Резолютивная часть решения оглашена "17" июля 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "19" июля 2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
Председатель комиссии: [___.] - Врио руководителя Мордовского УФАС России; Члены Комиссии: [___.] - заместитель начальника отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; [___.] - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России; [___.] - специалист эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Мордовского УФАС России,
при участии посредством видеоконференцсвязи:
представителя заказчика - Автономное учреждение Республики Мордовия по оказанию государственных услуг в сфере средств массовой информации "Известия Мордовии" - [___.] (доверенность от 26.06.2023 г. N 2);
представителя специализированной организации - директора ООО МСО "Ценный Советник" [___.];
в отсутствие заявителя ИП [___.], надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") жалобу ИП [___.] (вх. N 3266-ЭП/23 от 06.07.2023) на действия заказчика - Автономное учреждение Республики Мордовия по оказанию государственных услуг в сфере средств массовой информации "Известия Мордовии" при проведении электронного аукциона на право поставки оборудования для работы со звуком (извещение в ЕИС N 1009500000723000005),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) поступила жалоба [___.] (далее - Заявитель) (вх. N 3266-ЭП/23 от 06.07.2023) на действия заказчика - Автономное учреждение Республики Мордовия по оказанию государственных услуг в сфере средств массовой информации "Известия Мордовии" (далее - Заказчик, АУ РМ "Известия Мордовии") при проведении электронного аукциона на право поставки оборудования для работы со звуком (извещение в ЕИС N 1009500000723000005) (далее - Аукцион).
Сторонам по делу направлено уведомление N ЛА/390/23 от 07.07.2023 г. о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с уведомлением рассмотрение жалобы назначено на 13 июля 2023 года на 16 часов 00 минут.
Уведомлением о переносе срока рассмотрения жалобы по делу N013/10/18.1-413/2023 от 13.07.2023 года N ЛА/2453/23 Мордовским УФАС России принято решение о переносе срока принятия решения по делу N013/10/18.1-413/2023 на 17.07.2023 года на 15 часов 30 минут.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик неправомерно отклонил заявку на участие в Аукционе.
Заказчик не согласился с доводами жалобы, представил возражения на жалобу (вх N 3340-ЭП/23 от 11.07.2023 г.).
Из возражений Заказчика (вх. N 3340-ЭП/23 от 11.07.2023 года) следует, что Мордовским УФАС России допущены процессуальные нарушения при рассмотрении жалобы Заявителя.
Кроме того, Заказчик указывает, что закупка осуществлялась на основании части 8.1. статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и указанная подателем жалобы норма пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе в настоящем случае не применяется.
Специализированная организация ООО МСО "Ценный Советник" не согласилась с доводами жалобы, представила возражения на жалобу (вх N 3323-ЭП/23 от 10.07.2023 г.).
Возражения специализированной организации ООО "МСО "Ценный Советник" (вх. N 3323-ЭП/23 от 10.07.2023 года) повторяют доводы Заказчика.
Изучив имеющиеся материалы жалобы, представленные доказательства, пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" в соответствии с правилами указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Из извещения по процедуре N 1009500000723000005 следует, что Заказчик, осуществляет закупку в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ
Процедура принятия и рассмотрения жалобы на действия (бездействие) отдельных видов юридических лиц при проведении закупок в соответствии с положениями частей 4, 4.1, 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) осуществляется по правилам, установленным статьей 18.1 ФЗ "О защите конкуренции".
06.06.2023 г. Заказчиком в ЕИС опубликовано Извещение о проведении Аукциона, а также Аукционная документация.
Дата окончания срока подачи заявок: 14.06.2023 08:00 час.
Предмет договора: право поставки оборудования для работы со звуком.
Начальная (максимальная) цена договора: 914 270,67 руб.
Согласно протоколу подведения итогов по процедуре N 1009500000723000005 от 15.06.2023 года на участие в Аукциона было подано 6 заявок. Все заявки были отклонены. Заявка Заявителя N 48 отклонена на основании подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе: непредставление (за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ) в заявке информации и документов, предусмотренных извещением (за исключением предусмотренных подпунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе). Основания отклонения заявки: не соответствует требованию, указанному в пункте 1.1 Приложения N4 - Состав заявки.
Не согласившись с решением Заказчика, ИП [___.] обратился с жалобой на действие АУ РМ "Известия Мордовии" (вх. N 2921-ЭП/23 от 16.06.2023).
Решением Мордовского УФАС России N ЛА/2276/23 от 29.06.2023 года жалоба ИП [___.] (вх. N 2921-ЭП/23 от 16.06.2023) признана обоснованной. Действия заказчика признаны нарушением пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, что выразилось в неправомерном отклонении заявки ИП [___.] при проведении электронного аукциона на право поставки оборудования для работы со звуком (извещение в ЕИС N 1009500000723000005). Выдано обязательное для исполнение предписание.
