В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 99/23 от 18.07.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:
Членов Инспекции:
в присутствии в режиме видео-конференц-связи:
представителя Индивидуального предпринимателя Ананьина Н.В. -, действующего на основании доверенности,
представителя Муниципального казенного учреждения "Благоустройство и озеленение" города Оренбурга - , действующего на основании доверенности,
представители Администрации города Оренбурга на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом (исх. N НР/2146/23 от 19.07.2023 г.), ходатайств не заявляли,
рассмотрев обращение Муниципального казенного учреждения "Благоустройство и озеленение" города Оренбурга о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ананьина Н.В. (ИНН: 342899645280) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку цветочной рассады (N извещения 0153300066923000188),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему (далее - ЕИС) поступило обращение Муниципального казенного учреждения "Благоустройство и озеленение" города Оренбурга (далее - Заказчик, МКУ "БИОЗ") (N 035330027170000004, вх. N 3431 от 18.07.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ананьина Н.В. (ИНН: 342899645280) (далее - Поставщик, ИП Ананьин Н.В.) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку цветочной рассады (N извещения 0153300066923000188) (далее - закупка, аукцион).
Представитель Заказчика поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. 17.04.2023 г. между МКУ "БИОЗ" и ИП Ананьиным Н.В. был заключен муниципальный контракт N 0153300066923000188 на поставку цветочной рассады на сумму 1 324 565 рублей 29 копеек. Согласно положениям контракта, поставка Товара (включая выходные и праздничные дни) производится партиями с 22.05.2023 г. по 30.06.2023 г., по заявке Заказчика, переданной по электронной почте, или по телефону не менее чем за двое суток до поставки Товара (в соответствии с ориентировочным графиком поставки согласно п. 6 технического задания по согласованию с заказчиком). 29.05.2023 г. была осуществлена первая поставка товара на сумму 596 206,80 рублей. К данной поставке претензий у Заказчика не было.
03.06.2023 г. ИП Ананьиным Н.В. была осуществлена вторая поставка товара. В данной партии товара наблюдалось увядание листьев у корневой шейки, а также имелся нездоровый вид у рассады. В связи с этим комиссией принято решение о возврате рассады цветов (петуньи белой) в количестве 1 000 штук Поставщику. Руководителю в устной форме было сообщено, что рассада не соответствует требованиям муниципального контракта и возвращена. Кроме того, пробное количество рассады было отправлено МКУ "БИОЗ" на исследование в ФГБУ "Россельхозцентр" по Оренбургской области. 22.06.2023 г. были получены результаты анализов, показавшие что рассада заражена.На основании вышеизложенного и в связи с тем, что сроки поставки и соответственно, посадки заканчивались, 27.06.2023 г. МКУ "БИОЗ" было принято решение об одностороннем расторжении контракта.
Представитель ИП Ананьина Н.В. просил представленные в отношении Поставщика сведения в РНП не включать, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. Намерений уклоняться от исполнения контракта у Поставщика не имелось. Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, в связи с чем отсутствуют правовые основания для его включения в РНП. За период исполнения обязательств по муниципальному контракту Поставщик передал Заказчику Товар по: товарной накладной от 29 мая 2023 года N УТ-52903 на сумму 295 764,2 рублей; товарной накладной от 06 июня 2023 года N УТ-60617 на сумму 300442,6 рублей. Указанный Товар был принят и оплачен Заказчиком.
Представитель Поставщика отметил, что поставляемый Товар по муниципальному контракту сопровождался карантинным сертификатом от 29 мая 2023 года N 56340102290523003, выданным Управлением Россельхозднадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия.
В нарушении пункта 3.9. Контракта Заказчик не составлял каких-либо актов об отказе в приемке цветочной рассады, не выдвигал в адрес Поставщика требований об устранении недостатков и/или о замене некачественного Товара, а также не выставил претензии о ненадлежащем исполнении муниципального контракта.
Представитель Поставщика отметил, что порядок приемки цветочной рассады установлен ГОСТ 28852-90 Рассада цветочных культур. МКУ "БИОЗ" указанным ГОСТом не воспользовалось.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев представленные в материалы внеплановой проверки документы и пояснения, заслушав доводы сторон, установила следующее.
27.03.2023 17:57 (МСК+2) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку цветочной рассады (N извещения 0153300066923000188).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 091 190,80 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.04.2023 г. N ИЭА1, победителем электронного аукциона на поставку цветочной рассады признан ИП Ананьин Н. В. с предложением по цене контракта в 1 324 565,29 рублей.
