Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ООО "Генезис" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18219-ЭП/23 от 17.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку резиновых перчаток (извещение N 0372100048823000668),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.10.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку резиновых перчаток (извещение N 0372100048823000668) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 147 984,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.06.2023 N ИЗК1 победителем Запрос котировок признано ООО "Генезис".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Генезис" заключен государственный контракт N 0372100048823000668 от 07.06.2023 на сумму 138 400,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.2, 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 04.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Генезис".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку резиновых перчаток (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
В соответствии с п. 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 6 (шести). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь с первого рабочего дня следующего за днем получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара, и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 13.06.2023 N ИС-10.1-03/3917 была направлена в адрес Участника и получена последним 13.06.2023. Срок исполнения обязательств Участника по Контракту истек 21.06.2023.
Претензией от 22.06.2023 N ИС-10.1-03/4138 Заказчик уведомил о нарушении срока поставки и потребовал в срок не позднее 26.06.2023 выполнить обязательства по Контракту.
Вместе с тем по состоянию на 04.07.2023 Участник не исполнил обязательства по указанной заявке на поставку Товара.
В связи с существенным нарушением Участником условий Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 04.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Генезис" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.07.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Генезис" не имело намерения уклониться от исполнения Контракта, что подтверждается следующим:
С целью исполнения Контракта 13.06.2023 Участник поставил Товар по заявке Заказчика N 10.1-03/3917. На складе представители Заказчика сверили все характеристики и выявили, что страной происхождения Товара является Китай и Тайланд, а не Российская Федерация. Все остальные характеристики Товара соответствовали заявленным. Сертификаты соответствия были приложены.
ООО "Генезис" готово было поставить Товар с указанными характеристиками либо с улучшенными, соответствующими требованиям Контракта, со страной происхождения Тайланд и Китай.
Участник неоднократно направлял Заказчику письма с просьбой внести изменения в условия Контракта в отношении страны производителя либо принять Товар с улучшенными характеристиками со страной происхождения Товара Тайланд и Китай. В ответ на данные предложения Заказчик сообщал об отсутствии полномочий по изменению существенных условий Контракта.
04.07.2023 Заказчик вынес решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На момент участия в закупке у ООО "Генезис" была договоренность с российским поставщиком (контрагентом) на поставку перчаток, предусмотренных Контрактом, страной происхождения которого является Российская Федерация. Между тем, ознакомившись с образцом предложенного Товара, Участник выяснил, что Товар не является российским, а фактической страной происхождения является Китай (несмотря на тот факт, что ООО "Генезис" заранее предупреждало контрагента о необходимости поставки именно российского товара).
Таким образом, на момент определения победителя Участник узнал об отсутствии Товара у своего контрагента. Несмотря на данный факт, Участник не уклонился от заключения Контракта, а подписал его.
В то же время Участник приступил к поиску Товара у других посредников и производителей, а также в интернет-магазинах. Однако несмотря на все приложенные усилия Товар, требуемый к поставке по Контракту, Участником не был найден. Перчатки с аналогичными характеристиками и страной происхождения Российская Федерация отсутствуют и в Российской Федерации не производятся. На Товаре были указаны штрих коды: 4680091712592, 4620002483814, что соответствует штрих коду Российская Федерация.
Таким образом, Участником были предприняты все зависящие от него меры по исполнению условий Контракта, между тем, по независящим от него обстоятельствам, а именно в связи с фактическим обманом со стороны его контрагента, который намеревался продать ООО "Генезис" Товар со страной происхождения Китай, а также в связи с последующим отсутствием Товара на рынке, ООО "Генезис" не смогло исполнить Контракт.
Представитель Участника отметил, что за последние годы ООО "Генезис" было исполнено более 30 контрактов в рамках Закона о контрактной системе, 11 контрактов находятся на исполнении, что свидетельствует о добросовестности ООО "Генезис" как исполнителя, имеющего репутацию честного и ответственного поставщика по заключенным договорам и контрактам.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Генезис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Генезис" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Генезис" (ИНН: 7802599582), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июля 2023 г. N РНП-78-1026/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023