В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 98/23 от 17.0.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:
Членов Инспекции:
в присутствии:
Индивидуального предпринимателя Погосяна С.Ю.,
главного специалиста - исполняющего обязанности председателя комитета муниципального заказа администрации города Оренбурга - , действующего на основании доверенности,
рассмотрев обращение Администрации города Оренбурга о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Погосяна С.Ю. (ИНН: 562901413954) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга (N извещения 0153300066923000296),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступило обращение Администрации города Оренбурга (далее - Заказчик) (N 015330006690000001, вх. N 3349 от 17.07.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Погосяна С.Ю. (ИНН: 562901413954) (далее - Подрядчик, ИП Погосян С.Ю.) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга (N извещения 0153300066923000296) (далее - закупка, аукцион).
Представитель Заказчика полностью поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. 16.05.2023 г. между Администрацией города Оренбурга и ИП Погосяном С.Ю. заключен муниципальный контракт N 0153300066923000296 на выполнение работ по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга. В соответствии с п. 6.1 Контракта, срок выполнения работ: с момента заключения Контракта по 25.08.2023. Между тем Подрядчик к выполнению работ не приступил. 21.06.2023 от ИП Погосяна С.Ю. поступило письмо о необходимости проведения Заказчиком повторной экспертизы сметы, однако у Заказчика по условиям Контракта отсутствует такая обязанность. На основании изложенного, 03.07.2023 г. Администрацией города Оренбурга принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0153300066923000296 от 16.05.2023 г.
ИП Погосян С.Ю. просил представленные в отношении Подрядчика сведения в РНП не включать, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. В процессе ознакомления с объектами ремонта Подрядчик обнаружил факт завышения объема работ и материалов в локально-сметном расчете, кроме того, имелись работы, подлежащие исключению из сметы. В связи с этим ИП Погосян С.Ю. просил провести повторную экспертизу локально-сметного расчета. Между тем 03.07.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0153300066923000296 от 16.05.2023 г. ИП Погосян С.Ю. обратил внимание Инспекции Оренбургского УФАС России на то, что Подрядчик не имел умысла на уклонение от исполнения настоящего контракта. Срок выполнения работ, предусмотренный контрактом, до 25.08.2023 г. Вместе с тем Подрядчиком в адрес Администрации города Оренбурга 06.07.2023 г. направлено гарантийное письмо о готовности исполнить контракт в установленные сроки.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев представленные в материалы внеплановой проверки документы и пояснения, заслушав доводы сторон, установила следующее.
21.04.2023 16:32 (МСК+2) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга (N извещения 0153300066923000296).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 859 654,49 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.05.2023 г. N ИЭА1, по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке. В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 52 Закона о контрактной системе, электронная процедура признана несостоявшейся Заявка единственного участника закупки ИП Погосяна С.Ю. с предложением по цене контракта в 1 859 654,49 рублей признана соответствующей требованиям Извещения.
16.05.2023 г. между Администрацией города Оренбурга и ИП Погосяном С.Ю. заключен муниципальный контракт N 0153300066923000296 от 16.05.2023 г. на выполнение работ по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга (реестровый номер контракта 3561001377923000055) (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Подрядчик обязуется в соответствии со сметным расчетом на выполнение работ по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга (Приложение N1 к Контракту), Техническим заданием на выполнение работ по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга (Приложение N2 к Контракту) выполнить работы по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга (далее - работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно п. 1.2 Контракта, наименование материалов, количество, объем и стоимость работ определяются согласно сметному расчету на выполнение работ по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга (Приложение N1 к Контракту), Техническому заданию на выполнение работ по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга (Приложение N2 к Контракту), являющиеся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В силу п. 1.5 Контракта, работы производятся Подрядчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, СНиП, сметным расчетом на выполнение работ по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга (Приложение N1 к Контракту), Техническим заданием на выполнение работ по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга (Приложение N2 к Контракту) и условиями настоящего Контракта.
Пунктом 3.1.1 Контракта предусмотрено, что Подрядчик обязан выполнить все работы надлежащего качества, в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, сдать их Заказчику в установленный срок.
В соответствии с п 3.1.3 Контракта, Подрядчик обязан предоставлять пояснения, документы и обоснования по требованию Заказчика.
Пункт 3.1.6 Контракта устанавливает, что Подрядчик обязан при выполнении работ соблюдать строительные нормы, стандарты и правила (СНиП, РНиП), технические регламенты, санитарные правила, требования, указанные в сметном расчете на выполнение работ по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга (Приложение N1 к Контракту) и Техническом задании на выполнение работ по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга (Приложение N2 к Контракту).
