Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - ---------- - заместителя руководителя Мордовского УФАС России;
члены комиссии:
--------- - начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
---------- - главный государственный инспектор отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
------- - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
в присутствии представителей:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N4" - -------, действующей на основании доверенности N 1331 от 20.07.2023 года со сроком действия 1 (один) месяц;
индивидуального предпринимателя ---- - ------, действующий на основании доверенности б/н со сроком действия до 31.12.2023 года, участвующего в заседании комиссии 21.07.2023 года;
рассмотрев 21 июля 2023 года посредством видео-конференцсвязи обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N4" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя ------ в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1078 от 30.06.2021 г. "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 14 июля 2023 года (вх.N 3404-ЭП/23 от 14.07.2023 года) посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru поступило обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N4" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении индивидуального предпринимателя Козулиной Татьяны Владимировны (далее - ИП ----.) (ИНН: ---; ОГРНИП: -----) в связи с уклонением ИП ---- от заключения контракта по результатам электронного аукциона N 0809500000323002336 на оказание услуг по стирке белья (далее - Аукцион).
Мордовское УФАС России, изучив обращение от 14 июля 2023 года (вх.N 3404-ЭП/23 от 14.07.2023 года) о включении сведений в отношении ИП ----- в реестр недобросовестных поставщиков, приняло его для дальнейшего рассмотрения.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр ИП ---- письмом от 17 июля 2023 года N ДМ/2480/23 назначено на 20 июля 2023 года на 15 часов 00 минут.
20 июля 2023 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 11 часов 30 минут 21 июля 2023 года заседание Комиссии Мордовского УФАС России продолжилось.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ИП ------ в реестр недобросовестных поставщиков (вх.N 3404-ЭП/23 от 14.07.2023 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N013/06/104-425/2023, а также возможности использования систем видео-конференцсвязи (номер реестровой записи: 202300109157000429).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
В результате осуществления проверки факта уклонения Общества от заключения контракта по результатам проведения Аукциона и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
14.06.2023 12:29 (МСК) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" по заявке Заказчика размещено извещение N 0809500000323002336 о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 6 930 000 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 23.06.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 23.06.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 27.06.2023.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений по процедуре N 0809500000323002336 от 23.06.2023 года победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером 22 (ООО "----"), с ценовым предложением 2 365 650 рублей. Второе место присвоено заявке с идентификационным номером 20 (ИП Козулина Т.В.), с ценовым предложением 2 400 300 рублей.
Протоколом от 04.07.2023 года N ППУ20_1 (размещен в Единой информационной системе в сфере закупок (04.07.2023 11:24 (МСК)) ООО "Стандарт" было признано уклонившимся от заключения контракта.
Решением управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по делу N 013/06/104-411/2023 от 11.07.2023 г. сведения об ООО "------", директоре ООО "-----" были включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом.
04.07.2023 года 14:44 (МСК) заказчик разместил проект контракта для подписания его участником, подавшим заявку с идентификационным номером 22, которой было присвоено второе место.
Согласно пунктам 1 и 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Согласно сведениям сайта Единой информационной системы 11.07.2023 21:10 (МСК) от электронной площадки http://roseltorg.ru получен документ "Протокол разногласий" от 11.07.2023 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
Во исполнении требований пункта 2 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе 12.07.2023 08:12 (МСК) Заказчиком размещен документ "Доработанный проект контракта" от 12.07.2023 года.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Соответственно, ИП ----, руководствуясь положениями части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, надлежало в срок до 23:59 13.07.2023 года разместить подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта.
Однако ИП ----- в регламентированный срок - до 23:59 13.07.2023 года не совершены действия, указанные в части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Учитывая изложенное, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в связи с невыполнением в установленные сроки ИП Козулиной Т.В. требований, предусмотренных частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, на основании части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе ИП Козулина Т.В.. правомерно признана Заказчиком уклонившейся от заключения контракта (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 14.07.2023 NППУ20_2, размещен на сайте Единой информационной системы - 14.07.2023 08:54 (МСК)).
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Руководствуясь частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, вышеуказанная информация направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок - 14.07.2023 года.
ИП ---- в адрес Мордовского УФАС России были представлены документы, содержащие информацию о заключении договора субподряда N 01/2023 от 26.06.2023 года ИП ---- с индивидуальным предпринимателем --- на оказание услуг по стирке, сушке и глажению мягкого инвентаря. С учетом принятых и неисполненных обязательств ИП Козулина не имеет возможности в установленные сроки выполнить требуемый объем услуг предлагаемый контрактом, в связи с нехваткой производственных мощностей и занятостью всех работников прачечной.
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика настаивал на включении сведений в отношении ИП ----- в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что представленные доказательства не могут свидетельствовать о наличии объективных причин (не зависящих от Поставщика), повлекших за собой невозможность подписания проекта контракта в установленные Законом о контрактной системе сроки. При этом материалами дела подтверждено, что ИП ----- в установленный Законом о контрактной системе срок не исполнила со своей стороны обязательств по подписанию проекта контракта, что свидетельствует о недобросовестном и виновном поведении ИП Козулиной Т.В. при уклонении от заключения контракта, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России принимая во внимание характер допущенного ИП ---- нарушения сроков для подписания контракта; отсутствие объективных причин, повлекших за собой невозможность подписания проекта контракта; а также учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), приходит к выводу о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ИП -----
Таким образом, материалами дела подтвержден факт недобросовестного поведения ИП Козулиной Т.В., выразившийся в уклонении от заключения контракта, что, по мнению Комиссии Мордовского УФАС России, является основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Сведения, предоставленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N4" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении индивидуального предпринимателя ---- в связи с уклонением ИП -----. от заключения контракта по результатам электронного аукциона N 0809500000323002336 на оказание услуг по стирке белья, включить в Реестр сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 результативной части настоящего решения, в Реестр считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 21 июля 2023 г. N 013/06/104-425/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023