Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
Рословой О.А. - начальника отдела контроля федеральной контрактной системы, заместителя председателя Комиссии УФАС;
Абщилава В.А. - специалиста 1 разряда отдела контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
Карташова В.А. - инспектора-делопроизводителя отдела контроля федеральной контрактной системы, члена Комиссии УФАС;
в отсутствие представителя ГБДОУ детский сад N73 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
ООО "ДАР-СТАНДАРТ" (далее - Участник, Подрядчик): Филимонова Д.А. по доверенности, Мешковой Е.В. по доверенности, Белановой Е.А по доверенности, Жирковой А.П. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18102-ЭП/23 от 14.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по благоустройству территории (извещение N 0372200110922000016),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по благоустройству территории (извещение N 0372200110922000016) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 538 774,97 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.09.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ДАР-СТАНДАРТ".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 73ПСД/Д от 27.09.2022 на сумму 299 018,87 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.8. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался осуществить разработку проектно-сметной документации по благоустройству территории (далее - работы).
Подрядчик выполняет работы в соответствии с приложениями N 1 и 2 к Контракту, определяющие объем, содержание, цену работ и другие, предъявляемые к ним требования, а также условиями Контракта, определяющими сроки их выполнения. Подрядчик обязан выполнить работы, обеспечив надлежащее качество, в сроки, установленные Контрактом (п.2.4.1 контракта).
Сроки выполнения работ: срок проектирования в соответствии с условиями Контракта 180 дней (в т.ч. 60 дней на получение необходимых технических условий, разрешений на проектирование и согласований), с момента вступления контракта в силу (п.5.2. Контракта).
По состоянию на 03.07.2023 задержка в сроках выполнения работ Подрядчиком составляет более 30 (тридцать) дней.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 03.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В соответствие с Заданием на проектирование разработанную Проектно-сметную документацию необходимо согласовать в соответствующих органах, в частности первоначально в Комитете градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга (КГА).
Документация по детскому саду N73 была разработана в полном объеме и передана для согласования в КГА, однако с их стороны было отказано в согласовании ввиду замечаний декоративного характера (что заняло у Подрядчика время на их исправление и послужило причиной просрочки), а также некорректного Задания на проектирование, в частности:
В Заданиях КГА с "1" по "6" пунктом 1.3. Указаны Сведения о разработке проектных решений элементов благоустройства. В том числе некапитальные нестационарные строения и сооружения (навес, беседки), что является ошибкой по видам проектируемых элементов благоустройства (некорректно ссылаясь на п. 2.7.1. Приложения N2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга), тогда как в Задании КГА "7" пунктом 1.3. Указаны Сведения о разработке проектных решений элементов благоустройства. В том числе детское игровое оборудование, теневые навесы, что является верным по видам проектируемых элементов благоустройства (ссылаясь на п. 2.4.2 Приложения N2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга).
При согласовании проекта в Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, КГА выдают Заключение о несогласовании проекта благоустройства элементов благоустройства, ошибочно ссылаясь на некапитальные нестационарные строения и сооружения, что тянет за собой бесконечный перечень замечаний КГА.
Таким образом, без изменения Задания на проектирование, а именно исключения из запросов элементов "некапитальные нестационарные строения и сооружения" и включить "теневые навесы", невозможно получить согласованный результат работ.
О данных обстоятельствах сообщалось как Заказчикам, так и непосредственно в СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Калининского района Санкт-Петербурга", однако содействия Подрядчику оказано не было.
Подрядчик не уклонялся и не отказывался от исполнения своих обязательств, ООО "ДАР-СТАНДАРТ" были своевременно заключены Договоры на выполнение инженерно-геодезических изысканий для выполнения своих обязательств, а также Подрядчик передал Заказчикам результат работ и предлагал принять и оплатить его, поскольку согласование документации в КГА не имеет стоимостной оценки.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ДАР-СТАНДАРТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ДАР-СТАНДАРТ" (ИНН: 3664234322) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии О.А. Рослова
Члены Комиссии В.А. Абщилава
В.А. Карташов
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июля 2023 г. N РНП-78-1021/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2023