Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУН Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук (далее - Заказчик);
ООО "Евролайн" (далее - Участник, Подрядчик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18225-ЭП/23 от 17.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по прокладке части участка (от внутреннего проезда напротив здания ТП 1230) линии электропередачи кабельной высоковольтной 6кВ (движимое сооружение) от ТП 1072 по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 65, литера ТА до ТП 1230 по адресу: г. Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 65, литера ТД (извещение N 0372100021923000002),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по прокладке части участка (от внутреннего проезда напротив здания ТП 1230) линии электропередачи кабельной высоковольтной 6кВ (движимое сооружение) от ТП 1072 по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 65, литера ТА до ТП 1230 по адресу: г. Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 65, литера ТД (извещение N 0372100021923000002) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 805 930,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.04.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Евролайн".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N 02-23 от 24.04.2023 на сумму 1 562 129,45 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.1 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Подрядчик обязался выполнить работы по прокладке части участка (от внутреннего проезда напротив здания ТП 1230) линии электропередачи кабельной высоковольтной 6кВ (движимое сооружение) от ТП 1072 по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 65. литера ТА до ТП 1230 по адресу: Санкт-Петербург. Пулковское шоссе, д. 65. литера ТД (далее - работы).
Согласно п. 7 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта, у Подрядчик требовалось наличие собственной электролаборатории с правом выполнения испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок до и выше 1000 В. Свидетельства о регистрации электролаборатории, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, с действующим сроком на момент оказания услуг не представлено. В составе документов было представлено свидетельство о регистрации электролаборатории N 06-46/ЭЛ-23 от 14.04.2023, выданное ООО "Энерго строй".
Помимо этого, Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо исх. N 19/05 от 19.05.2023, в котором предложил заменить поставляемое оборудование с другой ценой и другими характеристиками.
Также Подрядчиком не было представлено в надлежащем виде пакета документов, позволяющего начать производство работ, в частности не был подписан Проект производства работ, не предоставлено согласование КСО и пр.
По состоянию на 27.06.2023 Подрядчик фактически не приступил к работам.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 05.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
В соответствии с п. 2.4.8. Контракта Заказчик обязан предоставить Подрядчику доступ на территорию Заказчика для выполнения работ по настоящему Контракту в соответствии с требованиями пропускного и внутриобъектового режима на территории Заказчика.
В подписанном Контракте имеется Приложение N 2 "Проектная документация", однако Заказчик не передал Подрядчику проектную документацию в том виде, как это установлено СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 (с Изменением N 1): в двух экземплярах, с отметкой "В РАБОТУ" и на электронном носителе.
Проект производства работ, как и другая рабочая документация разрабатываются на основании проектной документации. Именно в проектной документации содержатся все необходимые исходные данные. Кроме того, для составления проекта производства работ необходимо присутствие на самом объекте, однако доступ на объект Заказчик так и не предоставил.
Так же в п.2 Решения об одностороннем расторжении Заказчик ссылается на то, что Подрядчик предлагает оборудование с другой ценой. В направленном Заказчику письме с предложением замены отсутствовала какая-либо информация о стоимости оборудования, были предложены исключительно технические параметры. Поэтому данная мотивация Заказчика не обоснована.
ООО "Евролайн" не согласно с указанным решением также в силу следующих обстоятельств:
17.07.2023 Подрядчик получил свидетельство о регистрации электролаборатории.
Подрядчик имеет исполненные контракты по этому виду деятельности. Работы подобного рода являются для ООО "Евролайн" обычной хозяйственной деятельностью.
У Подрядчика имеется в собственности необходимая спецтехника для исполнения Контракта.
У Подрядчика имеется в штате необходимое количество специалистов для исполнения Контракта.
У Подрядчика заключены договора с поставщиками материалов, необходимых для выполнения работ по данной закупке, с ними постоянно осуществляются денежные взаиморасчеты.
Подрядчик неоднократно (исх.N2 от 03.07.2023, исх.N3 от 05.07.2023, исх.N4 от 06.07.2023, исх.N9 от 14.07.2023) указывал Заказчику на наличие обстоятельств, мешающих исполнению Контракта, а именно непредоставление проектной документации и недопуск на объект. В результате чего, действуя в соответствии с положениями Контракта и Гражданским Кодексом РФ Подрядчик был вынужден приостановить работы до устранения Заказчиком причин, мешающих исполнению Контракта (уведомление претензионной переписки N4 от 06.07.2023).
Заказчик 05.07.2023 разместил в ЕИС решение об одностороннем расторжении, датированное от 27.06.2023.
Течение срока начинается со следующего дня, таким образом десятый день приходится на 15.07.2023 - это выходной день.
Следовательно, первый рабочий день - 17.07.2023 будет являться последним днем 10-ти дневного срока.
Контракт мог быть расторгнут только 18.06.2023, однако по данным ЕИС Заказчик расторг Контракт 17.07.2023, чем нарушил права Подрядчика на предоставление 10-ти дневного срока на устранение нарушений, послуживших основание для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Евролайн" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что надлежащим образом Участником не исполнены принятые на себя обязательства по Контракту:
Проектная документация была предоставлена Подрядчику. Контрактом и приложениям к нему не предусмотрена передача проектной документации в соответствии с СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 (с Изменением N 1): в двух экземплярах, с отметкой "В РАБОТУ".
Также было установлено, что в действиях Заказчика отсутствует нарушение сроков расторжения Контракта, так как Решение об одностороннем отказе (размещено на ЕИС 05.07.2023) вступает в силу по истечении 10-ти календарных дней. В свою очередь, Контракт был расторгнут 17.07.2023, то есть без нарушения регламентированного срока.
Доступ на объект был предоставлен Подрядчику.
Также важно заметить, что заключение дополнительного соглашения о замене поставляемого оборудования на товар с улучшенными характеристиками является правом, а не обязанностью Заказчика.
По мнению Комиссии УФАС, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта, нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта.
Любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки (ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе).
Комиссией УФАС из информации, размещенной на Официальном сайте, было установлено, что Участник не обжаловал положения документации об электронном аукционе, а также не подавал запросов на ее разъяснение.
При этом представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту надлежащим образом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "Евролайн" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Евролайн" ИНН: 4705057148, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Лысцев Виталий Сергеевич, ИНН: 470508267391, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Евролайн" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
17.07.23 |
19.07.23 |
17.07.23 |
0 |
17.07.23 |
24.07.23 |
21.07.23 |
0 |
26.07.2023 |
26.07.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июля 2023 г. N РНП-78-1031/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023