Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" (далее - Заказчик);
при участии ИП Свешникова Мария Алексеевна (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18390-ЭП/23 от 18.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000525),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0372100048823000525) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 808 724,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.05.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Свешникова Мария Алексеевна.
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 0372100048823000525 от 22.05.2023 на сумму 1 781 593,14 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.3. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения (далее - товар).
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта поставка товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки товара начинает течь с первого рабочего дня следующего за днем получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку товара, и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку товара от 14.06.2023 N ИС-05-07/3939 направлена в адрес Поставщика и получена последним 14.06.2023. Срок исполнения обязательств Поставщика по Контракту истек 22.06.2023.
Претензией от 23.06.2023 N ИС-05-07/4181 Заказчик уведомил о нарушении срока поставки и потребовал незамедлительно выполнить обязательства по Контракту. Вместе с тем по состоянию на 07.07.2023 времени Поставщик не исполнил обязательства по указанной заявке на поставку Товара.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 18.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
После выхода извещения о проведения процедуры электронного аукциона, Участником было принято решение о заблаговременной покупке товара, который предполагался к поставке. Учитывая сложную логистическую ситуацию с поставками товаром иностранного происхождения, 12.05.2023 Участником был оплачен данный товар в полном объеме (Договор поставки N БП-386).
Со стороны Заказчика поступила заявка на поставку товара от 14.06.2023 N ИС-05-07/3939, которая получена Поставщиком 14.06.2023. Таким образом срок исполнения обязательств Поставщика по Контракту истек 22.06.2023.
Между тем, Участник отмечает, что согласно информационному письму Исх. N1306-1/23 от 13.06.2023 года, ООО "Джонсон & Джонсон", подразделение медицинских изделий и оборудования, входящее в группу компаний Johnson & Johnson на территории Российской Федерации и стран СНГ, приостановило отгрузку продукции подразделения медицинских изделий и оборудования со склада в России до дальнейшего уведомления, о чем 14.07.2023 Участник уведомил Заказчика по электронной почте.
Данная приостановка вызвана новым международным регулированием, вступившим в силу 19.05.2023. Указанное регулирование также явилось причиной приостановки отгрузки товара в адрес Участника.
В связи с изложенным исполнение обязательств ИП Свешниковой М.А. в рамках Контракта ограничено решением ООО "Джонсон & Джонсон".
Вместе с тем ИП Свешникова М.А., признает, что указанные обстоятельства не являются безусловным основание для неисполнения взятых на себя обязательств в раках Контракта.
Однако с учетом того, что неисполнение обязательств со стороны ИП Свешниковой М.А., является следствием действий дочерней иностранной компанией (США), входящих в перечень недружественных стран (Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р (ред. от 29.10.2022) "Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц") для разрешения сложившейся ситуации, ИП Свешникова М.А., предложило расторгнуть Контракт по соглашению сторон, что не противоречит действующему законодательству и соответствует позиции изложенной в письмах Минэкономразвития РФ от 10.02.2015 N Д28и-175, от 29.01.2015 N Д28и-186, от 18.12.2014 N Д28И-2834, от 11.12.2014 N Д28и-2815.
Данное предложение было направлено Заказчику 11.07.2023 г., а 14.07.2023 Участником был предложен к поставке товар с улучшенными характеристиками. В этот же день товар был предоплачен в размере 100%.
При этом, учитывая допущенные нарушения, сторона Участника также готова рассмотреть вопрос об оплате неустоек (пени) за просрочку взятых на себя обязательств.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Свешниковой Марии Алексеевны в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Свешникова Мария Алексеевна (ИНН: 780108488009) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 июля 2023 г. N РНП-78-1042/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2023