На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 N 213/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "ДАР" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок
ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" (далее - Заказчик),Комиссией по осуществлению закупок, АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на содержание искусственных сооружений на автомобильной дороге М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к городу Киров на участке км 15+760 - км 127+190, Республика Татарстан (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0311100007223000055) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в действиях Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком,Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя на участие в Конкурсе несоответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса (далее - Извещение) и Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с положениями
Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия
Комиссии по осуществлению закупок 17.07.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 18.07.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 19.05.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 19 833 919 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.06.2023;
6) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в Конкурсе только одна заявка соответствует требованиям, установленным в Извещении.
Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок заявка Заявителя на участие в Конкурсе неправомерно признана несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571 (далее - Приложение) при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям по пунктам 1, 2 позиции 18 Приложения, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям по пункту 3 позиции 18 Приложения, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 позицией 18 Приложения, к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям относятся:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Таким образом, указанные документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов и информации об опыте иных лиц не соответствует требованиям позиции 18 приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 11 статьи 48
Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48
Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48
Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В Извещении Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 Приложения.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.06.2023 N ИЭОК1 (далее - Протокол подведения итогов) заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Оператором электронной площадки в адрес Заказчика направлены копии следующих документов Заявителя, предусмотренных позицией 18 Приложения:
- договор субподряда от 16.04.2021 N 23-1 на выполнение работ по устройству шумозащитных экранов на объекте: Реконструкция автомобильной дороги Казань - Шемордан, участок км 16+200 - км 21+977 в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан, заключенный между ООО "Нурлатдорстрой" и Заявителем (далее - Договор);
- дополнительное соглашение к Договору от 02.08.2021 N 1;
- акт приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненной реконструкцией автомобильной дороги "Казань - Шемордан, участок км 16+200 - км 21+977 в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан" от 30.12.2021 N 479;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат от 30.10.2021 N 1;
- акт о приемке выполненных работ от 30.10.2021 N 1;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2021 N 16-33-3653-2021 выданное ГКУ "Главтатдортранс", которое не является заказчиком по Договору.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Вместе с тем Комиссией установлено, что для выполнения всего объема работ по реконструкции вышеуказанного объекта между
ГКУ "Главтатдортранс" и ОАО "Каздорстрой" заключен контракт от 18.08.2020 N 192 на сумму 2 087 439 223 руб. (далее - Контракт).
Таким образом, представленный Заявителем договор не может подтвердить наличие опыта работы, предусмотренного пунктом 3 позиции 18 Приложения, поскольку Заявитель выполнял отдельные этапы или виды работ в качестве субподрядчика и не обладает опытом выполнения работ по реконструкции автомобильной дороги.
Так, Заявитель не имел каких-либо взаимоотношений с ГКУ "Главтатдортранс" и не сдавал ГКУ "Главтатдортранс" объект для получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
Кроме того, ответственность за выполненные работы по Контракту возлагается на ОАО "Каздорстрой".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем представлен ненадлежащий опыт выполнения работ в соответствии с позицией 18 Приложения, поскольку указанный договор не является подтверждением соответствия участника закупки установленным требованиям.
Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение об отклонении заявки Заявителя на участие в Конкурсе,не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия Комиссии по осуществлению закупок советующими требованиям Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 июля 2023 г. N 23/44/99П12
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023