На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки действий субъекта контроля на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее - Заказчик) при заключении Заказчиком государственного контракта от 21.04.2023 N 1 на выполнение работ по строительству объекта "Водоснабжение р.п. Ильинка Икряненского района Астраханской области" (далее - Контракт),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при заключении Заказчиком Контракта Комиссией в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки, в результате осуществления которой установлено следующее.
В ходе проведения внеплановой проверки 26.05.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.06.2023.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме)
3) запрос котировок в электронной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) в период до 31.12.2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
На основании части 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ принято постановление Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П "О реализации части 2 статьи 15 Закона N 46-ФЗ" (далее - Постановление N 495-П).
Постановлением N 495-П утвержден перечень дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Перечень), а также порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Перечнем (далее - Порядок).
Пунктом 6 Перечня установлено право осуществления закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства или одновременно работ по подготовке проектной документации, в том числе выполнению инженерных изысканий (при необходимости), и выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Согласно пункту 1.3 Порядка решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов России в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки. При наличии возможности осуществления конкурентной закупки такая закупка должна проводиться конкурентным способом.
При этом Комиссией установлено, что 18.02.2023 Заказчиком проведена конкурентная закупка в форме открытого конкурса в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 1 360 581 506, 10 руб. (номер извещения в ЕИС - 0325200006723000001) (далее - Конкурс) по предмету рассматриваемого Контракта.
В свою очередь, согласно сведениям ЕИС, участником ООО "ССМ" подана жалоба на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, неправомерно отклонившего заявку ООО "ССМ" на участие в Конкурсе.
По итогам рассмотрения жалобы комиссией ФАС России принято решение от 27.03.2023 по делу N 28/06/105-596/2023 (далее - Решение), согласно которому в действиях Заказчика выявлены нарушения пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42, части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, а также в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика выявлено нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном отклонении заявки ООО "ССМ" на участие в Конкурсе.
На основании Решения комиссией ФАС России выдано предписание от 27.03.2023 по делу N 28/06/105-596/2023 (далее - Предписание), согласно которому субъектам контроля необходимо отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса, а также внести изменения в извещение о проведении Конкурса в срок до 13.04.2023.
Так, Заказчиком во исполнение Предписания 05.04.2023 отменены протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса, 12.04.2023 08:53 (МСК+1) внесены изменения в Извещение, в том числе установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе на 24.04.2023. При этом Комиссией установлено, что 12.04.2023 09:03 (МСК+1) Заказчиком принято решение об отмене процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что ООО "Гривна" 14.04.2023 в адрес Заказчика направлено предложение о заключении контракта на строительство объекта "Водоснабжение р.п. Ильинка Икрянинского района Астраханской области".
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что на основании Постановления N 495-П Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области издано распоряжение от 17.04.2023 N 176 (далее - Распоряжение N 176), на основании которого между Заказчиком и ООО "Гривна" 21.04.2023 заключен Контракт по цене 1 360 581 506, 10 руб.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил документы и пояснил, что срочность осуществления закупки обусловлена соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 24.12.2022 N 069-09-2023-323 (далее - Соглашение).
Так, согласно пункту 4.3.12 Соглашения в срок до 01.04.2023 необходимо обеспечить заключение контрактов на выполнение строительно-монтажных работ по объектам капитального строительства, приведенным в приложении N 2 к Соглашению (далее - Приложение N 2).
К числу объектов капитального строительства, указанных в Приложении N 2, отнесен предмет Контракта.
В соответствии с Соглашением субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации представлены в срок до 01.04.2023, при этом Контракт заключен 21.04.2023.
Также на заседании Комиссии установлено, что срок с момента утверждения Соглашения до заключения Контракта составляет 4 месяца, что существенно превышает период проведения конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что выполнение работ, предусмотренных Контрактом, отнесено к мероприятиям, запланированным в рамках реализации федерального национального проекта.
Изучив представленные материалы, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в материалах дела обоснования необходимости заключения Контракта ввиду защиты национальных интересов России в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также подтверждения срочности заключения Контракта, необходимых для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам проведения которой заключен Контракт.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика,заключившего Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) вместо проведения конкурентной процедуры, при наличии возможности ее осуществления, нарушают части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 01.06.2023 по делу N П-152/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 июня 2023 г. N П-152/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023
Об обжаловании настоящего решения, см. Решение Арбитражного суда г.Москвы от 24 октября 2023 г. по делу N А40-173547/2023, отмененное Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2024 г. N 09АП-84610/23 и Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2024 г. N Ф05-5930/2024