Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 25 Курортного района "УМКА" Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "УМ. ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ" (далее - Участник),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18227-ЭП/23 от 17.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа на оказание услуг по проектированию благоустройства входной группы здания с обеспечением доступности объекта для маломобильных групп населения в ГБДОУ детский сад N25 комбинированного вида Курортного района "УМКА" Санкт-Петербурга в 2020 году (извещение N 0372200114819000036),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 19.12.2019 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проектированию благоустройства входной группы здания с обеспечением доступности объекта для маломобильных групп населения в ГБДОУ детский сад N25 комбинированного вида Курортного района "УМКА" Санкт-Петербурга в 2020 году (извещение N 0372200114819000036) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 156 122,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 30.12.2019 N0372200114819000036-2-1 победителем Аукциона признано ООО "УМ. ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 0372200114819000036001 от 14.01.2020 на сумму 79 219,39 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.1. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался выполнить работы по проектированию благоустройства территории ГБДОУ детский сад N 25 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга "Умка" (далее - работы), однако Участник своих обязательств не исполнил.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 06.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
ООО "УМ. Инженерные системы" выполняло работы в рамках Контракта по проектированию благоустройства входной группы здания с обеспечением доступности объекта для маломобильных групп населения территории ГБДОУ детский сад N25 комбинированного вида Курортного района "УМКА" Санкт-Петербурга по адресу: 197706, СПб, Сестрорецк, Дубковское шоссе 13, лит. А и вела работы в строгом соответствии с представленными исходными данными и требованиями Контракта.
В связи с тем, что копания ООО "УМ. ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ" является микроорганизацией, на устойчивую работу сильно влияют внешние факторы, которые возникали за период выполнения работ, в том числе эпидемия коронавируса, за период которой директор компании Малетыч Дмитрий Михайлович, являющийся главным инженером проекта, дважды болел инфекцией в тяжелой форме, не мог исполнять свои обязательства, в том числе и в реализации данного проекта.
ООО "УМ. ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ" добросовестно исполняло взятые на себя обязательства в части исполнения данного Контракта, и выполнило необходимые обязательства в части выполнения топографической сьемки, с согласованием всеми заинтересованными органами, необходимую для согласования проекта в Комитете по градостроительству и архитектуре (далее - КГА). Выполнило работы по разработке индивидуального проекта благоустройства, значительно превосходящий по своему наполнению реализуемые проекты на территории г. Санкт-Петербург, представляло эти работы Заказчику ГБДОУ N25 "Умка", а также представителю технического заказчика данного проекта - Службе Заказчика Курортного района.
Разработанная проектная документация была согласована с представителями Заказчика - ГБДОУ "Умка", представителями технического заказчика. На основание вышеуказанной документации была составлена и согласована сметная документация, которая так же согласовывалась с техническим заказчиком.
ООО "УМ. ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ" направлял разработанную документацию на согласование в Комитет по градостроительству и архитектуре, однако получил отказ ввиду наличия некоторых замечаний. В последующем истек срок действия выданного КГА задания на проектирования. ООО "УМ. ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ", получив от Заказчика доверенность на получения нового технического задания, обратилось от своего имени в КГА для нового технического задания и корректировки документации.
Изначальным проектом, освещение территории участка ГБДОУ N25 осуществилось путем присоединения сетей к главному распределительному щиту (ГРЩ) вышеуказанного сада, что приводило к оплате потребленной электроэнергии Заказчиком. В конце 2022 года появлялась возможность подключения наружного освещения к сетям ГБУ "Ленсвет", что позволило бы исключить оплату Заказчиком потребленной на освещение территории электрической энергии. На основании данной возможности Заказчиком было принято обратиться в ГБУ "Ленсвет" для получения технических условия и корректировки разработанной документации с учетом данного ТУ.
После этого ООО "УМ. ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ" приступило к работам по корректировки разработанной документации, однако, не успело в указанные сроки, хотя и на данный момент не останавливает работы и обязуется выполнить их за собственные средства и довести это проект до конца. Задержка в выполнения связана с тем, что двое основных нанятых проектировщика, разрабатывающих разделы ПЗУ (план организации земельного участка) и ЭО (Электроосвещения), покинули территорию Российской Федерации и возможность сотрудничества с ними прокатилась. На данном этапе данные работы выполняются новым составом проектировщиков.
ООО "УМ. Инженерные системы" честно и добросовестно выполняло взятые на себя обязательства, не уклонялось от их исполнения, результаты работы представляло Заказчику и техническому заказчику.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "УМ. ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "УМ. ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ" (ИНН: 1001269285) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июля 2023 г. N РНП-78-1033/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023