Резолютивная часть решения объявлена 19.07.2023 г.
Решение в полном объеме изготовлено 21.07.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "..." - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения Республики Тыва" (далее - ГКУ "Центр занятости населения Республики Тыва", государственный заказчик):
"..." действующая на основании доверенности от 06.07.2023 года,
от индивидуального предпринимателя "..." (далее - ИП "..." поставщик):
"..." действующий на основании доверенности от 19.07.2023 года N 17 АА 0388273,
рассмотрев обращение (вх. N 2755-ЭП от 13.07.2023 года) ГКУ "Центр занятости населения Республики Тыва" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "..." (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 144, кв. 22, ИНН: 170108600900, ОГРНИП: 315171900005723, дата присвоения ОГРНИП 29.10.2015 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 0431/2023 от 20.03.2023 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112200000823000431 "Поставка системных блоков в рамках реализации мероприятий по повышению эффективности службы занятости в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография"", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 14.07.2023 года N 214/23 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0112200000823000431.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и ИП "..." были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении пояснив, что товар, предусмотренный государственным контрактом N 0431/2023 от 20.03.2023 года, должен был быть поставлен в течение 20 календарных дней, то есть до 09.04.2023 года включительно, однако товар был поставлен только 29.05.2023 года. После проверки товара на соответствие требованиям государственного контракта N 0431/2023 от 20.03.2023 года было установлено его несоответствие, в связи с чем был подготовлен и размещен в ЕИС мотивированный отказа от приемки товара, а также в адрес ИП "..." направлено соответствующее письмо от 16.06.2023 года N 656. В последующем товар возвращен ИП "..."
Согласно письменным (вх. N 2806-ЭП/23 от 18.07.2023 года) и устным пояснениям представителя "..." следует, что системные блоки поставлены 24.05.2023 года в соответствии с техническим заданием извещения электронного аукциона N 0112200000823000431, которые не были приняты заказчиком и в последующим возвращены. После отказа заказчика от приемки товара и до вступления решения заказчика об одностороннем расторжении контратака в силу ни каких действий по его надлежащему исполнению не принималось, так как обязательства были обеспечены банковской гарантией. В связи с чем считает, что принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта является необоснованным.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-36/2023, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении обращения, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - ГКУ "Центр занятости населения Республики Тыва" 20.02.2023 года в ЕИС размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000823000431 "Поставка системных блоков в рамках реализации мероприятий по повышению эффективности службы занятости в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография"", начальная (максимальная) цена контракта: 419 568,00 рублей.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0112200000823000431 от 28.02.2023 года до окончания срока подачи заявок поступило 3 заявки со следующими ценовыми предложениями:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
1880069 |
417 470, 16 руб. |
понижение |
1880513 |
417 470,16 руб. |
понижение |
1880428 |
Участник закупки, не подавший ценовое предложение |
|
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0112200000823000431 от 01.03.2023 года заявки 2-х участников закупки признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе и извещению электронного аукциона N 0112200000823000431, победителем признан участник закупки N 1880513 (ИП "...").
20.03.2023 года между ГКУ "Центр занятости населения Республики Тыва" и ИП "..." заключен государственный контракт N 0431/2023 "Поставка системных блоков в рамках реализации мероприятий по повышению эффективности службы занятости в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография"".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 13.2 государственного контракта N 0431/2023 от 20.03.2023 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается:
- по соглашению сторон;
- в судебном порядке;
- в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и положениями ч. 8-23 ст. 95 Закона о контрактной системе. Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта регламентирован частями 12.1-23 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у поставщика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0431/2023 от 20.03.2023 года принято 28.06.2023 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 28.06.2023 года и получено ИП "..." 28.06.2023 года.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 11.07.2023 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока со дня размещения в ЕИС решения государственного заказчика от 28.06.2023 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0431/2023 от 20.03.2023 года в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
С учетом изложенного следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения от 28.06.2023 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0431/2023 от 20.03.2023 года является не исполнение ИП "..." своих обязательств по поставке товара по заключенному государственному контракту N 0431/2023 от 20.03.2023 года в установленный срок и соответствующего техническому заданию.