17.04.2023 г. между МКУ "БИОЗ" и ИП Ананьиным Н.В. заключен муниципальный контракт N 0153300066923000188 на поставку цветочной рассады (реестровый номер контракта 3561216014423000012) (далее - Контракт) на сумму 1 324 565 (Один миллион триста двадцать четыре тысячи пятьсот шестьдесят пять) рублей 29 копеек, без НДС.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно ч. 2 ст. 94 Закона о контрактной системе, Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
В силу ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 94 Закона о контрактной системе, по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Из положений ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе следует, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Поставщик обязуется передать Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставку цветочной рассады (далее - Товар) на условиях Контракта.
Согласно п. 3.1 Контракта, поставка Товара (включая выходные и праздничные дни) производится партиями с 22.05.2023 г. по 30.06.2023 г., по заявке Заказчика переданной по электронной почте, или по телефону не менее чем за двое суток до поставки Товара (в соответствии с ориентировочным графиком поставки согласно п. 6 технического задания по согласованию с заказчиком). Место доставки Товара: Оренбургская область, город Оренбург, улица Луганская, д.5.
В силу п. 3.4 Контракта, в целях обеспечения сохранности качества поставляемого Товара, создания условий для своевременной и правильной приемки его по качеству Поставщик обязан обеспечить:
- поставку Товара, соответствующего по качеству и комплектности требованиям, установленным техническими регламентами, техническими условиями и пр. Товар, не прошедший в установленном порядке проверку по качеству, а также Товар, поставка которого была запрещена органами, осуществляющими контроль за качеством продукции, и другими уполномоченными на то органами, поставляться не должен;
- своевременное предоставление документов, удостоверяющих качество Товара Заказчику.
Пунктом 3.5 Контракта предусмотрено, что при приемке Товара Заказчик обязан:
- проверить соответствие наименования Товара с актом приема-передачи, документом о приемке направленному Заказчику Поставщиком с использованием ЕИС;
- произвести осмотр Товара;
- совершить другие необходимые действия, обеспечивающие приемку Товара согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации
Согласно п. 3.7 Контракта, передача Товара Поставщиком Заказчику по количеству и качеству производится по сопроводительным документам (акт приемки-передачи). Отсутствие указанных сопроводительных документов не приостанавливает приемку Товара. В этом случае составляется акт о фактическом количестве и качестве поступившего Товара и в акте указывается, какие документы отсутствуют.
Пункт 3.8 Контракта устанавливает, что для проверки поставленных Поставщиком Товаров в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
В силу п. 3.9 Контракта, при обнаружении несоответствия количества и качества, маркировки поступившего Товара, тары или упаковки требованиям Контракта либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество Товара, Заказчик приостанавливает дальнейшую приемку Товара и составляет акт, в котором указывает количество осмотренного Товара и характер выявленных при приемке дефектов. Заказчик не позднее 10 (десяти) рабочих дней письменно уведомляет об этом Поставщика. После получения уведомления Поставщик должен в течение 5 (пяти) рабочих дней исправить недостатки, доукомплектовать или произвести замену некачественного Товара (его части) без расходов со стороны Заказчика.
В соответствии с п. 3.10 Контракта, в случае отказа Заказчика от поставленного Товара он обязан обеспечить его сохранность, принять Товар на ответственное хранение и незамедлительно уведомить об этом Поставщика с указанием причины отказа.
Согласно п. 4.1 Контракта, Поставщик гарантирует соответствие Товара следующим требованиям:
- поставляемый Товар без дефектов, связанных с материалами и/или работой по их изготовлению, либо проявляющихся в результате действия или упущения производителя (Поставщика);
- поставляемый Товар безопасен и разрешен для применения на территории Российской Федерации;
- Товар поставляется в упаковке, обеспечивающей его сохранность во время перевозки, передачи Заказчику и дальнейшего хранения;
- поставляемый Товар соответствует характеристикам, отраженным в Спецификации (Приложение к Контракту).
В силу п. 5.1.1 Контракта, Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом, Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту).
Пунктом п. 5.1.2 Контракта предусмотрено, что Поставщик обязан передать Заказчику Товар соответствующего качества согласно Спецификации.
Согласно п. 5.3.1 Контракта, Заказчик обязан обеспечить своевременную приемку поставленных Товаров в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
Пункт 5.3.2 Контракта устанавливает, что Заказчик обязан произвести оплату Товара в порядке и в сроки, предусмотренные разделом 2 Контракта.
В соответствии с п. 5.4.1 Контракта, Заказчик вправе требовать от Поставщика полное и своевременное исполнение обязательств по Контракту.
В силу п. 5.4.2 Контракта, Заказчик вправе отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Контракта.
Из положений п. 5.4.5 Контракта следует, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта вправе провести экспертизу поставленного Товара с привлечением экспертов, экспертных организаций.
Материалами дела установлено, что на основании счета-фактуры N УТ-52903 от 29.05.2023 г. Заказчиком 05.06.2023 г. в ЕИС принят поставленный товар на сумму 295 764,20 рублей, что подтверждено подписью директора МКУ "БИОЗ" (ЭЦП) на электронном документе о приемке. Товар оплачен Заказчиком 13.06.2023 г. (платёжное поручение N 346491 от 13.06.2023 г.).
