Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Заказчик):
ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17959-ЭП/23 от 13.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту в рамках субсидии федеральному бюджету из бюджета Санкт-Петербурга на софинансирование расходных обязательств Российской Федерации по материально-техническому обеспечению полиции ГУ МВД России (извещение N 0872100001023000105),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 31.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту в рамках субсидии федеральному бюджету из бюджета Санкт-Петербурга на софинансирование расходных обязательств Российской Федерации по материально-техническому обеспечению полиции ГУ МВД России (извещение N 0872100001023000105) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 36 212 954,18 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.04.2023 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ" заключен государственный контракт N 0872100001023000105 от 28.04.2023 на сумму 34 402 306,47 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.1.14, 4.1.15, 7.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 30.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по капитальному ремонту в рамках субсидии федеральному бюджету из бюджета Санкт-Петербурга на софинансирование расходных обязательств Российской Федерации по материально-техническому обеспечению полиции ГУ МВД России (далее - Работы) в срок с момента подписания сторонами Контракта акта приема-передачи объекта Заказчика для выполнения Работ до 01.07.2023 (включительно) (п. 2.1 Контракта).
02.05.2023 между Заказчиком и Участником был подписан акт приема-передачи объекта на выполнение работ в рамках Контракта.
18.05.2023 Участник предоставил список рабочих на согласование по допуску на территорию объекта для выполнения Работ (исх. N 18/05/00).
13.06.2023 Участник направил дополнительный список рабочих на согласование по допуску на территорию объекта для выполнения Работ (исх. N 06-13).
19.06.2023 Заказчик направил ответ на запрос о согласовании списка рабочих ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ", в котором указал, что не располагает сведениями, препятствующими допуску на объекты ГУ МВД России (per. номер: 116/21-4463).
По состоянию на 30.06.2023 Участник не приступил к выполнению Работ, материалы для производственных работ не были завезены.
Продление сроков выполнения Работ по Контракту Заказчик посчитал не целесообразным в связи с тем, что в начале 3 квартала 2023 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области планируются общественно-массовые мероприятия, помещения, подлежащие ремонту по Контракту, должны функционировать в круглосуточном режиме, и принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 30.06.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.07.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ" не намеревалось уклониться от исполнения Контракта, что подтверждается следующим:
На основании п. 4.4.3 Контракта 27.04.2023 Участник предоставил Заказчику список рабочих, которых планировалось задействовать для выполнения Работ, что подтверждается письмом от 27.04.2023 N 27/04/00.
В связи с отсутствием ответа Заказчика о согласовании допуска на объект письмами от 18.05.2023 исх. N 18/05/00 и от 25.05.2023 N 25/05/00 списки сотрудников повторно были направлены в адрес ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области".
В соответствии с письмом от 19.06.2023 N 116/21-4463 Заказчик согласовал допуск сотрудников ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ" на объект.
В связи с длительным согласованием допуска сотрудников ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ" письмом от 22.06.2023 N 22/06/01 просило продлить срок выполнения Работ по Контракту.
Ответным письмом от 30.06.2023 N 23/7328 Заказчик отказал в продлении сроков выполнения Работ в связи с нецелесообразностью, поскольку подлежащие ремонту помещения планировались к использованию с начала 3 квартала 2023 года.
В ответ на Решение Заказчика Участник направил письмо от 06.07.2023 N 01, в котором Заказчику было предложено расторгнуть Контракт по соглашению сторон на основании ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе по причине невозможности выполнения Работ по Контракту из-за длительного согласования допуска сотрудников ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ" и факта отсутствия целесообразности выполнения Работ по Контракту.
На основании вышеизложенного, учитывая действия ООО "КОНЦЕПСТРОЙ", свидетельствующие о намерении исполнить свои обязательства по Контракту, о чем свидетельствует перечисленная выше переписка по Контракту, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, учитывая длительное согласование допуска сотрудников ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ" Заказчиком и факт отсутствия целесообразности выполнения Работ по Контракту, Комиссия УФАС пришла к выводу о невключении ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков. повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ" (ИНН: 9721126790), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июля 2023 г. N РНП-78-1015/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2023