Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 6" (далее - Заказчик):
ИП Васюковой Анастасии Владимировны (далее - Участник, ИП Васюкова А.В.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18568-ЭП/23 от 19.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку крючков для трости, костылей и других принадлежностей и кнопок вызова постоянного дежурного персонала (в комплекте) в зданиях литера "А" и "Ж" по адресу: Санкт-Петербург, пос. Молодежное, Средневыборгское шоссе, д. 14 (извещение N 0372200070823000058),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку крючков для трости, костылей и других принадлежностей и кнопок вызова постоянного дежурного персонала (в комплекте) в зданиях литера "А" и "Ж" по адресу: Санкт-Петербург, пос. Молодежное, Средневыборгское шоссе, д. 14 (извещение N 0372200070823000058) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 106 251,36 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Васюкова А.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Васюковой А.В. заключен государственный контракт N 126 от 03.05.2023 на сумму 57 348,97 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 04.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Васюковой А.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку крючков для трости, костылей и других принадлежностей и кнопок вызова постоянного дежурного персонала (в комплекте) в зданиях литера "А" и "Ж" по адресу: Санкт-Петербург, пос. Молодежное, Средневыборгское шоссе, д. 14 (далее - Товар) одной партией с даты заключения Контракта по 30.06.2023 (включительно) (п. 4.2 Контракта).
Однако, в нарушение условий Контракта Участником обязательства надлежащим образом не были исполнены, характеристики поставленного Товара не соответствуют сведениям, указанным в Спецификации к Контракту.
Согласно п. 2.1.1 Контракта Заказчик вправе требовать надлежащего исполнения Участником обязательств по Контракту, а Участник в соответствии с п. 2.4.1 Контракта обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
02.06.2023 по согласованию с Заказчиком Участником была осуществлена поставка Товара, однако при проведении Заказчиком экспертизы поставленного Товара были выявлены несоответствия поставляемого Товара.
В соответствии с п. 5.14 Контракта Заказчиком был составлен акт от 02.06.2023, в котором Заказчик указал все несоответствия поставляемого Товара условиям Контракта.
30.06.2023 по согласованию с Заказчиком Участником была повторно осуществлена поставка того же самого Товара, который также не был принят Заказчиком, так как Участник не заменил такой Товар на Товар надлежащего качества. Основания возврата Товара Участнику изложены в акте несоответствия поставляемого Товара от 30.06.2023.
Согласно п. 8.4 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
- в случае существенного нарушения Участником требований к качеству товара, а именно обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с вышеизложенным на основании п. 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.4.3 Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 04.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Васюковой А.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 17.07.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС Участник пояснил, что оснований для включения сведений в отношении ИП Васюковой А.В. в реестр недобросовестных поставщиков не имеется ввиду следующих обстоятельств:
Согласно п. 5.5 Контракта участие представителя Участника при приемке товара Заказчиком обязательно, в связи, с чем 02.06.2023 ИП Васюковой А.В. был направлен представитель Шагина Екатерина Анатольевна с доверенностью б/н от 02.06.2023 с товаром в полной комплектации, а именно: Кнопка вызова дежурного персонала (в комплекте) (комплект: кнопка, дисплей-приемник, тактильная табличка) - 8 штук и Крючок для трости, костылей и других принадлежностей (комплект: крючок, тактильная табличка) - 8 штук, а так же сертификаты соответствия, товарная накладная, акт приема-передачи, технические паспорта, гарантийные обязательства и руководства по эксплуатации и настройке на все оборудование. Заказчик отказался принимать Товар (Акт несоответствия N 1 от 02.06.2023).
Производитель систем вызова помощи ИП Анцупов О.Н. ИНН 519047436208, у которого была произведена закупка систем вызова помощи, сообщил, что вся продукция промаркирована, на каждой позиции имеется индивидуальный серийный номер производителя, в связи с чем другую маркировку при отправке товара не предложили.
В свою очередь, производитель ООО "Олимп" ИНН 7839468459 в ответ на запрос предоставления индивидуального паспорта на Крючок для трости, костылей и других принадлежностей, заявил, что технический паспорт у завода изготовителя "Олимп" на поручни и держатели из нержавеющей стали - общий.
В исполнение требований Заказчика в части маркировки Товара, все производители изготовили маркировку для каждого Товара, вследствие чего несоответствие было устранено.
30.06.2023 устранив несоответствия, указанные в Акте несоответствия N 1 от 02.06.2023, ИП Васюкова А.В. повторно направила представителя с доверенностью б/н от 02.06.2023 Шагину Екатерину Анатольевну для сдачи Товара Заказчику, и повторно получила отказ в приёмке согласно Акту несоответствия N 2 от 30.06.2023 по причине несоответствия характеристик приемника. Технические данные, указанные в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту):
- Характеристики кнопки: Индекс влагозащищенности -IP65, Радиус приема: 100 м, Температурный режим эксплуатации - от -20 до +40С;
- Характеристики приемника: Радиус приема: 100 м, Размеры: 220 мм х 130 мм х 30 мм;
и представленные по факту Заказчику при поставке Товара:
- Характеристики кнопки: Индекс влагозащищенности -IP67, Радиус приема: 200-м Температурный режим эксплуатации - от -25 до +5ОС;
- Характеристики приемника: Радиус приема: 100 м, Размеры: 202 мм х 130 мм х 30 мм.
