Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии -- заместитель руководителя Мордовского УФАС России;
члены Комиссии:
- начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
- главный государственный инспектор отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
в присутствии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "13 Фарад" - директора, действующего на основании приказа б/н от 08.07.2022 года; действующей на основании доверенности б/н от 10.07.2023 года со сроком действия до 31.12.2023 года;, действующего на основании доверенности б/н от 10.07.2023 года, со сроком действия до 31.12.2023 года;
муниципального бюджетного учреждения культуры "Торбеевский районный дом культуры" Торбеевского муниципального района Республики Мордовия - директора, действующего на основании распоряжения Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 01.03.2017 года N 103;
государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" -, действующего на основании доверенности б/н от 20.06.2023 года со сроком действия 1 (один) год;
рассмотрев 21 июля 2023 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "13 Фарад" (далее - ООО "13 Фарад", Заявитель) на действия аукционной комиссии по рассмотрению заявок муниципального бюджетного учреждения культуры "Торбеевский районный дом культуры" Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N 0809500000323002486 на закупку компьютерного оборудования (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 14.07.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения (вх.N3410-ЭП/23 от 17.07.2023 года).
Уведомлением Мордовского УФАС России от 18.07.2023 года N ДМ/2544/23 рассмотрение жалобы назначено на 20.07.2023 года в 16 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 18.07.2023 года N ДМ/2544/23 о назначении дела N 013/06/48-433/2023 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу сторонам по делу было направлено приглашение на участие в видео-конференцсвязи, а также идентификатор (ID) сеанса видео-конференц-связи, инструкция участника web-видеоконференции.
20.07.2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 21.07.2023 года 11:30.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0809500000323002486 о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 28.06.2023 10:41 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 436 800 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 06.07.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 06.07.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 10.07.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.07.2023 года N 888-М-ЭА-23/КТ по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 06.07.2023 года (время московское) поступило 4 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами: 4A-112254, 2A-112214, 1A-112212, 3A-112232. Заявка с идентификационным номером 4A-112254 признана не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Также заявки с идентификационными номерами 1A-112212, 3A-112232 признаны не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки (1A-112212 - отклонена в соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе; 3A-112232 - отклонена в соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе). На основании пункта 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе процедура электронного аукциона N 0809500000323002486 признана несостоявшейся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. В соответствии с частью 5 статьи 52 Закона о контрактной системе контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, с порядковым номером 1 заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей: жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
По мнению Заявителя, комиссия по осуществлению закупок неправомерно отклонила заявку на участие в Аукционе, поскольку в составе заявки участник декларировал поставку предустановленного программного обеспечения Astra Linux Special Edition, который находится в реестре Российского программного обеспечения (Запись в реестре от 08.04.2016 N369). Декларированное программное обеспечение было указано и для п.1 Автоматизированное рабочее место, и для п.2 Ноутбук. Декларированный в Описании объекта функционал для программного обеспечения "Программная система для мониторинга и управления" реализуется с помощью ОС ALSE (Astra Linux Special Edition).
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводу жалобы, которые приобщены к материалам настоящего дела.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражения Заказчика, позицию Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Согласно части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с пунктом 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчик не согласился с доводами жалобы, пояснив, что Заявитель жалобы в своей заявке продекларировал: "Предустановленное программное обеспечение Astra Linux Special Edition находится в реестре Российского программного обеспечения, Запись в реестре от 08.04.2016 N369". Заказчик же в требованиях к описанию объекта закупки по позиции N1 "Автоматизированное рабочее место" не предусматривал характеристику к предустановленной операционной системе, данное требование было установлено в характеристиках по позиции N2 "Ноутбук".
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении Аукциона Заказчику требуется к поставке следующий товар: автоматизированное рабочее место (код ОКПД2 - 26.20.15.150), ноутбук (код КТРУ - 26.20.11.110-00000140).
Извещением о проведении Аукциона установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) и Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 года "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Согласно пункту 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В силу пункта 2 (2) Постановления N 1236 установлено, что в целях реализации настоящего постановления: подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных; подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных. Подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным настоящим постановлением, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
Как отмечалось выше, заявка с идентификационным номером 4A-112254 признана не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (отсутствие документов или копий этих документов, предусмотренных Постановлением N1236 (по п.1 не указан (не продекларирован) номер реестровой записи из реестра российского (евразийского) программного обеспечения "Программная система для мониторинга и управления").
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что Заявителем в составе заявке был приложен документ, подтверждающий наличие программного обеспечения в соответствии с Постановлением N 1236 - Предустановленное программное обеспечение Astra Linux Special Edition находится в реестре Российского программного обеспечения, Запись в реестре от 08.04.2016 N369.
В связи с этим, заявка участника под идентификационным номером 4A-112254 неправомерна признана не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупок.
Следовательно, действия единой комиссии по осуществлению закупок Заказчика нарушают требования пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена часть 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы Заявителя признан обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу на действия аукционной комиссии по рассмотрению заявок муниципального бюджетного учреждения культуры "Торбеевский районный дом культуры" Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000323002486 на закупку компьютерного оборудования обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 21 июля 2023 г. N 013/06/48-433/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023