Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "АМИСТАТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика министерства социального развития Московской области" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на поставку мебели для нужд ГБСУСО МО "Добрый дом "Куровской" 616 (извещение N 0848200001123000179 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, в части установления извещения о проведении Конкурса в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 21.06.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 008 532,07 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 07.07.2023.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе.
1) Заказчиком в Инструкции по заполнению "Форма требований заказчика к характеристикам объекта закупки и инструкция по её заполнению" установлено в том числе следующие:
"В случае использования слов "не более", "не менее", "более", "менее", "не выше", "выше", символов "<", ">" при описании требуемых значений показателей вида "A x B" или "A x B x C", то слова "не более", "не менее", "более", "менее", "не выше", "выше", а также символы "<", ">" следует считать применимыми ко всем значениям показателя вида "АхВ" или "АхВхС" и указывать без использования слова, являющегося непосредственно самим требованием. В случае использования слов "ниже", "не превышает", предлогов "от", "до", выражений "не <", "не >", символов "","
" при описании требуемых значений показателей вида "A x B" или "A x B x C", то слова "ниже", "не превышает", предлоги "от", "до", выражения "не <", "не >", символы "
", "
" следует считать применимыми только к первому значению показателя вида "АхВ" или "АхВхС" и указывать без использования слова, являющегося непосредственно самим требованием.
Символ "<", слова "менее", "ниже", выражение "не >" - означает, что показатели, указанные через данные символ, слова, являются максимальными значениями и участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения;
Слова "не более", "не должен быть более" (с учетом всех форм слов) - означает, что показатели, указанные через данные слова, выражение, являются максимальными значениями и участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения, или равный ему".
При этом представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о том, что установленная Заказчиком Инструкция вводит участников Конкурса в заблуждение и не позволяет подать заявку на участие в Конкурсе.
Комиссия, изучив положения Инструкции по заполнению, приходит к выводу, что Инструкция, установленная Заказчиком, соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) Заказчиком в Инструкции по заполнению "Форма требований заказчика к характеристикам объекта закупки и инструкция по её заполнению" установлено в том числе следующие:
"В случае установления требований к значениям показателя с применения таких слов как "максимально", "максимум", "минимально", "минимум", "а также", "около", "либо", - участник размещения заказа обязан указать эти слова в неизменном виде относительно остальных слов и символов, используемых применительно к данному показателю, с учетом применения слов, символов, выражений и предлогов, указанных в инструкции. Например, по параметру "Допустимое напряжение" требуемое значение установлено "максимально от 380В". В таком случае участник должен указать значение "максимально 380В" или "максимально 400В;
В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается предлогами: "от" "до", "до" "от", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что допущена техническая ошибка.
Комиссия проходит к выводу, что действия Заказчика по установлению вышеуказанных положений инструкции по заполнению заявки вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют надлежащим образом заполнить заявку.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Комиссия приходит к выводу, действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в извещение о проведении Конкурса установлены требования к техническим характеристикам товара, ограничивающие количество участников закупки
1) В Приложении N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара, в том числе:
- для товара "Полка тип три с ячейками" по показателю "Зазор между вставкой N1 и металлическими трубами стеллажа" установлено значение должен быть в пределах 3 мм не > 5 мм".
Изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к техническим характеристикам товаров подобным образом не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2) В Приложении N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара, в том числе:
- для товара "Тумба тип один прикроватная" по показателю "Внутренняя высота закрытой секции" установлено значение "551> 303 мм".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что допущена техническая ошибка.
Изучив документы сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления подобным образом требований к характеристикам товаров вводят участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным
3. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу пункта 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Согласно пункту 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю "N1: Максимальный вес пользователя "Банкетка", минимальное значение характеристики 120 кг и максимальное значение характеристики 200 кг (п. 23 Приложения N1 к описанию объекта закупки)" в рамках критерия "Характеристики объекта закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и .предельное максимальное значение характеристики объекта закупки
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики N1";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки " характеристики N1";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки " характеристики N1";
- предельное минимальное значение характеристики N1, установленное заказчиком;
- предельное максимальное значение характеристики N1, установленное заказчиком".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки заявок участников закупки по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", является необъективным, поскольку не позволяет выявить лучшее предложение участников Конкурса путем сопоставления представленных сведений участниками закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АМИСТАТ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 3, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 12.07.2023 N 050/06/105-24256/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 12 июля 2023 г. N 050/06/105-24256/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.07.2023