В силу п. 3.2.5 Контракта, Подрядчик вправе запрашивать и получать в установленном порядке у Заказчика информацию, необходимую для исполнения обязательств по Контракту.
Согласно п. 4.1.3 Контракта, Заказчик обязан выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные настоящим Контрактом.
Пункт 4.2.3 Контракта установлено, что Заказчик вправе требовать от Подрядчика надлежащего выполнения обязательств в соответствии с требованиями настоящего Контракта, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
Из положений п. 4.2.6 Контракта следует, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 4.2.8 Контракта, Заказчик вправе запрашивать у Подрядчика информацию о ходе выполнения работ.
В силу п. 6.1 Контракта, срок выполнения работ: с момента заключения Контракта по 25.08.2023.
Материалами дела установлено, что 26.05.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо (исх. N 01-23/183-исх) о необходимости направления в адрес управления архитектуры и комплексного развития территорий города Администрации города Оренбурга календарного плана-графика выполнения работ и копию приказа о назначении лица, ответственного за выполнение работ.
Документов, свидетельствующих о направлении ИП Погосяном С.Ю. запрашиваемых сведений, в материалы дела представлено не было.
02.06.2023 г. Администрацией города Оренбурга письмом (исх. N 01-23/190-исх) повторно запрошены календарный плана-график выполнения работ и копия приказа о назначении лица, ответственного за выполнение работ. Кроме того, Заказчик просил немедленно приступить к выполнению работ, предусмотренных Контрактом.
15.06.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика посредством ЕИС направлена претензия (письмо исх. N 01-23/214-исх) о предоставлении ранее запрашиваемой информации в срок до 19.06.2023 г. и необходимости немедленно приступить к выполнению работ (п. 8.14 Контракта).
Ответ на указанную претензию в материалы дела представлен не был. Подрядчик к работам не приступил.
21.06.2023 г. ИП Погосян С.Ю. сообщил Заказчику о том, что в процессе ознакомления с объектами ремонта факта завышения объема работ и материалов в локально-сметном расчете. Также Подрядчик сообщил о существовании работ и материалов, которые подлежат исключению из сметы. В связи с этим ИП Погосян С.Ю. просил провести повторную экспертизу локально-сметного расчета.
Ответ Заказчика на указанное письмо в материалы дела не представлен.
Положениями рассматриваемого Контракта предусмотрена электронная приемка результатов работ. Так, в соответствии с п. 6.2 Контракта, При завершении работ Подрядчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную частью 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ. К документу о приемке прилагаются документы (акты выполненных работ по форме КС-2 и справки о выполненных работах по форме КС-3), которые считаются его неотъемлемой частью.
В силу п. 6.3 Контракта, датой приемки выполненной работы считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Исходя из материалов дела и пояснений сторон, в срок до 25.08.2023 г. работы по Контракту выполнены и сданы Заказчику ИП Погосяном С.Ю. не были.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 12.1 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу п. 12.1 Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
04.07.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 01-03/812 от 03.07.2023).
04.07.2023 15:09 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Поставщик: получено 04.07.2023 15:09 (МСК)).
06.07.2023 г. Подрядчик, ознакомившись с вышеуказанным решением Администрации города Оренбурга, уведомил Заказчика о готовности исполнения контракта до 28.08.2023 г.
Между тем указанное письмо осталось без ответа Администрации города Оренбурга.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Учитывая положения ч. 12.1 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 17.07.2023 г.
Инспекция Оренбургского УФАС России по результатам исследования и оценки представленных доказательств и доводов сторон установила, что в материалах дела отсутствуют доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что неисполнение указанного договора обусловлено недобросовестным поведением Подрядчика, целенаправленно уклонившегося от его исполнения при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и таком уклонении лица от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Обращение о включении в РНП подано Заказчиком в Оренбургское УФАС России 17.07.2023 г., то есть с соблюдением сроков, предусмотренных положениями ст. 95, ст. 104 Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положений законодательства в сфере закупок, о недобросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблении в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Основанием для включения в РНП является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требований Закона о контрактной системе.
При принятии решения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств, Инспекция Оренбургского УФАС России, обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии умышленных недобросовестных действий Подрядчика, не выявила.
Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельств не имеет достаточных оснований для включения информации о Подрядчике в РНП.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Администрации города Оренбурга о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Погосяна С.Ю. (ИНН: 562901413954) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту памятников монументальной скульптуры, расположенных на территории города Оренбурга (N извещения 0153300066923000296), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 24 июля 2023 г. N 056/10/104-774/2023 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - подрядчик - надлежащее извещение - исполнитель)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2023