Так, согласно пункту 1.1 государственного контракта N 0431/2023 от 20.03.2023 года в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку системных блоков в рамках реализации мероприятий по повышению эффективности службы занятости в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" (далее - Товар) в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту), а Государственный Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
В соответствии с пунктом 4.1 государственного контракта N 0431/2023 от 20.03.2023 года "Поставка товара осуществляется Поставщиком в полном объеме в течение 20 календарных дней с момента заключения контракта. Срок поставки товара является существенным условием Контракта и не подлежит изменению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации."
Комиссией Тывинского УФАС России, установлено, что ИП "..." в установленный срок, а именно до 10.04.2023 года, товар не поставлен, что подтверждается материалами дела, а именно письмом заказчика за исх. N 413 от 07.04.2023 года о недопущении срыва сроков исполнения обязательств по контракту и начисления штрафных санкций, и об осуществлении поставки товара в установленные государственным контрактом сроки (до 09.04.2023 года включительно), счет фактурой N 1 от 29.05.2023 года, размещенной в ЕИС.
При этом, поставленный ИП "..." товар не соответствовал требованиям технического задания, являющегося приложением к государственному контракту ,от 20.03.2023 года N 0431/2023, что подтверждается мотивированным отказом заказчика в принятии товара за исх. N 659 от 16.06.2023 года и мотивированным отказам размещенным в ЕИС, а также пояснениями представителей государственного заказчика и ИП "..."
При этом, Комиссией Тывинского УФАС России установлено и подтверждено пояснениями сторон, что поставленный товар после принятия заказчиком мотивированного отказа был возвращен поставщику.
Вместе с тем, оценивая поведение ИП "..." при исполнении взятых на себя обязательств, предусмотренных государственным контрактом N 0431/2023 от 20.03.2023 года, необходимо отметить, что даже после истечения срока поставки товара, предусмотренного государственным контрактом N 0431/2023 от 20.03.2023 года, со стороны заказчика создавались условия для поставщика о возможности исполнения своих обязательств по поставке товара. В свою очередь, со стороны поставщика каких-либо действий по поставке товара соответствующего условиям государственного контракта, после мотивированного отказа заказчика и до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств не принималось, что подтверждается пояснениям сторон.
Как указано выше, решение государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0431/2023 от 20.03.2023 года принято 28.06.2023 года и получено ИП "..." 28.06.2023 года.
Однако, с даты получения указанного решения заказчика (28.06.2023 года) до даты вступления его в силу (11.07.2023 года) ИП "..." каких-либо действий по устранению нарушений условий по государственному контракту N 0431/2023 от 20.03.2023 года и принятию мер по его исполнению не совершалось, соответствующие доказательства в материалы дела не представлены
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, ИП "..." не выполнила свои обязательства по контракту N 0431/2023 от 20.03.2023 года, выразившиеся в нарушении существенных условий контракта, а именно не исполнение обязательств по контракту в установленные сроки.
При этом необходимо отметить, что ИП "..." подавая заявку на участие в аукционе в электронной форме и участвуя в нем, соглашается с условиями контракта и техническим заданием, определить объем и срок поставки товара, учесть потенциальные риски при заключении и исполнении контракта.
Таким образом, участник закупки, принимая решение об участии в торгах, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и заключения с ним контракта в дальнейшем, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не исполнения условий контракта лежит именно на поставщике, поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что факт неисполнения ИП "..." государственного контракта N 0431/2023 от 20.03.2023 года, свидетельствует о совершении ею недобросовестных действий. Доказательств обратного в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения ГКУ "Центр занятости населения Республики Тыва" оснований для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "..." предусмотренных пунктом 15 Правил, не установлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Государственным казенным учреждением "Центр занятости населения Республики Тыва" в отношении индивидуального предпринимателя "..." (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 144, кв. 22, ИНН: "...", ОГРНИП: 315171900005723, дата присвоения ОГРНИП 29.10.2015 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 0431/2023 от 20.03.2023 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112200000823000431 "Поставка системных блоков в рамках реализации мероприятий по повышению эффективности службы занятости в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография"", включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
"..."
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 21 июля 2023 г. N 017/06/104-36/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023