В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) N 97/23 от 17.07.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:
Членов Инспекции:
рассмотрение осуществлялось посредством видео-конференц-связи в присутствии:
директора муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" муниципального образования Ясненский городской округ - , действующей на основании постановления,
представителей Общества с ограниченной ответственностью "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" - , действующего на основании приказа, , действующего на основании доверенности,
рассмотрев обращение муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" муниципального образования Ясненский городской округ (N 035330003420000001, вх. N 3307/23 от 14.07.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" (ИНН: 5638078455, ОГРН: 1215600006280), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на выполнение текущего ремонта помещений Центральной детской библиотеки, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Ленина, д.3 (N извещения 0353300034223000001),
УСТАНОВИЛА:
14 июля 2023 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" муниципального образования Ясненский городской округ (далее - Заказчик, МБУК "ЦБС") (N 035330003420000001, вх. N 3307/23 от 14.07.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" (ИНН: 5638078455, ОГРН: 1215600006280) (далее - Общество, Подрядчик, ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ", в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на выполнение текущего ремонта помещений Центральной детской библиотеки, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Ленина, д.3 (N извещения 0353300034223000001).
Вышеуказанная закупка осуществлялась в рамках реализации национального проекта "Культура".
Представитель Заказчика пояснил, что 21.04.2023 г. между Заказчиком и Обществом заключен договор N 0353300034223000001 на выполнение текущего ремонта помещений Центральной детской библиотеки, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Ленина, д.3 (далее - Договор).
В соответствии с п. 1.1 Договора, по настоящему Договору Подрядчик обязуется выполнить работы: "Текущий ремонт помещений Центральной детской библиотеки, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Ленина, д.3" в соответствии с условиями настоящего Договора.
Согласно с п. 1.5 Договора, срок выполнения работ (срок исполнения договора): С момента заключения договора по 31.05.2023 г.
17.05.2023 г. Подрядчик письмом (исх. N 17.05.2023/07, вх. N 76 от 17.05.2023 г.) обратился к МБУК "ЦБС" с просьбой согласовать получение аванса по Договору в размере 25%.
Заказчик письмом (исх. N 48 от 18.05.2023 г.) ответил Обществу о невозможности согласовать получение аванса в связи с тем, что порядок, сроки оплаты и размер аванса являются существенными условиями Договора на основании п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе и не подлежат изменению.
В соответствии с актом приемки выполненных работ текущего ремонта объекта приемочной комиссией от 22.06.2023 г., работы по договору не выполнены.
Таким образом, Подрядчиком было допущено существенное нарушение условий Договора, в связи с чем 23.06.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Договора.
Директор МБУК "ЦБС" обратил внимание Инспекции Оренбургского УФАС России на то, что работы по выполнению текущего ремонта помещений Центральной детской библиотеки, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Ленина, д.3, осуществлялись в рамках национального проекта "Культура". Таким образом, средства, выделенные Заказчику из федерального бюджета, не были эффективно использованы ввиду расторжения настоящего Договора. Кроме того, отремонтированные помещения Центральной детской библиотеки должны были начать функционировать с 01.09.2023 г. Вместе с тем невыполнение Подрядчиком работ по Договору сократило срок запланированных Заказчиком мероприятий, связанных в том числе с закупкой и установкой необходимой мебели и оборудования.
Представители ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" просили представленные в отношении Подрядчика сведения не включать в РНП, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Из пояснений представителей Общества следует, что при осмотре объекта Подрядчиком была выявлена необходимость выполнения дополнительного объёма демонтажных работ, не учтённых сметной документацией. По указанной причине 28.04.2023 г. между Заказчиком и Подрядчиком был заключен Договор N 2023.536878 на выполнение работ: "Демонтаж и устройство стен в Центральной детской библиотеке, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Ленина, д. 3" на сумму 231 000,00 руб. Без выполнения указанных демонтажных работ Подрядчик не имел возможности приступить к выполнению основных работ, предусмотренных Договором от 21.04.2023 г.
23.06.2023 г. Заказчиком было вынесено решение о расторжении Договора от 21.04.2023 г., мотивированное тем, что в установленный Договором срок работы не выполнены в полном объёме. С указанным решением Общество не согласно, о чем свидетельствует письмо ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" от 05.07.2023 г.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев в совокупности представленные в материалы дела документы и пояснения, заслушав доводы сторон, установила следующее.