На основании счета-фактуры N УТ-60617 от 06.06.2023 г. Заказчиком 20.06.2023 г. в ЕИС принят поставленный товар на сумму 300 442,60 рублей, что подтверждено подписью директора МКУ "БИОЗ" (ЭЦП) на электронном документе о приемке. Товар оплачен Заказчиком 27.06.2023 г. (платёжное поручение N 380095 от 27.06.2023 г.).
Из пояснений представителя Заказчика следует, что 03.06.2023 г. была осуществлена очередная поставка товара, в которой наблюдалось увядание листьев у корневой шейки, рассада имела нездоровый вид. В связи с этим пробное количество рассады было отправлено Заказчиком на исследование в ФГБУ "Россельхозцентр" по Оренбургской области.
В материалы дела представлены результаты анализов N 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53 от 22.06.2023 г., согласно которым в результате осмотра и микрокопирования в лабораторных условиях на листьях растений обнаружена инфекция корневой гнили (альтернария), нематода.
23.06.2023 г. на основании указанных исследований МКУ "БИОЗ" утвержден Акт списания цветочной рассады на сумму 101 275, 92 рублей.
Относительно указанных обстоятельств представитель ИП Ананьина Н.В. пояснил, что Заказчик при приемке Товара какой-либо отбор проб для лабораторных исследований не проводил, следовательно, невозможно определить условия хранения со дня приемки Товара до дня направления на лабораторные условия. Кроме того, МКУ "БИОЗ" не уведомило Поставщика о направлении части Товара на лабораторные исследования.
Мотивированный отказ Заказчика от приемки цветочной рассады, а также претензия о замене товара ненадлежащего качества в материалы дела не представлены.
20.06.2023 г. Заказчик отказался от приемки Товара у Поставщика по товарной накладной от 14.06.2023 года УТ-61404 в связи с несогласованностью даты Поставки.
Между тем мотивированный отказ Заказчика от приемки товара в материалы дела не представлен.
Положениями настоящего Контракта предусмотрена электронная приемка результатов работ. Так, в соответствии с п. 3.3 Контракта, Товар передается Заказчику по акту приемки-передачи. Поставщик вправе присутствовать при осуществлении действий Заказчика по приемке Товара, отсутствие его представителя при совершении данных действий не влечет недействительности действий Заказчика, касающихся приемки поставляемого Товара.
При поставке Товара Поставщик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в ЕИС документ о приемке оформленный в соответствии с частью 13 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ. К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью.
Заказчик не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, осуществляет одно из следующих действий:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;
- формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке.
Датой приемки поставленного Товара считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком.
Исходя из материалов дела и пояснений сторон, в срок до 28.06.2023 г. цветочная рассада ИП Ананьиным Н.В. согласно Контракту в полном объеме поставлена не была.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии со статьей 509 ГК РФ, поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
В силу пункта 1 статьи 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной, в частности, в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу.
В пункте 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 12.1 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу п. 12.1 Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
27.06.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 1 от 27.06.2023 г.).
28.06.2023 14:00 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Поставщик: получено 28.06.2023 14:00 (МСК)).
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Учитывая положения ч. 12.1 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 10.07.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Следовательно, обращение МКУ "БИОЗ" о включении информации об ИП Ананьине Н.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) подлежало направлению в Оренбургское УФАС России в срок не позднее 12.07.2023 г.
Между тем в нарушение требований ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе указанное обращение поступило в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему лишь 18.07.2023 г. (обращение N 035330027170000004, вх. N 3431 от 18.07.2023 г.).
Таким образом, должностным лицом МКУ "БИОЗ" нарушены положения ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инспекция Оренбургского УФАС России по результатам исследования и оценки представленных доказательств и доводов сторон установила, что в материалах дела отсутствуют доказательства, однозначно свидетельствующие о том, что неисполнение указанного договора обусловлено недобросовестным поведением Поставщика, целенаправленно уклонившегося от его исполнения при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и таком уклонении лица от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положений законодательства в сфере закупок, о недобросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблении в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Основанием для включения в РНП является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требований Закона о контрактной системе.
При принятии решения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств, Инспекция Оренбургского УФАС России, обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии умышленных недобросовестных действий Поставщика, не выявила.
Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельств не имеет достаточных оснований для включения информации о Поставщике в РНП.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.В удовлетворении требований Муниципального казенного учреждения "Благоустройство и озеленение" города Оренбурга о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ананьина Н.В. (ИНН: 342899645280) в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку цветочной рассады (N извещения 0153300066923000188), отказать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения требований ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 25 июля 2023 г. N 056/10/104-777/2023 (ключевые темы: исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - односторонний отказ - приемка товара - подрядчик)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2023