Резолютивная часть оглашена
20.07.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МБУК г.о.Самара "Театр драмы "Камерная сцена" (далее - Заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Лебедеве Денисе Александровиче (далее - ИП, Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку кресел театральных в рамках федерального проекта "Культурная среда" (извещение N 0142200001323007543, начальная (максимальная) цена контракта - 4 455 000 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей от Заказчика с надлежаще оформленными доверенностями,
УСТАНОВИЛА:
24.04.2023 между индивидуальным предпринимателем Лебедевым Денисом Александровичем и муниципальным бюджетным учреждением культуры городского округа Самара "Театр драмы "Камерная сцена" заключен контракт N 0142200001323007543 от 24.04.2023 (далее по тексту - Контракт).
В соответствии с Техническим заданием Поставщик обязался поставить кресла театральные.
Срок поставки: 40 рабочих дней с даты заключения Контракта. Крайний день, когда товар должен был быть поставлен Заказчику - 23.06.2023.
Кроме того, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания Контракта, Поставщик предоставляет Заказчику, изготовленный в соответствии с техническим заданием образец кресла для определения его соответствия техническому заданию и требованиям Заказчика. Таким образом, крайний день предоставления образца Заказчику - 02.05.2023 года.
Однако, образец кресла был поставлен Заказчику только 13.06.2023 (просрочка составила 42 календарных дня).
В соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) в процессе согласования Заказчиком образца кресла была проведена проверка соответствия предоставленного образца требованиям Контракта. Поставщик для согласования кресла не явился. По результатам согласования Заказчиком были выявлены несоответствия некоторых параметров в предоставленном образце требованиям, указанным в Техническом задании. Результат согласования образца отражен в акте, подписанным Заказчиком, и направленным Поставщику 23.06.2023 по электронной почте, указанной в Контракте, а также заказным письмом.
Кроме того, Заказчиком в соответствии с пунктом 4.1.8 Контракта от Поставщика в акте согласования образца были запрошены сертификаты, и техническая документация.
Согласно акту согласования срок для устранения Поставщиком недостатков установлен - 5 рабочих дней с даты его получения (по 30.06.2023 включительно).
Однако, по состоянию на 03.07.2023 недостатки устранены не были, в связи с чем Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении Контракта.
04.07.2023 от Поставщика поступило письмо, в котором Поставщик выразил согласие с недостатками в предоставленном образце кресла и обязался предоставить новый образец не позднее 10.07.2023.
Однако, по состоянию на 14.07.2023 (срок вступления в силу решения Заказчика об одностороннем расторжении), товар Заказчику поставлен не был.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика сформировано и подписано в ЕИС 03.07.2023, соответственно, вступило в силу 14.07.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно представленным пояснениям ИП, до участия в закупке ИП Лебедев Д.А. с производителем (ИП Кузнецов С.А.) было согласовано производство кресел в соответствии с аукционной документацией (с предварительным изготовлением образца кресла), в том числе в части сроков поставки.
Так, до заключения настоящего контракта ИП Ледебев Д.А. предоставил производителю всю необходимую техническую документацию, содержащуюся в составе аукционной документации, с целью принятия решения об участии/неучастии в закупке. После получения положительного ответа производителя ИП Лебедевым Д.А. была подана заявка на участие в закупке.
Однако, после передачи производителю заявки на производство и по прошествии времени производитель уведомил ИП Лебедев Д.А. о существенных задержках в производстве образца товара и мебели в целом ввиду значительной производственной нагрузки и отсутствия отдельных комплектующих. При этом производитель заверял ИП Лебедев Д.А. в том, что образец кресла будет изготовлен в ближайшее время, а после выявления заказчиком недостатков в образце кресла - в незамедлительном устранении недостатков.
Однако, в согласованный срок образец кресла и непосредственно театральные кресла ИП Кузнецов С.А. произведены не были, в связи с чем ИП Лебедев Д.А. был лишен возможности исполнить контракт надлежащим образом.
Просрочка поставки образца и товара в целом возникла в результате неисполнения производителем предварительных договоренностей, достигнутых до заключения контракта N0142200001323007543. Такие нарушения производителем возникли в отсутствие вины ИП Лебедева Д.А. и по обстоятельствам, на которые поставщик лишен возможности повлиять.
Вместе с тем, вышеприведенные пояснения ИП не опровергают факт ненадлежащего исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 4.1.6. Контракта Поставщик обязан предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что ИП письменно Заказчика не уведомлял о сложностях, возникших при исполнении контракта.
На дату рассмотрения обращения товар, предусмотренный контрактом, Поставщиком не поставлен.
ИП, принимая участие в Закупке и заключая в последующем контракт, должен был проявить избирательный подход при выборе производителя кресел, а также осуществлять со своей стороны надлежащий контроль за исполнением условий договора поставки товара.
Общественные отношения, направленные на удовлетворение публичных нужд государства в товарах (работах, услугах), характеризуются повышенной социальной значимостью, в связи с чем принятие участником закупки на себя обязательств по исполнению контрактов, заключенных с целью обеспечения публичных нужд, требуют от последнего проявления повышенной ответственности при исполнении таких контрактов (в том числе строгого соблюдения сроков выполнения работ, требований к качеству работ и т.д.).
Следует отметить, что контракт заключен в рамках реализации национального проекта "Культура".
В рассматриваемом случае Поставщиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Доказательств обратного в антимонопольный орган не представлено.
Заказчик в результате действий (бездействий) ИП Лебедев Д.А. лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Лебедев Д.А. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае индивидуальным предпринимателем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Индивидуальном предпринимателе Лебедева Денисе Александровиче в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Индивидуальном предпринимателе Лебедева Денисе Александровиче из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 июля 2023 г. N РНП-63-171
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2023