернизации печатной формы заявки на проведение карантинного фитосанитарного обеззараживания, с предоставлением макета печатной формы заявки. |
Предложение показывает качество технического описания подходов к модернизации отчетов (п. 5.1.9 Технического задания) |
16 |
Оценка заявок осуществляется по шкале оценки: 0 баллов - предложение отсутствует либо противоречит требованиям Технических требований; 4 балла - предложение дублирует положения Технического задания из состава Конкурсной документации, либо общей информации из технической документации; 8 баллов - предложение содержит частичное описание модернизации отчетов; 12 баллов - предложение содержит детальное (подробное) описание модернизации отчетов; 16 баллов - предложение содержит дополнительные предложения и детальное (подробное) описание модернизации отчетов, с предоставлением макетов печатных форм отчетов. |
Предложение показывает качество технического описания подходов к реализации возможности формирования актов на иностранных языках (п. 5.1.11 Технического задания) |
20 |
Оценка заявок осуществляется по шкале оценки: 0 баллов - предложение отсутствует либо противоречит требованиям Технических требований; 5 баллов - предложение дублирует положения Технического задания из состава Конкурсной документации, либо общей информации из технической документации; 10 баллов - предложение содержит частичное описание возможности формирования актов на иностранных языках; 15 баллов - предложение содержит детальное (подробное) описание возможности формирования актов на иностранных языках; 20 баллов - предложение содержит дополнительные предложения и детальное (подробное) описание возможности формирования актов на иностранных языках, с описанием управления языковой настройкой. |
Предложение показывает качество технического описания подходов к возможности подписания документа электронной подписью (п. 5.1.14 Технического задания) |
16 |
Оценка заявок осуществляется по шкале оценки: 0 баллов - предложение отсутствует либо противоречит требованиям Технических требований; 4 балла - предложение дублирует положения Технического задания из состава Конкурсной документации, либо общей информации из технической документации; 8 баллов - предложение содержит частичное описание возможности подписания документа электронной подписью; 12 баллов - предложение содержит детальное (подробное) описание возможности подписания документа электронной подписью; 16 баллов - предложение содержит дополнительные предложения и детальное (подробное) описание возможности подписания документа электронной подписью, с предоставлением схемы бизнес-процесса. |
Предложение показывает качество технического описания подходов к модернизации справочника "Сотрудники контрагента" (п. 5.1.16 Технического задания) |
16 |
Оценка заявок осуществляется по шкале оценки: 0 баллов - предложение отсутствует либо противоречит требованиям Технических требований; 4 балла - предложение дублирует положения Технического задания из состава Конкурсной документации, либо общей информации из технической документации; 8 баллов - предложение содержит частичное описание модернизации справочника "Сотрудники контрагента"; 12 баллов - предложение содержит детальное (подробное) описание модернизации справочника "Сотрудники контрагента"; 16 баллов - предложение содержит дополнительные предложения и детальное (подробное) описание модернизации справочника "Сотрудники контрагента", с описанием возможного реквизитного состава полей справочника. |
При этом, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки заявок участников закупки по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", является необъективным, поскольку не позволяет выявить лучшее предложение участников Конкурса путем сопоставления представленных сведений участниками закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕГИОН ГРУПП" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 12.07.2023 N 050/06/105-24251/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 12 июля 2023 г. N 050/06/105-24251/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023