Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):;
ООО "ТЦ "МЕДСЕРВИС" (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17845-ЭП/23 от 12.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000071),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000071) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 880 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.02.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ТЦ "МЕДСЕРВИС".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 0372100048823000071 от 17.03.2023 на сумму 545 200,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.3. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 30.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения (далее - товар).
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта поставка товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки товара начинает течь с первого рабочего дня следующего за днем получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку товара, и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку товара от 16.06.2023 N ИС-05-07/4026 направлена в адрес Поставщика и получена последним 16.06.2023. Срок исполнения обязательств Поставщика по Контракту истек 26.06.2023.
Претензией от 28.06.2023 N ИС-05-07/4273 Заказчик уведомил о нарушении срока поставки и потребовал незамедлительно выполнить свои обязательства по Контракту. Вместе с тем по состоянию на 30.06.2023 Поставщик не исполнил обязательства по поставке товара, предусмотренного Контрактом.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 30.06.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
На момент проведения аукциона ООО "ТЦ "Медсервис" располагал необходимым количеством товара, который необходимо было поставить Заказчику по условиям Контракта.
В связи с тем, что победителем Аукциона признано ООО "МЕД ПЛЮС", которое должно было осуществить поставку товара Заказчику, ООО "ТЦ "Медсервис" 03.03.2023 реализовал товар, предназначавшийся для поставки по Контракту, другому контрагенту.
06.03.2023 в связи с тем, что победитель закупки, с которым заключается контракт, не представил надлежащее обеспечение исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, Заказчик разместил Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 06.03.2023 N ППУ20_1, согласно которому ООО "МЕД ПЛЮС" было признано уклонившимся от заключения контракта.
Уведомление о заключении контракта с ООО "ТЦ "Медсервис" было направлено в ООО "ТЦ "Медсервис" 17.03.2023, то есть по истечении 12 дней с момента признания ООО "МЕД ПЛЮС" уклонившимся от заключения контракта.
Несмотря на то, что ООО "ТЦ "Медсервис" 03.03.2023 реализовал товар, предназначавшийся для поставки по государственному контракту, другому контрагенту, ООО "ТЦ "Медсервис" принял все возможные меры для исполнения контракта.
Первая заявка Заказчика на поставку товара по контракту (линии инфузионные Low Pressure Extension Line - внутренний диаметр 1,5 мм, внешний диаметр 2,7 мм, длиной 150 см. в количестве 5000 шт.; проводник инфузионный однократного применения (черный) в количестве 800 шт.) поступила в ООО "ТЦ "Медсервис" 22.03.2023.
ООО "ТЦ "Медсервис" выполнил эту заявку в полном объёме.
Вторая заявка Заказчика на поставку товара по контракту (линии инфузионные Low Pressure Extension Line - внутренний диаметр 1,5 мм, внешний диаметр 2,7 мм, длиной 150 см. в количестве 15000 шт.) поступила в ООО "ТЦ "Медсервис" 16.06.2023.
В связи с тем, что товар у дилера отсутствовал с марта 2023 года и поставка планировалась только в июле 2023 года ООО "ТЦ "Медсервис" направил Заказчику письмо от 30.06.2023 с просьбой произвести замену поставки товара, предусмотренного контрактом на товар с улучшенными характеристиками в срок до 07.07.2023, но Заказчик не согласился на такую замену.
Этим же письмом ООО "ТЦ "Медсервис" сообщил Заказчику о том, что поставка товара задерживается, так как находится на таможне в городе Новосибирске и гарантировал поставку 17.07.2023.
ООО "ТЦ "Медсервис" принял меры и нашёл другого поставщика, у которого на складе имелось только 1000 линий инфузионных Low Pressure Extension Line и 06.07.2023 осуществил поставку этого товара Заказчику в соответствии с условиями Контракта.
Письмом от 07.07.2023 ООО "ТЦ "Медсервис" гарантировал поставку товара 14.03.2023 экспресс доставкой из города Москвы, так как 09.07.2023 товар поступил дилеру на склад, и он гарантировал отгрузку продукции в адрес ООО "ТЦ "Медсервис".
Однако Заказчик 30.06.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.03.2023 ООО "ТЦ "Медсервис" получил товар, но Заказчик отказался его получать в связи принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.07.2023 Заказчик направил ООО "ТЦ "Медсервис" требование об уплате неустойки в сумме 2 410 руб. 40 коп. в срок до 18.07.2023.
12.07.2023 года Заказчик направил ООО "ТЦ "Медсервис" требование об уплате неустойки в сумме 55 520 руб. 00 коп. в срок до 18.07.2023.
13.07.2023 ООО "ТЦ "Медсервис" была оплачена неустойка в сумме 55 520 руб. 00 коп. и 17.07.2023 произведена оплата неустойки в сумме 2 410 руб. 40 коп., то есть в полном объёме.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТЦ "МЕДСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ТЦ "МЕДСЕРВИС" (ИНН: 4706024480) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июля 2023 г. N РНП-78-1013/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2023