По результатам повторного рассмотрения заявок по процедуре N 1009500000723000005 опубликован протокол подведения итогов.
Согласно протоколу подведения итогов по процедуре N 1009500000723000005 от 03.07.2023 года все заявки были отклонены. Заявка Заявителя N 48 отклонена на основании подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе: непредставление (за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ) в заявке информации и документов, предусмотренных извещением (за исключением предусмотренных подпунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе). Основания отклонения заявки: не соответствует требованию, указанному в пункте 1.1 Приложения N4 - Состав заявки.
Комиссия Мордовского УФАС России рассмотрев довод жалобы Заявителя пришла к следующему выводу.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Пунктом 1.1 Приложения N4 Аукционной документации предусмотрено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Как следует из части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Часть 5 статьи 43 Закона о контрактной системе указывает, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Комиссия Мордовского УФАС отмечает, что Заказчиком в извещении установлены требования к необходимым закупаемым товарам и указание на товарные знаки со словами "или эквивалент". Заявитель в составе заявки указал наименования товара, соответствующего указанному Заказчиком в Аукционной документации, страну происхождения товара и согласился на условия извещения в соответствие с частью 5 статьи 43 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Мордовского УФАС приходит к выводу, что в спорной части предложение Заявителя в отношении объекта закупки соответствует требованиям извещения, следовательно, в действиях комиссии Заказчика по осуществлению закупок усматривается нарушение пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы является обоснованным.
В части представленных возражений, комиссия Мордовского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции может быть обжаловано осуществление заказчиком закупки с нарушением требований названного закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Согласно части 6 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" жалоба на действия, бездействие организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, подается в антимонопольный орган в письменной форме и должна содержать:
1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;
2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
3) указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена (указанная информация не представляется при обжаловании актов и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей);
4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, на нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству, а также соответствующие доводы;
5) перечень прилагаемых к жалобе документов.
Частью 7 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом.
В соответствии с частью 8 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" конкуренции жалоба подписывается заявителем или его представителем.
В настоящем случае, жалоба поступила посредством Единой информационной системы в сфере закупок, подписана электронной подписью Заявителя.
Таким образом, поданная жалоба соответствует требованиям статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции".
В части довода Заказчика и специализированной организации о неприменении к Аукциону нормы пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России отмечает следующее.
Из части 8.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" следует, что в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо неразмещения указанного отчета в единой информационной системе положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части:
1) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);
2) выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частями 1 - 3, 5 - 8 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом для целей настоящей части под совокупным годовым объемом закупок заказчика понимается совокупный объем цен договоров, заключенных заказчиком с 1 февраля до окончания календарного года;
4) применения требований к участникам закупок;
5) оценки заявок, окончательных предложений участников закупок;
6) создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;
7) определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфами 2 и 3 главы 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом заказчики:
а) направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок и осуществляющий ведение реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом;
б) не проводят согласование применения закрытого конкурса, закрытого аукциона с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление такого согласования;
8) осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом заказчики:
а) не проводят согласование с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся;
б) не направляют в контрольный орган в сфере закупок уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Таким образом, положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и, следовательно, в данном случае, в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Закона о контрактной системе в части определенных процедур.
Согласно части 7 статьи 15 Закона о контрактной системе, в случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 - 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, на Заказчика распространяются требования статьи 43 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях комиссии Заказчика по осуществлению закупок нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП [___.] (вх. N 3266-ЭП/23 от 06.07.2023) на действия заказчика - Автономное учреждение Республики Мордовия по оказанию государственных услуг в сфере средств массовой информации "Известия Мордовии" при проведении электронного аукциона на право поставки оборудования для работы со звуком (извещение в ЕИС N 1009500000723000005) обоснованной.
2. Признать действие заказчика - Автономное учреждение Республики Мордовия по оказанию государственных услуг в сфере средств массовой информации "Известия Мордовии" при проведении электронного аукциона на право поставки оборудования для работы со звуком (извещение в ЕИС N 1009500000723000005) нарушением пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, что выразилось в неправомерном отклонении заявки ИП Широкова Е.А. при проведении электронного аукциона на право поставки оборудования для работы со звуком (извещение в ЕИС N 1009500000723000005).
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Мордовского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии [___.]
Члены Комиссии [___.]
[___.]
[___.]
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 24 июля 2023 г. N 013/10/18.1-413/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2023