Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "Центродорстрой" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок ФКУ "Ространсмодернизация" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ФКУ "Ространсмодернизация" (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Реконструкция аэропортового комплекса (г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100096723000018) (далее, соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя Комиссией по осуществлению закупок принято неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя, в связи с несоответствием дополнительному требованию Извещения, установленному в соответствии с позицией 13 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), а также ненадлежащим образом сформирован протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.07.2023 N ИЭОК1 (далее - Протокол).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 21.07.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 25.07.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 23.06.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 4 153 796 479,02 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090020244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.07.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата подведения итогов - 11.07.2023;
8) по результатам рассмотрения заявок, заявка 1 участника закупки признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признано АО "Монолитное строительное управление - 1" с предложением о цене контракта в размере 4 112 258 514,23 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок принято неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя, по причине несоответствия дополнительному требованию Извещения в соответствии с позицией 13 приложения к Постановления N 2571, а также ненадлежащим образом сформирован Протокол.
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.
При этом согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлен Постановлением N 2571.
В соответствии с пунктом 1 позиции 13 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии у участника закупки опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства.
При этом информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительному требованию, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 13 приложения к Постановлению N 2571, являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно Извещению Заказчиком к участникам закупки установлено дополнительное требование в соответствии с позицией 13 приложения к Постановлению N 2571.
В силу пункта 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе, с обоснованием такого решения и указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
В соответствии с Протоколом Комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе на основании: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в Извещении в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе: Контракт, предоставленный участником в подтверждение опыта по Постановлению N 2571, не является договором строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства".
Изучив Протокол, Комиссия приходит к выводу, что его содержание отвечает требованиям Закона о контрактной системе.
Также Комиссией установлено, что Заявителем в целях подтверждения опыта выполнения работ по позиции 13 приложения к Постановлению N 2571 представлен государственный контракт от 31.08.2017 N 128/17-С, заключенный между ФКУ "Центравтомагистраль" и Заявителем на сумму 2 428 994 696,50 руб., на выполнение работ по строительству объекта "Реконструкция участков автомобильной дороги "Московское большое кольцо" через Дмитров, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин Строительство путепровода на автомобильной дороге А-108 "Московское большое кольцо" Дмитров - Сергиев Посад - Орехово-Зуево - Воскресенск - Михнево - Балабаново - Руза - Клин - Дмитров на км 2 участка от Ярославского шоссе до Горьковского шоссе, Московская область" (далее - Контракт), а также к Контракту приложены документы, подтверждающие его исполнение.
В ходе изучения документов Заявителя Комиссией установлено, что Контракт заключен по результатам проведения конкурса с ограниченным участием, с номером извещения в ЕИС 0348100042417000094 (далее - Конкурс с ограниченным участием).
Согласно статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлен исчерпывающий перечень случаев отнесения объектов к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что по мнению Комиссии по осуществлению закупок результат выполнения по Контракту работ не относится к объектам, относящимся в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ к особо опасным, технически сложным, уникальным объектам капитального строительства.
Таким образом, Комиссией по осуществлению закупок принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Закона о контрактной системе и Постановления N 2571.
В свою очередь представители Заявителя пояснили, что объект выполнения работ по Контракту относится к уникальным объектам, поскольку заглубление подземной части (полностью или частично) путепровода выполнено ниже планировочной отметки земли более, чем на 15 метров, а именно: буронабивные сваи путепровода Опоры N 1 имеют глубину заложения 17,5 м; Опоры N 2 - 17,5 м; Опоры N 3 - 17,0 м; Опоры N 4 - 17,0 м; Опоры N 7 - 17,0 м; Опоры N8 - 17,0-м. Данная характеристика отражена в проектной документации (приложение к Конкурсу с ограниченным участием) (далее - Проектная документация), что подтверждается схемой на странице 52 файла - (1083)_ПД2_Том 3.3.1_ИС1_Изм_1.pdf.
При этом Комиссией установлено, что на странице 13 Тома 1.1 Раздела 1. Пояснительная записка. Части 1. Общая пояснительная записка (файл (1083)_ПД2_Том 1.1_ОПЗ_Изм_1) Проектной документации указано следующее: "в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ сооружение не относится к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам".
Кроме того, на странице 8 Тома 3.3.1 Раздел 3. Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения. Подраздел 3.3 Искусственные сооружения. Часть 1. Путепровод (файл (1083)_ПД2_Том 3.3.1_ИС1_Изм_1.pdf) на который ссылается Заявитель, содержится такой же вывод, а именно: "принадлежность к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам - в соответствии с статьей 48.1 ГрК РФ - не относится".
Таким образом, изучив представленные документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с Проектной документацией объект выполнения работ по Контракту не относится к особо опасным, технически сложным, уникальным объектам капитального строительства.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем на заседании Комиссии доказательств обратного не представлено.
2. Решением Комиссии ФАС России от 18.07.2023 по делу N 28/06/105-1635/2023 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в указании противоречивых сведений в отношении этапов исполнения контракта, вместе с тем предписание не выдано, поскольку отсутствуют сведения о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Центродорстрой" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 18.07.2023 по делу N 28/06/105-1635/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 июля 2023 г. N 28/06/105-189/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2023