31.03.2023 18:39 (МСК+2) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на основании одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на выполнение текущего ремонта помещений Центральной детской библиотеки, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Ленина, д.3 (N извещения 0353300034223000001) в рамках реализации мероприятий национального проекта "Культура" .
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 471 882,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.04.2023 г. N ИЭА1, ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" признано победителем электронного аукциона на выполнение текущего ремонта помещений Центральной детской библиотеки, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Ленина, д.3 с предложением по цене товара 1 464 522,59 рублей.
21.04.2023 г. между Заказчиком и Обществом заключен договор на выполнение текущего ремонта помещений Центральной детской библиотеки, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Ленина, д.3 на сумму 1 464 522 (один миллион четыреста шестьдесят четыре тысячи пятьсот двадцать два) рубля 59 копеек, цена контракта НДС не облагается.
В соответствии с п. 1.1 Договора, по настоящему Договору Подрядчик обязуется выполнить работы: "Текущий ремонт помещений Центральной детской библиотеки, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Ленина, д.3" в соответствии с условиями настоящего Договора
В соответствии с п. 1.2 Договора, Заказчик обязуется обеспечить приемку работ в установленные настоящим Договором сроки и оплатить выполненные Подрядчиком работы в соответствии с условиями Договора.
Согласно п. 1.3 договора, Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с локальным сметным расчетом, ведомостью объемов работ и Техническим заданием.
В силу п. 1.5 Договора, Срок выполнения работ (срок исполнения договора): с момента заключения договора по 31.05.2023 г.
В соответствии с п. 2.3.1 Договора, Подрядчик обязуется выполнить работы, в объеме и в сроки, предусмотренные договором и графиком производства работ, и сдать законченные работы Заказчику в порядке, установленном настоящим Договором.
В силу п. 2.3.9 Договора, Подрядчик обязан своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего договора, а также к установленному договором сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные настоящим договором.
Согласно п. 2.3.12 Договора, Подрядчик обязуется немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ;
- иных, не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Материалами дела установлено, что 07.06.2023 г. Заказчиком в адрес ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" направлена претензия (исх. N 54/3), согласно которой по состоянию на 07.06.2023 г. работы в полном объеме не выполнены, акты (КС-2, КС-3) не выставлены. На основании указанного, Заказчик требовал с 08.06.2023 г. приступить к выполнению обязательства по выполнению ремонтных работ; в срок до 20.06.2023 г. выполнить все обязательства по Договору в полном объеме с представлением подтверждающих документов в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Ответ на указанную претензию от ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" в материалы дела не представлен. Работы, предусмотренные Договором, не выполнены.
09.06.2023 г. в адрес Заказчика поступил акт освидетельствования скрытых работ от 04.05.2023 г. Из акта следует, что директором ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" произведен осмотр работ, выполненных в рамках исполнения договора N 2023.536878 от 28.04.2023 г. на выполнение работ по демонтажу и устройству стен в Центральной детской библиотеке, расположенной по адресу: Оренбургская область, г.Ясный, ул. Ленина, д. 3, работы выполнены в соответствии с проектом, стандартами, строительными нормами и отвечают требованиям их приемки.
Письмом (исх N 57/1 от 16.06.2023 г.) Заказчик вернул акт освидетельствования скрытых работ от 04.05.2023 г. в связи с тем, что работы, отраженные в акте, отсутствует в сметной документации к договору N 2023.536878 от 28.04.2023 г. Из письма также следует, что при выявлении скрытых работ, без проведения которых невозможно выполнение основных работ в рамках договора, подрядчик обязан в письменном виде известить Заказчика о возникших препятствиях и не совершать никаких действий ос своей стороны, пока от Заказчика не будет получено соответствующее письменное согласие на проведение таких работ. В соответствии с действующим законодательством, любые работы, не обозначенные условиями договора, должны согласовываться с Заказчиком предварительно в письменном виде. Таким образом, МБУК "ЦБС" на проведение работ, отраженных в акте, согласия не давал, каких-либо письменных уведомлений о возникшей ситуации и необходимости проведения дополнительных работ не получал.
