Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителя ИП Чучина Андрея Андреевича (далее - Участник, Поставщик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17846-ЭП/23 от 12.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа на поставку пластиковой одноразовой посуды (извещение N 0372100048823000606),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку пластиковой одноразовой посуды (извещение N 0372100048823000606) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 162 134,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Чучин Андрей Андреевич.
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 0372100048823000606 от 05.06.2023 на сумму 82 688,34 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.3. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался осуществить поставку пластиковой одноразовой посуды (далее - товар).
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 6 (шести). Срок поставки товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки товара начинает течь с первого рабочего дня следующего за днем получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку товара, и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку товара от 06.06.2023 N ИС-10.1-03/3788 направлена в адрес Поставщика и получена последним 06.06.2023. Срок исполнения обязательств Поставщика по Контракту истек 15.06.2023.
Претензией от 16.06.2023 N ИС-10.1-03/4022 Покупатель уведомил о нарушении срока поставки и потребовал в срок не позднее 26.06.2023 выполнить обязательства по Контракту. Вместе с тем по состоянию на 28.06.2023 Поставщик не исполнил обязательства по указанной заявке на поставку Товара.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.06.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
К заседанию Комиссии УФАС представитель Участника направил письменные пояснения, в которых сообщил следующее:
06.06.2023 Поставщик получил на электронную почту заявку, к которой приступил незамедлительно, в период срока по заявке Поставщик вел неоднократно переговоры с заведующим склада Заказчика, и сообщал о ходе исполнения контракта, сообщил, что имеются обстоятельства независящие от Поставщика, которые привели к просрочке поставки товара по Контракту.
Начиная с 21.06.2023 по 28.06.2023, когда Поставщик был готов доставить товар в полном объеме, мне было отказано в доступе на территорию Заказчика для передачи товара согласно заявки ввиду несогласованности в правильности заполнения документов, подкрепленных в ЕИС, документы несколько раз переделывались.
29.06.2023 весь товар по заявке заказчика N 10.1-03/3788 от 06.06.2023, был передан на склад Заказчика, тем самым, Поставщик устранил нарушение, послужившее основанием для одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту заказчика. Что должно было послужить для отзыва уведомления о расторжения Контракта.
Поставщик устранил обстоятельство, послужившее Решению об одностороннем отказе, а именно, товар поставлен в адрес заказчика до момента вступления в юридическую силу такого решения.
При первичной проверки товара произошло неверное восприятие информации, отраженное в спецификации контракта. А именно по заявке у Поставщика было поставлено 3 позиции.
Тарелки и размешиватели приняты Заказчиком без замечаний.
По одноразовым стаканчикам было произведено взвешивание стаканов, которое показало, что один стакан имеет вес НЕТТО - 3 грамма. А в контракте, как и в заявке Поставщика указан вес БРУТТО, т.е. вес с упаковкой, т.к. согласно Техническому заданию (Приложение N 2 к Контракту) Заказчик не стал конкретизировать, какой вес по этой позиции ему требуется к поставке. Не возможно определить по Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) однозначность данной характеристики:
В соответствии с Техническим заданием Заказчик, не указав какой необходимо считать вес к поставки единственно верным: вес НЕТТО или вес БРУТТО, ограничив лишь любой из этих вариантов весом от 2,65 грамма одного стакана в упаковке или без упаковки.
Поставщиком товар поставлен в заводских упаковках в соответствии с указанным весом 5 грамм (с заводской упаковкой). При этом изначальное требование Заказчика "любой вес должен быть не менее 2,65 грамма" выполнен в полном объеме, это подтверждает контрольное взвешивание приемочной комиссии, после передачи товара на склад.
Заказчик обозначил, что данный товар (одноразовые стаканчики для горячих и холодных напитков) должен быть относительно плотными.
При первичной приемки этого товара члены комиссии (работники склада) при визуальном и тактильном осмотре и при сравнении со пластиковыми стаканами, имеющимися у Заказчика, определенно выразили мнение, что поставленные стаканчики соответствуют основному требованию (устойчивость к деформации).
В связи с вышеизложенным Поставщик полагает, что согласно Спецификации к Контракту, изначальным требованиям Заказчика, объему и условиям заявки Заказчика товар поставлен верно.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Чучина Андрея Андреевича в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Чучин Андрей Андреевич (ИНН: 281201817979) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июля 2023 г. N РНП-78-1014/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2023