Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "ЛОКАЛ КОНСТРАКШН" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 18270-ЭП/23 от 17.07.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на сохранение объекта культурного наследия: проведение капитального ремонта и приспособление под современное использование инженерных систем и помещений "Здания Двенадцати Коллегий" по адресу г. Санкт Петербург, В.О., Университетская наб. 7-9-11, лит.А (извещение N 0372100003423000607) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 27.06.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372100003423000607. Начальная (максимальная) цена контракта - 549 575 331,78 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению подателя жалобы:
- в размещении файлов в составе извещения в формате не позволяющих ознакомиться с их содержанием,
- в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе,
- в размещении проекта контракта, содержащего ненадлежащие условия.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1.В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в отношении файлов, размещаемых в ЕИС, определено следующее:
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного указанным Постановлением, документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом такие электронные документы и образы должны иметь открытые форматы, обеспечивающие возможность просмотра всего документа либо его фрагмента средствами общедоступного программного обеспечения, и не должны быть зашифрованы или защищены средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержимым без дополнительного программного обеспечения, которое требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем такого программного обеспечения, если оно предусматривает взимание платы.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что файлы, на которые ссылается Заявитель, а именно Файл ОКЭ-08-ПМП Изменения N 1 и файл - ОКЭ-08-ПМП Изменения N 2 позволяют ознакомиться с содержанием данных файлов.
Исходя из изложенного довод жалобы является необоснованным.
2. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 26 Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном п.п. 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п.п. 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В оспариваемой части Заказчиком установлен следующий порядок оценки по детализирующему показателю "характеристика квалификации участников закупки N 1 (общее количество исполненных участником закупки договоров)":
"Количество баллов, присуждаемых по детализирующему показателю 1БХi, определяется по формуле:
где:
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N 44 оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44 оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N 44 оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Пункт 31 Положения.
1. Оценивается общее количество (в шт.) исполненных участником закупки договоров. К оценке принимаются исключительно: исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, в соответствии с Положением.
2. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы (оказания услуги), связанного с предметом договора:
2.1 Исполненный договор (договоры).
2.2 Акт (акты) приемки выполненных работ (оказанных услуг), акт (акты) приёмки выполненных работ по форме КС-2 (в случае, если по условиям оцениваемого договора для приёмки выполненных работ оформление акта выполненных работ по форме КС-2 являлось обязательным), составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
2.3 Акт (акты) приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ (в соответствии с п. 9 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") по форме, утвержденной Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.06.2015 N 1840. с отметками о приемке всех членов комиссии. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Акт представляется отдельно для каждого заявленного договора. В случае предоставления участником закупки договоров субподряда: в Актах приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, выданных органом охраны объектов культурного наследия должен быть указан субподрядчик - участник закупки.
В случае отсутствия в составе заявки договоров, указанных в разделе 2 пп 2.1.1. (по каждому представленному договору: акта (актов) о приемке выполненных работ по форме КС-2 либо акта (актов) приемки выполненных работ, составленных при исполнении такого договора (договоров), подтверждающих цену выполненных работ и/или Акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного органом охраны объектов культурного наследия), такие договоры при оценке заявки по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" учтены не будут.
При оценке заявки по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров" не будут учтены следующие представленные в составе заявки договоры:
- договоры, не предусматривающие проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на объекте культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
- договоры, по которым представлены последние акты, составленные при исполнении договора, подписанные ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
- договоры, по которым представленный Акт (акты) о приемке выполненных работ по форме КС-2 либо акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), не подтверждает цену выполненных работ.
- договоры, по которым представлены Акты приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, выданные органом охраны объектов культурного наследия не соответствующие форме, утвержденной Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.06.2015 N 1840.
- договоры, по которым представлены Акты приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, выданного органом охраны объектов культурного наследия, в котором не указан субподрядчик - участник закупки (в случае предоставления участником конкурса копий договоров субподряда).
- договоры, по которым в представленных в заявке документах выявлены несоответствия сведений в части стоимости и объема выполненных работ.
3. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44.
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (в случае если проектная документация является приложением к таким документам, то к оценке принимаются документы, в том числе если к ним не приложена такая проектная документация), дополнительными соглашениями (при наличии), а также приложениями к дополнительным соглашениям (при наличии). Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
К оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек) с приложением платежных поручений об уплате таких неустоек (штрафов, пеней).
Сведения о договоре (договорах) рекомендуется оформлять по форме "Сведения об исполненных участником закупки договорах" (Форма N 1 настоящего порядка оценки заявок на участие в конкурсе).
Все предоставляемые в рамках детализирующего показателя подтверждающие документы должны предоставляться в читаемом виде. В случае непредоставления копий документов, предусмотренных настоящим пунктом, составленных при исполнении такого договора, либо выявления несоответствия сведений в представленных документах, комиссия не будет учитывать такой договор при оценке по данному детализирующему показателю.
В случае выявления в представленных сведениях и документах недостоверной информации по какому-либо договору, этот договор учитываться при оценке по данному детализирующему показателю не будет.
При непредоставлении указанных документов оценка по детализирующему показателю не производится. При этом отсутствие указанных документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.".
Формулы оценки, установленные п. 20 Положения, предусматривают оценку заявок с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (наибольшее, например, размер опыта, или наименьшее, например, расход топлива), а также с учетом наличия/отсутствия предельного (предельных) максимального и (или) минимального значения (значений) показателя.
Кроме того, в силу п. 18 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Таким образом, заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных п. 20 Положения, в том числе устанавливает предусмотренные формулами предельные значения показателей, при условии, что такие требования не влекут ограничение количества участников закупки.
В рассматриваемом случае установление предельных значений, как и в целом порядок оценки не противоречит требованиям Положения.
Кроме того, спорный порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
Довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком при составлении проекта контракта не учтены требования п. 2 Приложения N 3 к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 25.06.2015 г. N 1840, ч. 7 ст. 45, с ч. 8 ст. 45, ч. 9 ст. 45 Закона N 73-ФЗ, что в свою очередь, влечет нарушение п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Обязательные условия для включения в извещение проводимой закупки и проект контракта указаны в ст. 33, 34, 94 Закона о контрактной системе.
В частности, согласно п. 1) ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений ч. 13 ст. 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со ст. 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа. Срок приемки установлен п. 4) ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе, который составляет 20 рабочих дней после поступления от подрядчика документа о приемке. Указанный пункт ст. 94 Закона о контрактной системе не содержит ссылки на возможность установления Заказчиком иного срока приемки.
Заказчик по осуществлении закупок обязан руководствоваться нормами Закона о контрактной системе.
Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в ст. 1 Закона о контрактной системе, должны соответствовать Закону о контрактной системе (ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе).
Из пояснений представителя Заказчика следует, что при отсутствии отсылки на установление в контракте условий, указанных в иных нормативно-правовых актах, Заказчик обязан руководствоваться строго Законом о контрактной системе.
Также, заявителем не указаны в жалобе, какие права и интересы заявителя нарушены Заказчиком при проведении закупки.
На дату окончания срока подачи заявок было подано 2 заявки, которые соответствовали требованиям, установленным в извещении.
Исходя из изложенного довод жалобы является необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЛОКАЛ КОНСТРАКШН" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июля 2023 г. N 44-3040/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023