19.06.2023 г. в адрес МБУК "ЦБС" поступил ответ (исх. N 17.06.2023/13, вх. N 96 от 19.06.2023 г.) на указанное письмо. Так, Общество сообщило о том, что Подрядчик вправе производить работы без предварительного письменного согласования с Заказчиком при наличии условий, угрожающих жизни персонала (наличие условий, которые могут привести к аварийной ситуации - обрушение перегородок), в интересах действовать Заказчика действовать необходимо было немедленно, поскольку приостановление работ могло привести к повреждению объекта данного текущего ремонта. На основании указанного, Подрядчик просил подписать Акт скрытых работ, Акт КС-2, Справку КС-3 и оплатить выполненные дополнительные работы в соответствии с Локально-сметным расчётом.
Относительно данного обстоятельства директор МБУК "ЦБС" пояснил, что условия, которые могли бы привести к угрозе жизни персонала либо аварийной ситуации, а именно к обрушению перегородок, отсутствовали. Помимо прочего, работы по Договору предполагают именно текущий ремонт помещения, а не капитальный. В связи с чем обстоятельств, которые могли бы привести к повреждению помещения, установлено не было.
19.06.2023 г. в адрес Заказчика поступил акт обследования объекта от 28.05.2023 г. Согласно акту, директором ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" проведено обследование помещения, расположенного по адресу: г. Ясный, ул. Ленина, д. 3. В результате осмотра комиссия пришла к выводу о необходимости демонтажа данных перегородок.
Между тем в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о согласовании Заказчиком необходимости демонтажа перегородок, не предусмотренных Договором.
В материалы дела также представлен акт освидетельствования скрытых работ от 01.06.2023 г., составленный и подписанный директором ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ". К освидетельствованию и приемке предъявлены следующие работы: Демонтаж перегородок (газогребневых общей площадью 31,5 кв.м и толщиной 8 см). Из акта следует, что "Работы выполнены в соответствии с проектом, стандартами, строительными нормами и отвечают требованиям их приемки. На основании изложенного разрешается производство последующих работ по устройству (монтажу)".
Указанный акт подписан представителем Заказчика не был. В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о согласовании Заказчиком дополнительных работ, не учтенных сметой.
Между тем 19.06.2023 г. в адрес Заказчика поступило письмо ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" (исх N 16.06.2023/10, вх. N 93), в соответствии с которым Подрядчик уведомил МБУК "ЦБС" о выполнении работ, не предусмотренных контрактом, с просьбой принять их и оплатить. К письму был приложен локально-сметный расчет, подготовленный Обществом, а также справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), акт о приемке выполненных работ (КС-2) на сумму 49 945,00 рублей.
Документов, свидетельствующих о согласовании локально-сметного расчета, о приемке не предусмотренных Договором работ, в материалы дела представлено не было. Помимо прочего, в материалы настоящего дела Подрядчиком не представлены письма или документы, в которых Общество уведомляло Заказчика о необходимости проведения дополнительных работ, не предусмотренных Договором.
Между с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Пунктом 3 статьи 743 ГК РФ предусмотрено, что Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
В силу пункта 4 статьи 743 ГК РФ, Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
Арбитражный суд Уральского округа в своем постановлении от 16.01.2019 N Ф09-8882/18 по делу N А50-7525/2017 указал, что наличие подписанных актов освидетельствования скрытых работ не свидетельствует о предварительном согласовании сторонами выполнения дополнительных работ. Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 743 ГК РФ, право подрядчика требовать оплаты выполненных дополнительных работ (и корреспондирующая ему обязанность заказчика по оплате) поставлено в прямую зависимость от выполнения подрядчиком обязанностей по согласованию надлежащим образом в порядке, установленном законом или договором, производства дополнительных работ либо наличия необходимости немедленных действий в интересах заказчика.
Таким образом, действующее законодательство не позволяет выполнять дополнительные работы без предварительного согласования их выполнения с заказчиком. При отсутствии ответа заказчика на уведомление о необходимости проведения дополнительных работ подрядчик обязан приостановить соответствующие работы.
В соответствии с положениями Договора, предусмотрена электронная приемка результатов работ. Так, в соответствии с п. 6.1 Договора, Подрядчик после выполнения всего объема работ в срок, установленный в п.1.5 договора, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную пп. "а" - "ж" настощего пункта.
При этом датой приемки выполненной работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком (п. 3.14 Договора).