Участник пояснил, что данные характеристики имеют незначительные различия, которые не влияют на функциональные возможности оборудования. Технические данные такие как индекс влагозащищенности и радиус приема у поставляемого Товара, а также температурный режим эксплуатации выше являются улучшенными техническими характеристиками поставляемого Товара. Потребительские характеристики, технические и функциональные параметры предлагаемых к поставке товаров выше по сравнению с теми, что были предложены к поставке изначально.
В части размера приемника Участник сообщил, что при подаче заявки на участие в Аукционе ИП Васюкова А.В. указала ширину приемника 220 мм, фактическая ширина поставляемого приемника оказалась 202 мм, приемник указанный Описании объекта закупки (Приложение N2 к Извещению об осуществлении закупки), а также система вызова помощи (в комплекте) в целом имеет описание полностью соответствующее поставляемому оборудованию, но также по предположению ИП Васюковой А.В. имеет техническую ошибку в части указания размерного диапазона приемника, а именно размер "не менее 220 мм" не может быть применен в данном техническом описании, так как оборудование полностью соответствует техническим данным таких производителей как "Paradagma" (Парадигма), "Айкнопка" (iknopka), "Ruknopka" (Рукнопка), ""ibells" (Айбелс) и др., что подтверждается информацией на сайтах вышеуказанных поставщиков, а также в технических документах доступных для скачивания и предоставляемых при поставке товара поставщиками. В модельном ряде системы вызова помощи у всех вышеперечисленных производителей, имеются приемники шириной 202x130x30мм, 240x140x38мм, 247x159x37мм, 310x110x37мм, при этом ни одно приёмное устройство из вышеперечисленных, и производимых на сегодняшний день, не подходит под размерный диапазон указанный в Описании объекта закупки, а именно: "Размеры: не менее 220 мм х 130 мм х 29 мм и более 230 мм х 140 мм х 33 мм", помимо этого значение более 230 мм х 140 мм х 33 мм" не позволяет применять как минимальное значение показателя товара, так и промежуточные значения показателей, установленные до границы диапазона с отметкой "более", что ограничивает в выборе необходимого имеющегося (существующего) размера оборудования, тем самым вводя в заблуждение участника закупки.
Проанализировав информацию на сайтах вышеперечисленных производителей Систем вызова помощи, Участник сообщил более подробную информацию по имеющемуся на сегодняшний день на рынке оборудования согласно характеристикам, указанным в описании объекта закупки:
На сайте производителя "ibells" (Айбелс) дисплей-приемник Д-ЗМ артикул 2300-01 (далее - Приемник Д-ЗМ (производитель ИП Анцупов О.Н. компания "Парадигма" - предлагаемый к поставке ИП Васюковой А.В.) носит название: "Табло коридорное IBells 108" и имеет размеры 202x130x30мм. На сайте производителя "iknopka" (Айкнопка) Приемник Д-ЗМ носит название: "Табло вызова iKnopka R10" и имеет размеры 202x130x30мм. На сайте производителя "Ruknopka" (Рукнопка) Приемник Д-ЗМ носит название: Табло Ru20 и имеет размеры 202x130x30мм. У всех производителей указан размер 202 мм х 130 мм х 30 мм, так как все оборудование изготавливается на одном заводе в Китае, о чем указано в декларации соответствия, поставляется в Россию под разными брендами, все оборудование данной линейки у разных российских поставщиков имеет одинаковые технические данные в части размеров продукции, из чего следует, что произошла опечатка в документации, как в Описании объекта закупки, так и в Конкретных показателях товара при подаче заявки на участие в электронном Аукционе.
В связи с повторным отказом от приемки, посредством телефонной связи ИП Васюкова А.В. сообщила Заказчику том, что нет физической возможности поставить Товар согласно спецификации, так как ИП Васюкова А.В. опечаталась при подаче заявки, и Товар который требовался, не выпускается в таком размере, вслед за этим ИП Васюкова А.В. 03.07.2023 посредством электронной почты с электронного адреса laptevaanastasia@yandex.ru направила пояснительное письмо исх. 27 от 03.07.2023 на электронный адрес Заказчика, в котором предложила осуществить к поставке Товар существующего размера, который отличается на 2 см по ширине, а также с улучшенными характеристиками в части дальности приема до 200 метров, а также просила Заказчика заключить дополнительное соглашение на корректировку технического задания, и произвести приемку Товара согласно нему.
В ответ на запрос исх. 27 от 03.07.2023 на заключение дополнительного соглашения на электронную почту 12.07.2023 от Заказчика поступило письмо исх. 844 от 11.07.2023, в котором сообщалось об отказе от рассмотрения предложения по заключению дополнительного соглашения к Контракту на внесение изменений в характеристики и об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ИП Васюковой А.В. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ИП Васюкова А.В. не имела намерений уклониться от исполнения Контракта, что подтверждается вышеуказанными действиями, предпринятыми со стороны ИП Васюковой А.В. на протяжении всего срока исполнения Контракта.
ИП Васюкова А.В. является постоянным участником контрактной системы в сфере закупок, добросовестно исполняет свои права и обязанности, ранее не включалось в реестр недобросовестных поставщиков, в закупках, в которых являлась победителем, и по итогам, которых заключались контракты, добросовестно и своевременно исполняла свои обязанности, штрафы и пени не начислялись, к ответственности не привлекалась.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Васюковой А.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Васюковой Анастасии Владимировны (ИНН: 402715478047), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 июля 2023 г. N РНП-78-1047/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2023