Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО п. Лисий Нос (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей:
ООО "Центр научных исследований и аудита "Панацея" (далее - Заявитель), уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 18095-ЭП/23 от 14.07.2023) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования поселок Лисий Нос, включающие размещение (замену) детской площадки по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Лисий Нос, Морской пр., участок 2 (западнее дома 17, лит. А), размещение планировочного устройства (пешеходная дорожка) по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Лисий Нос, ул. Деловая (от ул. Электропередач до ул. Кольцевой) (извещение номер 0172300011223000012) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 29.06.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172300011223000012. Начальная (максимальная) цена контракта - 18 641 351,54 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к значениям показателей товаров (материалов) установлены заказчиком на основании мониторинга характеристик товаров, представленных на рынке различными производителями. При этом производители при описании материала изготовления скамьи за частую не указываю НТД, на основании которых приводят характеристики материалов, используемых для изготовления товара
Заявитель утверждает, что установленная Заказчиком инструкция содержит излишнее описание правил представления сведений о товаре, которые фактически не подлежат применению.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих количество участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении (документах) инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами комиссии по осуществлению закупок.
В пунктах 1.1-1.4 Инструкции Заказчик указывает, какие конкретно значения показателей должны быть указаны в случае установления одного требования к значению показателя. В пунктах 1.5-1.18 Инструкции Заказчик устанавливает обязательные для всех участников закупки указания, какие значения показателей должны быть предоставлены в случае, когда в устанавливаемых требованиях к показателю есть верхняя и нижняя граница требований, с учетом того, какой знак разделяет требования к нижней и верхней границе значения показателей. Таким образом, инструкция сформирована так что бы участники имели возможность указать значение характеристики товара при любом используемом сочетании установленных Заказчиком характеристик, что предназначено для облегчения заполнения участниками заявок.
Заявитель утверждает, что пункт 1.6 и пункт 1.16 инструкции направлены на провокацию ошибки в заявке, поскольку в формулировке указанных пунктов использовано формулировка "слов и символов", а в п. 1.1 и 1.4 использована формулировка "словосочетаний".
Вместе с тем инструкция сформирована так что бы участники имели возможность указать значение характеристики товара при любом используемом сочетании установленных Заказчиком характеристик, что предназначено для облегчения заполнения участниками заявок.
Заявитель утверждает, что в соответствии с инструкцией не может предоставить конкретные характеристики перечисленных требования (высота комплекса, высота спуска и т.д.), ссылаясь на п. 1.5 - 1.14 инструкции. При этом Заявитель не учел, что все приведенные им примеры указываются участников в соответствии с п. 1.16 инструкции.
Заявитель предполагает, что Заказчик намеренно делает в инструкции различие между понятиями слово "или" и союз "или", ссылая на п. 3.3 и 3.4 инструкции.
Необходимо отметить, что п. 3.3 инструкции касается одновременного использования слов (союзов) "и" и "или", а п. 3.4 касается использования слова (союза) "или" со словами и символами, перечисленными в п. 1.1 - 1.4 инструкции.
Заявитель считает, что инструкция не позволяет определить соответствие товара требованиям Заказчика, поскольку Заказчиком не указано к каким геометрическим величинам относится требование, что может привести к ошибкам технического характера при заполнении заявок.
При этом в данном доводе Заявитель в качестве примера приводит требования к характеристикам товара, в которых указанно к каким геометрическим величинам относятся данные требования: "Размер прямоугольного мусорного бака урны для раздельного сбора мусора (ДхШ)", либо характеристики товара, не зависящие от геометрических величин: размер сечения. Указание размера сечения в формате ДхШ или ШхД не будет являться критичным при описании товара.
Заявитель считает, что Заказчиком предъявлены излишние требования к товару. При этом Заявитель не учитывает, что указанные в жалобе требования направлены на максимально подробное описание потребности заказчика. Указанные описания были составлены таким образом, чтобы у участников сохранялась возможность выбора из нескольких разновидностей поставляемого товара, например: Заказчика устроит как урна с раздельным сбором мусора, так и урна для смешанных отходов и т.д. Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки позволяет участникам предложить к поставке товар, устраивающий как Заказчика, так и участников
Заявитель считает, что Заказчиком установлен показатель ширина скамьи в ненадлежащем виде.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки показатель "Ширина скамьи: 600 мм менее 800 мм" должен быть представлен точно в соответствии с требованиями Приложения N 2 к Описанию объекта закупки. Представление характеристики таким образом указывает на то, что при исполнении контракта и поставке указанного товара условиям технического задания будет соответствовать скамейка с шириной в рамках указанного диапазона, что позволяет участникам на этапе подготовки заявки и исполнения контракта подобрать товар, максимально соответствующий потребностям Заказчика из максимально широкого спектра присутствующих на рынке товаров
Заявитель утверждает, что в соответствии с инструкцией не может предоставить конкретные характеристики указанного требования, ссылаясь на п. 3.1 инструкции и намеренно игнорируя п. 2.3 инструкции, в котором указано, что при использовании слова "должен" характеристика товара указывается участником в неизменном виде.
Кроме того, Заявитель имел возможность направить запрос на разъяснения документации, однако не воспользовался указанной возможностью.
Заявитель утверждает, что сокращение "ББ или ДМФ или ХХЦ или ХМББ", не является общепринятым сокращением.
Однако данные аббревиатуры являются не только сокращениями, но и наименованиями средств, используемых при обработке древесины.
Участник утверждает, что установленное заказчиком требование из идентичных пиломатериалам сиденья не исполнимо, поскольку у участника закупки отсутствует возможность выбрать доски у спинки, поскольку такого варианта нет в сидении скамьи. Однако, идентичность пиломатериалов не распространяется на ту форму, в которой они используются для производства поставляемого товара (бруски, брусья, доски). Идентичные пиломатериалы - пиломатериалы, для производства которых были использованы одни и те же сорта одной и той же древесины.
Заявитель утверждает, что не может спрогнозировать высоту урны от уровня земли, поскольку земля на новых, ранее невозделанных участках оказывается неровной. Однако, Заявитель не учитывает, что в соответствии с описанием объекта закупки и проектом благоустройства урны устанавливаются не на новых, ранее не возделанных участках, а на участках, на которых осуществлено благоустройство.
В соответствии с извещением о проведении закупки предметом закупки является выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования поселок Лисий Нос, включающие размещение (замену) детской площадки по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Лисий Нос, Морской пр., участок 2 (западнее дома 17, лит. А), размещение планировочного устройства (пешеходная дорожка) по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Лисий Нос, ул. Деловая (от ул. Электропередач до ул. Кольцевой).
Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД2 или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.
Все товары, поставляемые в рамках данной закупки, будут использованы для благоустройства общественных территорий, предназначенных для отдыха жителей и гостей п. Лисий Нос. Таким образом, Заказчик установил для поставляемых товаров единый ОКПД 42.99.12.120 "Объекты и сооружения для отдыха".
Из имеющихся материалов дела следует, что описание объекта закупки составлено Заказчиком в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей, следовательно, доводы жалобы не находят своего подтверждения и является необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Центр научных исследований и аудита "Панацея" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июля 2023 г. N 44-2981/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023