Исходя из материалов дела и пояснений сторон, в срок до 31.05.2023 г. работы по Договору выполнены и сданы Заказчику Обществом не были.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу п. 7.2 Договора, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также в случае неисполнения, просрочки исполнения, либо ненадлежащего исполнения Подрядчиком условий Контракта, в том числе:
- в случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ более чем на 5 (пять) рабочих дней,
- в случае выполнения Подрядчиком работ ненадлежащего качества,
- в случае установления факта проведения ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства,
- в случае неустранения Подрядчиком недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности,
- по основаниям, предусмотренным ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации,
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
Из положений п. 7.3 Договора следует, что одностороннее расторжение Контракта осуществляется в порядке, определенном ст. 95 Федерального Закона 44-ФЗ.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с существенным нарушением условий Договора, Заказчиком 28.06.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 60 от 28.06.2023).
28.06.2023 12:27 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Поставщик: получено 28.06.2023 12:27 (МСК)).
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Учитывая положения ч. 12.1 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 10.07.2023 г.
Следовательно, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В материалы дела поступило письмо ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" (исх. N 05.07.2023 г.). Данным письмом Общество сообщает Заказчику о том, что в срок до 10.07.2023 г. в адрес МБУК "ЦБС" будет направлен уточненный график выполнения работ. Подрядчик гарантирует выполнение работ в срок до 31.08.2023 г. На основании указанного Общество просило Заказчика отменить решение N 60 от 28.06.2023 г. об одностороннем отказе от исполнения Договора.
Между тем, согласно с п. 1.5 Договора, срок выполнения работ (срок исполнения договора): с момента заключения договора по 31.05.2023 г.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как следует из имеющихся материалов дела, Обществом в регламентированный срок не исполнены обязательства по Договору.
Частью 1 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Следовательно, у Общества отсутствовали правовые основания для неисполнения условий контракта, поскольку, выражая согласие с условиями документации об электронном аукционе, подавая заявку на участие в электронном аукционе, Общества приняло на себя обязательства по исполнению условий контракта. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Действуя в рамках заключения и исполнения Договора, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Как следует из материалов дела, Общество уклонилось от исполнения контракта в установленные сроки. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения условий рассматриваемого Договора, в материалы дела представлено не было.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Кроме того, согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Реализуя указанный принцип, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, нарушивших существенные условия контракта.
Участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчикам с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
В настоящем случае, ожидаемым и добросовестным поведением ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" явилось бы надлежащее исполнение условий Договора.
Вместе с тем, Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения условий контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и при таких обстоятельствах включение Общества в РНП является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности Обществом выполнить работы в соответствии с условиями Договора либо доказательства того, что невозможность исполнения Договора стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" не представлены.
Наличие иных не зависящих от ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Договору, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Учитывая социальную значимость объекта закупки, специфику деятельности Заказчика, а также тот факт, что ООО "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" не проявило надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, не предприняло действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных Договором обязанностей, в связи с чем Договор не был исполнен, что как следствие привело к неэффективному использованию бюджетных средств и срыву закупки в рамках национального проекта "Культура".
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе, информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение муниципального бюджетного учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" муниципального образования Ясненский городской округ (N 035330003420000001, вх. N 3307/23 от 14.07.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" (ИНН: 5638078455, ОГРН: 1215600006280), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на выполнение текущего ремонта помещений Центральной детской библиотеки, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Ленина, д.3 (N извещения 0353300034223000001), удовлетворить.
2. Сведения, представленные муниципальным бюджетным учреждением культуры "Централизованная библиотечная система" муниципального образования Ясненский городской округ в отношении:
- Общества с ограниченной ответственностью "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" (ИНН: 5638078455, ОГРН: 1215600006280, КПП: 563801001, адрес: 460520, РОССИЯ, ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛ., ОРЕНБУРГСКИЙ М.Р-Н, НЕЖИНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ С.П., НЕЖИНКА С., АЛЕКСАНДРОВСКАЯ УЛ., Д. 19/1, КВ. 30);
- директора Общества с ограниченной ответственностью "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" Воротынцева Виталия Владимировича (ИНН 565002164982);
- учредителя Общества с ограниченной ответственностью "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" Воротынцева Виталия Владимировича (ИНН 565002164982);
включить в Реестр недобросовестных поставщиков(подрядчиков, исполнителей) , в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта на выполнение текущего ремонта помещений Центральной детской библиотеки, расположенной по адресу: Оренбургская область, г. Ясный, ул. Ленина, д.3 (N извещения 0353300034223000001) сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "СЛАВСТРОЙНИКОЛЬ" из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 июля 2023 г. N 056/10/104-769/2023 (ключевые темы: исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - односторонний отказ - текущий ремонт - библиотеки)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2023